Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 04:17, курсовая работа
целью данной работы является сравнение российских и международных стандартов бухгалтерского учета государственной помощи и субсидий.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- изучить российские стандарты ПБУ 13/2000,
-изучить МСФО 20,
- сравнить основные положения документов по пунктам последовательно, выявляя расхождения российских стандартов от международных.
Согласно МСФО государственная субсидия может принимать форму передачи неденежного актива, такого как земля или другие ресурсы, для использования компанией. В этих обстоятельствах обычно оценивается справедливая стоимость неденежного актива, и как субсидия, так и актив учитываются по данной стоимости. Возможен учет актива и субсидии по номинальной стоимости.
Различие международного стандарта и ПБУ 13/2000«Учет государственной помощи» заключается в том, что в ПБУ 13/2000 не предусматривается оценка неденежной государственной помощи по справедливой стоимости.
2.4
Порядок учета при возникновении обязательств
по возврату
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» предусматривает следующий порядок учета при возникновении обязательств по возврату. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве субсидий, в бухгалтерском учете производятся исправительные записи.
Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве субсидий в предыдущие годы, организация отражает уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату с одновременным восстановлением целевого финансирования за счет финансового результата.
В МСФО сказано, что государственные субсидии, подлежащие возврату, должны учитываться как пересмотр учетной оценки.
Возврат субсидии, относящейся к доходу, должен быть произведен в счет оставшейся неамортизированной величины отсроченного поступления, созданного в отношении данной субсидии. На сумму превышения возвращаемой величины над таким отсроченным поступлением, или в случае отсутствия отсроченного поступления, возврат субсидии должен немедленно признаваться расходом периода. Возврат субсидии, относящейся к активам, должен учитываться путем увеличения балансовой стоимости актива или уменьшения сальдо доходов будущих периодов на сумму возврата. Накопленная дополнительная амортизация, которая была бы начислена к дате возврата в качестве расхода при отсутствии субсидии, должна немедленно признаваться как расход.
Различия заключаются в том, что в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» не допускается корректировка балансовой стоимости внеоборотных активов, для финансирования которых предоставлена субсидия.
Различия в порядке учета вызваны тем, что МСФО 20 в отличие от ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» допускает альтернативный способ представления государственных субсидий в бухгалтерской отчетности, при котором субсидия уменьшает балансовую стоимость актива.
В
целом порядок учета бюджетных
кредитов и прочих форм государственной
помощи в рассматриваемых документах
отражен аналогично. Это мы проследим
в таблице 2.
Наименование | ПБУ | МСФО |
Порядок отражения бюджетных кредитов | Бюджетные
кредиты, предоставленные организации,
отражаются в бухгалтерском учете
в общем порядке, принятом для
учета заемных средств.
Если
при предоставлении бюджетных кредитов
на возвратной основе предусматривается,
что при выполнении определенных
условий организация |
Условно-безвозвратный заём от государства учитывается как государственная субсидия, когда имеется обоснованная уверенность в том, что организация удовлетворит условия, достаточные для невозвращения ссуды. |
Порядок раскрытия информации о прочих формах государственной помощи | Прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке. | В случае значимости выгод, получаемых в виде прочих форм государственной помощи, организация раскрывает информацию о характере, степени и продолжительности оказываемой помощи. |
Таблица 2 - Учет бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи
4 Сравнительная
характеристика представления и раскрытия
информации о государственной помощи
в ПБУ 13/2000«Учет государственной помощи»
и МСФО 20 «Учет государственных субсидий
и раскрытие информации о государственной
помощи».
Согласно ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации субсидий отражается в бухгалтерском балансе по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».
Суммы
бюджетных средств, признанные в
бухгалтерском учете
Суммы
бюджетных средств, признанные в
бухгалтерском учете
-
характер и величину субсидий,
признанных в бухгалтерском
-
назначение и величину
-
характер прочих форм
-
не выполненные по состоянию
на отчетную дату условия
Прочие
формы государственной помощи в
случае их существенности для характеристики
финансового положения и
Согласно МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» допускается два способа представления информации как для субсидий, относящихся к активам, так и для субсидий, относящихся к доходу.
Государственные субсидии, относящиеся к активам, в том числе и неденежные субсидии по справедливой стоимости, представляются в Бухгалтерском балансе одним из следующих способов:
- путем отражения субсидии в качестве доходов будущих периодов;
- путем её вычитания для получения балансовой стоимости актива.
Государственные субсидии, относящиеся к доходу, представляются в Отчете о прибылях и убытках одним из следующих способов:
- путем отражения в составе прочих доходов;
-
путем вычитания из
Что касается представления информации, то в МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» в отличие от ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» допускается взаимозачет между субсидией и расходами (активами), для финансирования которых она была предоставлена.
Относительно раскрытия информации в бухгалтерской отчетности МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» требует раскрытия информации об учетной политике организации в отношении государственных субсидий, в связи с тем, что стандарт допускает альтернативный порядок представления информации о государственных субсидиях в бухгалтерской отчетности.
ПБУ
13/2000 требует раскрытия информации
о сумме бюджетных кредитов и
их назначении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы нами были выявлены некоторые различия в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».
В МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» из сферы регулирования исключены определенные субсидии, в частности, субсидии, на которые распространяется МСФО 41. В связи с тем, что аналогичный стандарт в российском бухгалтерском учете отсутствует, субсидии, относящиеся к сельскохозяйственной и иной, аналогичной деятельности, также регулируются ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» содержит более детальные положения в отношении порядка признания субсидий в зависимости от вида расходов, для финансирования которых они были предоставлены.
В ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» не предусматривается оценка неденежной государственной помощи по справедливой стоимости.
В ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» не допускается корректировка балансовой стоимости внеоборотных активов, для финансирования которых предоставлена субсидия.
Таким
образом можно сделать вывод,
что ПБУ 13/2000 соответствует международным
стандартам финансовой отчетности практически
полностью, за исключением некоторых нюансов,
вызванных сложившейся исторически практикой
ведения бухгалтерского учета в России.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие
информации о государственной помощи» (Accounting for
government grants and disclosure of government assistance);
3 Пантелев А.С., Звездин А.Л. «МСФО. Что нужно знать бухгалтеру», Омега-Л, 2009 г.
4 http://www.finanswer.ru/pbu/
5 http://www.ippnou.ru/msfo.php
6 http://www.1c-msfo.ru/msfo/
7 http://www.msfo-mag.ru/
8 ade-solutions.com/IFRSPortal/I
9 www.referent.ru/47/89635
10 gaap.ru/articles/49045/
Информация о работе Сравнительная характеристика МСФО 20 и ПБУ 13/2000