Способы выявления ошибок при подготовке бухгалтерской отчетности и порядок их исправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных нарушений в составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассмотрение применяемых штрафных санкций.

Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:

Рассмотреть классификацию бухгалтерских ошибок;
Изучить влияние ошибок на содержание отчетных форм;
Проанализировать способы выявления ошибок при подготовке бухгалтерской отчетности;
Разработать порядок исправления бухгалтерских ошибок;
Рассмотреть ответственность за допущенные искажения в бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Основные нарушения в составлении бухгалтерской финансовой отчетности, применяемые штрафные санкции…………………..5

Виды искажений в бухгалтерской отчетности…………………...5
1.2. Ответственность за допущенные нарушения в составлении бухгалтерской отчетности…………………………………………………….....9

Глава 2. Бухгалтерская отчетность в ОАО «Маслосырбаза
«Чувашская»………………………………………………………………..........16

2.1. Экономическая характеристика организации……………………16

2.2. Искажение в бухгалтерской отчетности предприятия…………..19

Глава 3 Способы выявления ошибок при подготовке бухгалтерской отчетности и порядок их исправления ………………………………………..28

3.1. Способы выявления ошибок при подготовке бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………..28

3.2. Порядок исправления бухгалтерских ошибок…………………….. 30

Заключение……………………………………………………………………….36

Список используемой литературы…………………………………………….38

Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа .doc

— 721.00 Кб (Скачать документ)

    - компенсация работникам стоимости питания 13 тыс.рублей;

    - материальная помощь, единовременные премии из прибыли, подарки и прочие выплаты работникам 1019 тыс.рублей;

    - премия к Дню образования предприятия 1691 тыс.рублей;

    - услуги кредитных организаций – расходы за банковское обслуживание – 669 тыс. рублей;

    - налоги 624 тыс.рублей;

    - плата за сверхнормативное загрязнение окружающей среды 20 тыс. рублей;

    - прочие расходы – 197 тыс.рублей.

    Налог на прибыль и другие аналогичные платежи составили 877 тыс.рублей.

    В течение отчетного периода резервные  фонды не создавались.

    Остаточная  стоимость основных средств по состоянию  на 31 декабря 2008г. составила 41933 тыс.рублей. В течение 2008года  выбыло основных средств в связи с физическим износом на общую сумму 19234 тыс.рублей. В течение отчетного периода было введено   объектов основных средств общей балансовой стоимостью 18593 тыс.рублей. Сроки полезного использования вновь введенных объектов устанавливались распоряжением  руководителя с учетом отнесения к той или иной амортизационной группы объекта основных средств. Износ по всем группам объектов основных средств начисляется линейным способом.

    В течение 2008 года осуществлялись капитальные  вложения на ремонт зданий, монтаж оборудования.

    Стоимость МПЗ определяется по фактической  себестоимости приобретения, с учетом затрат по доставке материалов и доведения их до состояния, пригодного к использованию.

    По  состоянию на 31 декабря 2008г. на балансе  предприятия долгосрочных кредитов и займов нет, а краткосрочные займы и кредиты в сумме 43301 тыс. рублей, подлежащие погашению, в т.ч. Чувашское ОСБ №8613, ОАО «Банк Москвы», ООО «Кейсистемс».  
 
 
 
 
 

    1. Искажение в бухгалтерской отчетности предприятия

    Каждая  организация обязана составлять бухгалтерскую отчетность по результатам  отчетного периода (промежуточная) и отчетного года (годовая). В полном объеме составляется только годовая бухгалтерская отчетность. Квартальную и месячную бухгалтерскую отчетность допускается составлять лишь в объеме первых двух форм: бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2).

    К одной из основных организационных  ошибок формирования бухгалтерской  отчетности, без сомнения, можно  отнести несоставление промежуточной  отчетности за месяц. В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона о бухгалтерском  учете в организации должна быть составлена квартальная и месячная бухгалтерская отчетность [3]. Обычно сотрудники бухгалтерии в этом случае считают, что достаточно составлять месячную бухгалтерскую отчетность в электронном виде, поскольку она не сдается внешним пользователям (например, в налоговые органы). Однако при этом не учитывается п. 6 ст. 13 данного Закона [3], который требует составлять и хранить бухгалтерскую отчетность на бумажных носителях. Аналогичную ошибку зачастую допускают организации, представляющие отчетность в налоговые органы в электронном виде. Почему-то в данных организациях обычно отсутствует полный комплект бухгалтерской отчетности на бумажных носителях, подписанный руководителем и главным бухгалтером.

    При составлении первой бухгалтерской  отчетности вновь созданным организациям необходимо учитывать положения п. 2 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете [3], устанавливающие, что для организаций, созданных после 1 октября, первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года. Таким образом, к примеру, организация, созданная 15 октября 2008 г., должна представить свою первую годовую бухгалтерскую отчетность только 30 марта 2010 г. В показатели этой отчетности должны войти сведения об имуществе организации и финансовых итогах ее деятельности за период с 15 октября 2008 г. по 31 декабря 2009 г. А в данные отчетности за I квартал 2009 г. организация должна включить все хозяйственные операции с 15 октября 2008 г. по 31 марта 2009 г.

    Распространенной  организационной ошибкой является также неправильное определение состава бухгалтерской отчетности организациями, являющимися субъектами малого предпринимательства. В соответствии с п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности, могут принять решение о том, что в состав годовой бухгалтерской отчетности они включают только баланс и отчет о прибылях и убытках. Обычно такие организации ошибочно не оформляют решение о составлении годовой бухгалтерской отчетности в упрощенном порядке.

    Кроме того, ошибочно составляют годовую  бухгалтерскую отчетность в неполном объеме организации малого бизнеса, которые должны проводить обязательную аудиторскую проверку из-за превышения предельных значений выручки от реализации (50 млн руб.) или валюты баланса (20 млн руб.).

    Зачастую  приходится сталкиваться со случаями полного несоставления бухгалтерской  отчетности организациями малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему  налогообложения в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ [2]. При этом должностные лица таких организаций ссылаются на п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете[3], который якобы освобождает их от обязанностей по ведению бухгалтерского учета. Однако они не обращают внимание на то, что помимо этого Закона есть другие законодательные акты, требующие ведения бухгалтерского учета.

    В отдельных случаях неведение  бухгалтерского учета может привести и к претензиям со стороны налоговых  органов. Например, когда организация, не ведущая бухгалтерский учет и не составляющая бухгалтерскую отчетность, принимает решение о распределении дивидендов между собственниками и использует при выплате дивидендов пониженную ставку НДФЛ.

    Достаточно  распространенной ошибкой является непроведение организациями обязательной аудиторской проверки годовой отчетности. При этом отчетность оказывается неполной, что приводит к получению требований от внешних пользователей (в частности, налоговых органов) о предоставлении аудиторского заключения. В противном случае на организацию и ее должностных лиц может быть наложен штраф.

    В соответствии со ст. 12 Закона о бухгалтерском  учете перед составлением годовой  отчетности все организации обязаны  проводить инвентаризацию активов  и обязательств [3]. Ее отсутствие в установленные сроки не позволяет считать составленную бухгалтерскую отчетность достоверной и зачастую является причиной отказа в выдаче безусловно положительного аудиторского заключения.

    Технические ошибки

    Одна  из наиболее распространенных технических  ошибок — в порядке подписания форм отчетности. В основном это касается организаций, в которых бухгалтерский учет ведет не главный бухгалтер, а специализированная организация или бухгалтер-специалист по договору подряда. В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете в этом случае подписывать отчетность за главного бухгалтера должен руководитель специализированной организации или бухгалтер-специалист [3]. На практике же зачастую подпись за главного бухгалтера ошибочно ставит руководитель организации, в которой ведется бухгалтерский учет.

    В Российской Федерации показатели бухгалтерской  отчетности должны указываться в  тысячах или миллионах рублей без десятичных знаков. Однако некоторые  бухгалтерские работники по-прежнему пытаются указывать данные бухгалтерской отчетности в рублях по аналогии с данными налоговой отчетности. Этой ошибке способствует наличие такой возможности в ряде распространенных бухгалтерских компьютерных программ.

    При проверках отчетности приходится сталкиваться с отсутствием в ней реквизита «Дата подписания отчетности». Необходимо отметить, что в типовых бланках бухгалтерской отчетности предусмотрено четыре разные даты.

    1. Отчетная дата бухгалтерской  отчетности — для годовой отчетности  это 31 декабря отчетного года, а для промежуточной — последняя дата отчетного периода.

    2. Дата утверждения бухгалтерской  отчетности — это дата проведения  общего годового собрания собственников  организации, на котором рассмотрены  итоги ее деятельности за отчетный  год. 

    3. Дата отправки (принятия) бухгалтерской отчетности — это дата отправки отчетности внешним пользователям (по почте, электронным каналам связи и т.п.). Она может быть различной в зависимости от того, когда направлена отчетность тем или иным пользователям. При фактической передаче отчетности внешним пользователям указывается дата ее принятия последними.

    4. Дата подписания бухгалтерской  отчетности — важнейший реквизит, поскольку от его наличия зависит  признание отчетности достоверной.  До даты подписания в отчетности  должны быть учтены все изменения, которые могли произойти с организацией после отчетной даты. Кроме того, организация не сможет получить аудиторское заключение, если ее бухгалтерская отчетность не содержит дату подписания. Ведь в соответствии с нормативными документами по аудиторской деятельности запрещено выдавать заключение о достоверности отчетности раньше даты ее подписания.

    Методологические  ошибки

    Достаточно  часто при составлении бухгалтерского баланса бухгалтеры нарушают п. 34 ПБУ 4/99 [10], согласно которому не допускается зачет между статьями активов и пассивов. На практике же бухгалтерии ошибочно производят зачет между различными статьями дебиторской и кредиторской задолженности. В результате имущественное положение организации, отраженное в отчетности, оказывается недостоверным. Особенно часто организации отражают в балансе сальдированный остаток по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

    Аналогичной является ошибка, связанная с искусственным  раздуванием валюты баланса за счет неправильного закрытия задолженности по контрагентам. Например, когда организация в отчетном периоде перечислила аванс, отраженный по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные», и уже получила до отчетной даты в счет этого аванса товары (работы, услуги), отраженные по кредиту счета 60, субсчет «Расчеты по полученным товарам (работам, услугам)». Если организация своевременно не провела зачет между различными субсчетами счета 60, валюта бухгалтерского баланса оказывается завышенной. Подобная ошибка возникает и когда организация ведет аналитический учет по контрагентам в разрезе каждого первичного документа. В этом случае, если организация своевременно не производит закрытие выставленных документов оплатой, также может возникать «раздувание» валюты баланса за счет того, что по одной и той же организации на одном и том же аналитическом счете числится как кредиторская, так и дебиторская задолженность.

    Несмотря  на кажущуюся незначительность, данная ошибка может иметь весьма существенный характер и даже привести к признанию бухгалтерской отчетности недостоверной в целом. Кроме того, в небольших организациях такие ошибки зачастую приводят к необходимости проведения обязательного аудита из-за ошибочного превышения валютой баланса значения 20 млн руб., что влечет для организации дополнительные, ничем не обоснованные расходы.

    Еще одна методологическая ошибка — отражение  выданных организацией безвозмездных  займов (займов с нулевой процентной ставкой) в составе финансовых вложений. В соответствии с п. 2 ПБУ 19/02 одним из условий принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений является способность приносить организации экономические выгоды (доход) [14]. Очевидно, что предоставление беспроцентных займов дохода не приносит, а, следовательно, отражать данные активы в бухгалтерской отчетности необходимо как прочие или зачислять их в состав прочей дебиторской задолженности.

    Сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности организации, оказываются неполными, если при составлении отчетности не указывается имущество, числящееся на забалансовых счетах. Так, типичной ошибкой является отсутствие в бухгалтерском балансе сведений об арендованных организацией основных средствах или нематериальных активах, находящихся в пользовании.

    Значительное  число организаций при составлении  отчета о движении денежных средств (форма № 4) ошибочно отражают все  денежные потоки организации по текущей  деятельности. Этому способствует и  настройка большинства бухгалтерских  программ, которые по умолчанию предлагают именно такое заполнение данной формы. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с п. 29 ПБУ 4/99 отчет о движении денежных средств должен характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности [10].

    Еще одной методологической ошибкой, на которую хотелось бы обратить внимание, является формальное отношение большинства  главных бухгалтеров к составлению  пояснительной записки к годовой  отчетности. А между тем данный элемент отчетности — один из наиболее важных и существенных. Формальное ее составление, неотражение в записке обязательной информации (к примеру, в части раскрытия информации об аффилированных лицах) могут повлечь за собой признание бухгалтерской отчетности в целом недостоверной.

Информация о работе Способы выявления ошибок при подготовке бухгалтерской отчетности и порядок их исправления