Сравнительная характеристика МСФО 20 и ПБУ 13/2000

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 04:17, курсовая работа

Описание

целью данной работы является сравнение российских и международных стандартов бухгалтерского учета государственной помощи и субсидий.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- изучить российские стандарты ПБУ 13/2000,
-изучить МСФО 20,
- сравнить основные положения документов по пунктам последовательно, выявляя расхождения российских стандартов от международных.

Работа состоит из  1 файл

реферат МСФО.docx

— 37.28 Кб (Скачать документ)

 

     

         ВВЕДЕНИЕ

     Сегодня большинство стран во всем мире применяют  международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Многие российские компании уже ведут учет в соответствии с МСФО. Однако большинство компаний в данный момент еще только пытаются реализовать данную задачу.

     Применение  МСФО требует от специалистов совершенно новых знаний и навыков работы. МСФО не являются сводом строгих, детальных правил, а представляют собой набор принципов и требований. Подход к их реализации каждый специалист определяет самостоятельно, принимая во внимание конкретную экономическую ситуацию.

     Отчетность, составленная в соответствии с МСФО, прозрачна и информативна для  иностранных инвесторов и открывает  доступ российским компаниям к международным  рынкам капитала.

     Учитывая  особенности развития экономики  нашей страны очень важно знать  и понимать Международные Стандарты  Финансовой Отчетности относительно государственной  помощи. Именно поэтому целью данной работы является сравнение российских и международных стандартов бухгалтерского учета государственной помощи и субсидий.

     Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

     - изучить российские стандарты  ПБУ 13/2000,

     -изучить  МСФО 20,

     - сравнить основные положения  документов по пунктам последовательно,  выявляя расхождения российских  стандартов от международных. 

 

     

    1 Сравнительная  характеристика сферы применения  и основных определений ПБУ  13/2000 «Учет государственной помощи»  и МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» 

     Учет  государственной помощи в российском бухгалтерском учете регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным Приказом Минфина РФ от 18.09.2006  № 115н.

     Положение не применяется в отношении экономической  выгоды, связанной с: 

     - государственным регулированием  цен и тарифов;

     - применением соответствующих правил  налогообложения прибыли (предоставление  налоговых льгот, отсрочки или  рассрочки по уплате налогов  и сборов, инвестиционных налоговых  кредитов и др.);

     -участием  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных  инвестиций юридическим лицам).

     Учет  государственной помощи также регламентируется МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

     МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» не применятся в отношении:

     - специальных проблем, отражающих влияние изменения цен;

     -государственной помощи, предоставленной  в форме льгот при определении налогооблагаемой прибыли или льгот, определяемых на основе суммы задолженности по налогам на прибыль (таким как временное освобождение от налога на прибыль (налоговые каникулы), налоговые льготы на инвестиции, льготы по ускоренному начислению амортизации, снижение ставок налога на прибыль);

     - государственного участия   в капитале организаций ;

     - государственных субсидий, специальные  правила в отношении которых  предусмотрены МСФО 41 «Сельское  хозяйство».

     Таким образом, в МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» из сферы регулирования исключены определенные  субсидии,  в частности, субсидии, на которые распространяется МСФО 41. В связи с тем, что аналогичный стандарт в российской практике отсутствует, субсидии, относящиеся к сельскохозяйственной и иной, аналогичной деятельности, также регулируются ПБУ 13/2000.

     ПБУ 13/2000                                                         МСФО 20

Государственная помощь  - увеличение экономических выгод конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). Государственная помощь - это действия государства, направленные на обеспечение специфических экономических выгод для организаций, отвечающих определенным критериям.
     К формам государственной  помощи в целях ПБУ 13/2000 относятся:

     - денежные средства:

    • субвенции и субсидии;
  • бюджетные кредиты,

     - ресурсы, отличные от денежных  средств;

     - прочие формы - предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки).

     Прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке.

     МСФО 20  выделяет следующие виды государственной помощи:

     - государственные субсидии;

     - условно-безвозвратные займы;

     - прочие формы государственной помощи  - формы государственной помощи, которые не могут быть обоснованно оценены, а также такие операции с государством, которые не отличаются от обычных торговых операций организации: бесплатное проведение технических и маркетинговых консультаций, предоставление гарантий, беспроцентные ссуды или ссуды под низкий процент.

     МСФО 20 не определяет порядок  учета в отношении прочих форм государственной помощи, поскольку получаемая  организацией выгода не может быть обоснованно оценена.  При этом общая информация о характере прочих форм государственной помощи подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности.

     Для целей бухгалтерского учета субсидии и субвенции  подразделяются на:

     - средства на финансирование капитальных  расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением  иным путем внеоборотных активов  (основных средств и др.);

     - средства на финансирование текущих  расходов. К ним относятся бюджетные  средства, отличные от предназначенных  на финансирование капитальных  расходов.

     С точки зрения  учета получаемые организацией субсидии подразделяются на:

      - субсидии, относящиеся к активам,  основное условие предоставления  которых состоит в том, что  получающая их организация должна  купить, построить или приобрести  долгосрочные активы;

     -субсидии, относящиеся к доходу, в состав  которых включаются государственные  субсидии, не относящиеся к активам.

 

     Таблица 1 – Основные понятия ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» 

     Исходя  из данных, представленных таблице 1, можем сказать, что в целом основные определения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» аналогичны. 

     2 Сравнительная характеристика условий  и порядка признания государственных  субсидий ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» 

     2.1  Условия признания (получения) государственных субсидий 

     Согласно  ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» организация принимает субсидии и субвенции, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:

     - имеется уверенность, что условия  предоставления этих средств  организацией будут выполнены;

     - имеется уверенность, что указанные  средства будут получены.

     Если  при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается  от возврата полученных ресурсов, и  существует достаточная уверенность  в том, что организация выполнит эти условия, указанные средства учитываются в порядке, предусмотренном  для субсидий и субвенций. 

     Если  организация фактически получила субсидии, но достаточная уверенность в  том, что она выполнит условия  предоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражаются возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств, капитальных вложений и т.п.

     Эти суммы учитываются как целевое  финансирование до получения достаточных  подтверждений того, что организация  выполнит соответствующие условия.

     Согласно  международным стандартам Государственные субсидии, в том числе неденежные субсидии по справедливой стоимости, не должны признаваться до тех пор, пока не будет существовать обоснованная уверенность, что:

     - организация  будет соответствовать  условиям, связанным с ними;

     -субсидии  будут получены.

     Условно-безвозвратный  заём от государства учитывается  как государственная субсидия, когда  имеется обоснованная уверенность  в том, что организация удовлетворит условия, достаточные для невозвращения  займа.

     Условия принятия (признания) государственных  субсидий в целом аналогичен в  МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» и ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

     В МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» оговаривается также момент признания получения государственных субсидий, в то время как в российском ПБУ «Учет государственной помощи» данные положения вообще отсутствуют. В частности в МСФО указано, что субсидии, отвечающие условиям признания, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.

     Если  субсидии признаются в бухгалтерском  учете по мере фактического получения  ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета  учета денежных средств, капитальных  вложений и т.п.

     То  есть в МСФО 20 вопрос о моменте признания получения  государственной субсидии должен решаться исходя из общих условий признания. Если существует уверенность в получении субсидии,  организация должна признавать ее  получение вне зависимости от движения денежных средств.  

     2.2 Порядок отражения субсидий в  составе доходов 

     ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» следующим образом описывается порядок отражения субсидии в составе доходов. Субсидии, предоставленные для финансирования  капитальных расходов,  учитываются в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в состав прочих доходов в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации. Если внеоборотные  активы не подлежат амортизации согласно действующим правилам, признание в качестве прочих доходов осуществляется в  течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидий  на приобретение внеоборотных активов.

     Суммы, предоставленные  для финансирования текущих активов,  предварительно учитываются в составе доходов  будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и  осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при  отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления  других расходов аналогичного характера.

     Субсидии, предоставленные в установленном  порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, учитываются в  составе прочих доходов.

     По  МСФО государственные субсидии должны признаваться в качестве дохода тех периодов, что и соответствующие расходы, которые они должны компенсировать, на систематической основе.

     Субсидия, которая предоставляется в качестве компенсации за уже понесенные расходы  или убытки, или в целях оказания немедленной финансовой поддержки  организации без каких-либо будущих  соответствующих затрат, признается  как доход периода, в котором она была назначена к получению.  

     В результате анализа выявляем, что  ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» содержит более детальные положения в отношении порядка признания субсидий в зависимости от вида расходов, для финансирования которых они были предоставлены.

       ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» также регулирует порядок списания сумм субсидий и субвенций со счета учета целевого финансирования на счет учета доходов будущих периодов.   

     2.3 Особенности оценки в отношении государственной помощи, предоставленной в виде ресурсов, отличных от денежных средств 

     В случае предоставления организации  государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные  участки, природные ресурсы и  другое имущество), указанные ресурсы  принимаются к бухгалтерскому учету, согласно ПБУ,  в сумме, равной стоимости  полученных или подлежащих получению  активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой  в сравнимых обстоятельствах  обычно она устанавливает стоимость  таких же или аналогичных активов.

Информация о работе Сравнительная характеристика МСФО 20 и ПБУ 13/2000