Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:57, контрольная работа
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента
1.2 Создатели американского менеджмента
2 ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Американская деловитость и умение организовывать
2.2 Обеспечение компетентности персонала, развитость индустрии совершенствование менеджмента
2.3 Стратегия и управление производством в американских фирмах
2.4 Иерархическая модель управления производством
2.5 Рынок труда
2.6 Оплата труда
2.7 Профсоюз в американской компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
1 ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА……………… …………… ………4
1.1 Факторы, оказавшие влияние на формирование американской
модели менеджмента……………………………………….………
1.2 Создатели американского
менеджмента……...…………………………....
2 ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………. …..8
2.1 Американская деловитость и умение организовывать…….……………....8
2.2 Обеспечение компетентности персонала, развитость индустрии
совершенствование менеджмента…
2.3 Стратегия и управление производством в американских фирмах............12
2.4 Иерархическая модель управления
производством………………………........
2.5 Рынок труда…………………………………………………………………
2.6 Оплата труда…………………………………………………………………
2.7 Профсоюз в американской компании………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………17
Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на путь менеджмента. Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности. Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико, это все и объясняет актуальность выбранной темы. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо. Объектом данной работы является американский менеджмент и его история возникновения. Предметом контрольной работы является выявление и рассмотрение особенностей американского менеджмента.
Цель контрольной
работы - выявление особенностей
и характерных черт американского менеджмента
с точки зрения новейших отечественных
и зарубежных исследований в сфере управления
организации.
Для достижения данной цели необходимо
выполнить следующие задачи:
1.Проанализировать и изучить основные положения отечественной и зарубежной литературы в области менеджмента;
2.Рассмотреть возникновение американского менеджмента;
3.Выявить и изучить особенности американского менеджмента;
Практическая значимость работы: анализ информации с целью выявления особенностей американского менеджмента, изучение которого дает широкую возможность применения, при условии адаптации к условиям работы организации, способствуя тем самым наиболее передовому и эффективному развитию системы менеджмента в России.
1 ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Управление как наука,
научная дисциплина возникла в США в начале
XX века. Этому способствовал целый ряд
факторов, среди которых следует отметить
демократичность страны, трудолюбие граждан,
высокий престиж образования, а также
отсутствие государственного вмешательства
в экономику. Страна была свободна от консервативных
догм старого света, а создание монополий
приводило к усложнению управления ими.
В этих условиях возникновение научного
менеджмента стало ответом на потребности
бизнеса. Основателем научного менеджмента
по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор
(20.03.1856 - 21.03.1915).Американский менеджмент
формировался в конце 19 – начале 20 вв.,
в условиях создания крупных иерархических
структур, разделения управленческого
и исполнительского труда; введения норм
и стандартов, установление должности
наемного менеджера, их обязанностей и
ответственности. В 19 веке в США усиливается
роль администрации, как в частном, так
и в государственном секторе, собственность
теряет индивидуальный характер (акционерные
общества и пр.) и становится корпоративной,
создаются механизмы поддержания иерархической
структуры, которая исключает конкуренцию,
выборы и оценку работников по деловым
качествам. В американском обществе повышается
социальная значимость «чина», происходит
тотальная бюрократизация управленческого
аппарата. Предприятия – гиганты испытывают
потребность в рациональной организации
труда, в четкой, взаимосвязанной работе
всех подразделений и менеджеров с научно
обоснованными принципами, нормами и стандартами.
При этом под администрированием
понималась формулировка общих целей
и политики компании, а менеджмент в первоначальном
и узкотехническом смысле понимался
как контроль над их реализацией. Каждый
производственный процесс выделяется
в самостоятельную функцию и сферу деятельности
менеджмента. Число функций возрастает,
обостряется проблема их координации
и соединения на новой основе. Чтобы их
объединить, за каждой функцией закрепляется
штат специалистов (отдел, подразделение),
а общие координационные функции отдаются
менеджменту. Здесь важно отметить следующую
закономерность. Вначале собственник
и менеджер представлены в одном лице.
Затем управление отделяется от капитала
и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера
возникают два сообщества: акционеров
и наёмных руководителей.
Американский менеджмент формировался в конце 19 – начале 20 вв., как было уже отмечено выше, на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали Ф. Тейлор, Г. Форд, Э. Мэйо, Д. Макгрегор.
Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856 – 1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.
Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).
Основы системы Ф. Тейлора:[11;c.222]
1.Умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;
2.Подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;
3.Обучение и тренировка рабочих;
4.Сотрудничество администрации и рабочих.
Важная характеристика системы – ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:
а) определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;
б) подбор функциональных мастеров – по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово – распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;
в) введение инструкционных карт;
г) дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата)
д) калькуляция затрат на производство.
Резюмируя, можно сказать,
что главная идея Тейлора состояла в том,
что управление должно стать системой,
основанной на определенных научных принципах,
должно осуществляться специально разработанными
методами и мероприятиями, т.е. что необходимо
проектировать, нормировать, стандартизировать
не только технику производства, но и труд,
его организацию и управление. Практическое
применение идей Тейлора доказало
всю свою важность, обеспечив значительный
рост производительности труда. Научное
управление по Тейлору сосредотачивалось
на работе, выполняемой на самом нижнем
уровне организации. Тейлор и его последователи
проанализировали взаимосвязь между физической
сущностью работы и психологической сущностью
работающих для установления рабочих
дефиниций. И, следовательно, оно не могло
предложить решение проблем деления организации
на отделы, сферы и диапазоны контроля
и поручения полномочий. Другим представителем
американской модели менеджмента, точнее,
ее «организационной школы» является
Г. Форд (1863 – 1947), названный в свое время
«автомобильным королем». Специалисты
считают, что благодаря изобретению конвейера
при производстве автомобилей Г. Форд
совершил «революцию в цехе». Он создал
систему, где первое место занимали техника
и технология, в которые «вписывали» человека.
Основные принципы системы Г. Форда:[11;c.220]
1.Массовое изготовление стандартной продукции на конвейере;
2.Непрерывность и подвижность процесса производства;
3.Максимальный темп работы;
4.Новая технология на основе поточного производства;
5.Точность как стандарт и качество продукции;
6.Определяющая роль технико–технологической системы;
7.Экономический эффект системы;
8.Не быть зависимым от человека, его слабостей.
Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом. В 20—30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений. Основоположником этой американской школы стал Элтон Мэйо (1880 – 1949), считавший, что управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии.
Для доказательства своих идей Э. Мэйо в 1927 – 1932 гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент[8;c.704] (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течении пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. Когда при двенадцатом по счету изменения в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но и продолжал возрастать. По мнению Э. Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы – личные и групповые.
Данная школа положила
начало развитию идей о «человеке в организации»,
роли «человеческого фактора» в ней. Представители
этой школы разработали свой инструментарий
управления, который в настоящее время
широко используется на практике: человеческие
отношения; условия работы; отношения
«руководитель – подчиненный»; стиль
руководства; мотивация труда; психологический
климат в коллективе и его улучшение.
Информация о работе Специфические особенности американской модели менеджмента