Стандарты аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:15, доклад

Описание

На уровне государственного регулирования аудита для повышения качества его проведения и внедрения в практику передового опыта, будет проведена стандартизация аудиторской деятельности, будут разработаны и утверждены стандарты аудита, а также положения, которым должны будут следовать все аудиторский фирмы.

Работа состоит из  1 файл

аудит).docx

— 482.31 Кб (Скачать документ)

(1) обязан информировать  аудируемую организацию о невозможности продолжать работу с данной декларацией или иной сопутствующей информацией, направленной в государственные органы;

(2) решить для себя вопрос  о том, будет ли какое-либо  дальнейшее сотрудничество с  аудируемой организацией соответствовать его профессиональным обязанностям; в случае решения аудитора о возможности продолжения профессионального сотрудничества с аудируемой организацией следует принять все разумные меры для предотвращения аналогичных ошибок в последующей налоговой отчетности.

Аудиторская деятельность, осуществляемая вне территории России

При применении этических  требований в условиях аудиторской  деятельности, осуществляемой вне территории Российской Федерации, а также осуществляемой на территории Российской Федерации  в отношении иностранного юридического лица – нерезидента, на выполнение аудитором своих функций не должен влиять тот факт, является ли он членом аудиторского объединения только в  России или также в стране предоставления услуг.

Аудитор, аттестованный в  России, может жить в другой стране либо временно находиться там с целью  оказания профессиональных услуг. При  любых обстоятельствах аудитор  обязан выполнять профессиональные функции в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности и этическими требованиями.

При оказании аудитором услуг за пределами России и при возникновении расхождений по каким-либо аспектам между этическими требованиями обеих стран он руководствуется следующими положениями: если этические требования в стране предоставления услуг являются менее жесткими, чем предусмотренные данным Кодексом, то следует применять последние.

 

При доведении информации до сведения определенного или неопределенного  круга лиц, а также в процессе маркетинга и продвижения своих  кандидатур и услуг аудиторы: должны воздерживаться от применения приемов  и методов, которые могут дискредитировать профессию; не должны преувеличивать присущие им квалификацию, опыт или виды услуг, которые они могут предоставить; не должны пренебрежительно отзываться о работе других аудиторов.

В интересах общества и  в соответствии с требованиями данного  Кодекса все аудиторы и аудиторские  организации должны быть не зависимы от аудируемых организаций и третьих лиц.

Аудиторы обязаны сохранять  свою независимость, учитывая условия, в которых они работают, наличие  угроз для их независимости и  доступность мер предосторожности, позволяющих устранить такие  угрозы или свести их до приемлемого  уровня.

В период выполнения проверки аудиторы и аудиторская организация  должны быть не зависимы от аудируемой организации. Период выполнения задания начинается с момента начала оказания аудиторской организацией услуг по проверке и заканчивается в момент подписания заключения по результатам проверки. Если предполагается, что в будущем проверки будут повторяться, то период выполнения задания заканчивается по уведомлению любой из сторон о том, что договорные (профессиональные) отношения между сторонами прекращены.

Аудитор, оказывающий аудируемой организации профессиональные услуги, принимает ответственность за добросовестное и объективное их оказание. Выполнение этого обеспечивается путем применения профессиональных знаний и опыта, которые аудитор накапливает в процессе повышения квалификации и ведения профессиональной деятельности. За оказание услуг аудитору причитается вознаграждение.

Как правило, гонорар рассчитывается на основе соответствующих почасовых  или дневных ставок и количества времени, затраченного каждым из участвующих  в оказании услуг лиц на оказание профессиональных услуг. Соответствующие  ставки устанавливает сам аудитор, однако они должны быть обоснованными.

Расширение деятельности организации часто приводит к  учреждению филиалов или дочерних компаний в местах, где оказывающий организации  услуги аудитор не имеет своей  практики. В таких обстоятельствах  аудируемая организация может обратиться к иному аудитору с просьбой оказать профессиональные услуги.

Проводимая реклама и  предложение услуг должны осуществляться в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации и  Федеральным законом «О рекламе».

При представлении информации об объеме выручки от оказания профессиональных услуг аудиторские компании должны раскрывать данные, которые могут  быть надлежащим образом подтверждены.

Аудитор обязан быть лояльным и по отношению к своему работодателю, и по отношению к своей профессии. Бывают случаи, когда эти обязанности вступают в конфликт друг с другом (Шевчук Д. А. Гражданский процесс. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006).

53. Методы и приемы аудиторской деятельности

Аудит, означает независимую  экспертизу и анализ финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений.

Цель аудита – установление реальности, полноты и достоверности  предоставляемой отчетности, соответствие ее действующему законодательству, а  также требованиям, предъявляемым  к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности.

Лица, проверяющие состояние  финансово-хозяйственной деятельности компаний, фирм, учреждений и других коммерческих структур, называются аудиторами. Аудитор может работать самостоятельно либо как представитель аудиторской  фирмы.

Аудиторские проверки банков чаще всего осуществляют специальные  аудиторские фирмы. В течение  аудиторской проверки, кроме своей  основной задачи – составление аудиторского заключения, аудиторы осуществляют также  консультационную деятельность (по вопросам коммерческой деятельности, ведению  бухгалтерского учета, организации  внутреннего контроля, налогообложению  и другим вопросам), которая приносит им значительную часть дохода. Нередки  случаи, когда банк или кредитная  организация, сотрудничает сразу с  несколькими аудиторами или аудиторскими фирмами. Фирма, которая является наиболее известной и авторитетной «заверяет» всю официальную отчетность банка  и составляет аудиторское заключение. Другие же фирмы оказывают консультационную помощь и приглашаются для решения  конкретных специализированных задач (чаще всего – это оптимизация  налогообложения, анализ издержек и  доходности банка, проверка отдельных  внутренних подразделений банка).

В России процесс формирования сети аудиторских фирм начался в 1987 г. В 1992 г. на съезде аудиторов (который проводился совместно с Конгрессом деловых кругов) присутствовали представители 180 российских аудиторских фирм. Конечно, рынок аудиторских услуг находится лишь в стадии зарождения. Однако существовали обстоятельства, которые значительно сдерживали его развитие: аудиторство не было закреплено законодательно; аудиторские экспертизы были обязательны лишь для совместных предприятий и коммерческих банков. В силу этого спрос на аудиторские услуги был незначителен.

В 1993 г. Был сделан первый шаг в направлении создания законодательной базы и организации аудиторской деятельности, Указом Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (от 22 декабря 1993 г. № 2263) утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые определили правовые основы аудита как независимого вневедомственного финансового контроля. В настоящее время проходить ежегодную аудиторскую проверку обязана большая часть экономических субъектов (в частности получать аудиторское заключение, установленной формы, и ежегодно публиковать отчетность, заверенную аудиторской фирмой обязаны все коммерческие банки).

Из-за специфики деятельности банков и других кредитных учреждений Приказом Центрального Банк России от 18 марта 1996 г. N 02—71 были утверждено «Временное положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации», которое разъясняет особенности проведения и устанавливает стандарты для проведения банковского аудита.

Аудиторская проверка может  быть обязательной и инициативной. При этом обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных  актами законодательства Российской Федерации, а инициативная – по решению экономического субъекта.

Важнейшим условием развития цивилизованного рынка аудиторских  услуг является соответствующий  уровень подготовки аудитора. Аудитор  должен обладать безупречной репутацией и высокой квалификацией. В соответствии с вышеназванным Указом все физические лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, обязаны пройти аттестацию на право  осуществления указанной деятельности.

В связи с высокой ответственностью, которую берет на себя аудитор  при составлении аудиторского заключения к аттестации аудиторов предъявляются высокие требования. Аттестация проводится на базе учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов, определяемых по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, по представлению Центрального банка Российской Федерации. Сведения об указанных учебно-методических центрах публикуются в центральных печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территориях которых они осуществляют свою деятельность. Аттестацию проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью в области банковского аудита самостоятельно или в составе аудиторской фирмы.

К аттестации допускаются  лица, имеющие экономическое или  юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы на постоянной основе не менее трех лет из последних пяти в банковской системе в качестве аудитора, специалиста  аудиторской фирмы, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя  по экономическому профилю.

Деятельность банков специфична. Они работают прежде всего с привлеченными средствами, включая средства населения. Это обстоятельство вызывает необходимость особого контроля за деятельностью банков со стороны государства в лице Банка России за законностью совершаемых ими операций и их финансовым положением.

Правовые нормы, регламентирующие деятельность Банка России (Закон  о Центральном банке России) и  коммерческих банков (Закон о банках и банковской деятельности), определили органы надзора и в том числе  обязательный независимый контроль деятельности банков – аудит.

Аудиторские проверки характеризуются  комплексностью, независимостью, а  также разработкой позитивных рекомендаций в интересах учредителей банка.

Банковский аудит, как  и аудит вообще, подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний аудит осуществляется, как было уже отмечено, независимыми аудиторскими фирмами; его основной целью является. подтверждение достоверности финансовой отчетности.

Внутренний аудит можно  рассматривать как систему внутреннего  контроля и систему мер безопасности банка с целью обеспечения  защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов  в деятельности банка.

Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения  четкого выполнения указаний руководства  банка.

Внутренний аудит организационно представлен как структурное  подразделение банка и подчиняется  руководителю банка. Задачи внутреннего  аудита могут быть разнообразными: проверка правильности ведения бухгалтерского учета; проверка правильности ведения  счетов по расходам и доходам банка (правомерность отнесения расходов на те или иные статьи, законность сформированной прибыли, своевременность списания расходов по счетам и т. д.); проверка законности выполнения отдельных операций и др. Для организации и проведения внутреннего аудита рекомендуется разрабатывать методические указания или инструкции, которые должны определять процесс проведения контроля на данном участке работы. Внутренний аудит проводится в соответствии с утвержденными годовыми планами. Руководитель аудита несет полную ответственность за всю организацию и проведение проверки.

Внутренний аудит может  рассматриваться как неотъемлемая часть общей системы управленческого  контроля. Исторически характер внутреннего  контроля менялся. Первоначально роль аудита исходила из задач финансового  управления и обеспечения безопасности активов и носила тотальный контроль на детальном уровне. С возрастающим усложнением контроля акцент был  смещен на подтверждение выполнения циклов определенных внутрисистемных  контрольных процедур. В последующем  внимание аудиторов стало акцентироваться  не только на том, как функционируют  системы контроля и обработки  информации, но и насколько они  эффективны в достижении целей, для  которых предназначены, и какие  в них могут быть сделаны усовершенствования.

В последнее время во многих организациях роль внутреннего аудита была расширена путем включения  в нее оценки качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой и составляющей основу для  принятия решений, а также оценки полезности применяемой методики анализа  информации. Внутренние аудиторы предпочли  бы, чтобы эта тенденция усиливалась и они воспринимались бы в качестве специалистов в области независимой управленческой контролирующей деятельности.

Исходя из зарубежного  опыта, внутренние аудиторы проводят независимую  экспертную оценку управленческих функций  фирмы, компании и т. д., в том числе и своей деятельности. Они поставляют своей головной конторе, осуществляющей управление, результаты анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о деятельности проверяемой ими организации. Внутренние аудиторы работают как в государственном, так и частном секторе. Задача внутреннего аудита – помочь соответствующим работникам выполнять свои обязанности настолько квалифицированно и эффективно, насколько это возможно. Внутренний аудитор проверяет бухгалтерскую информацию и ее достоверность. Внутренние аудиторы отчитываются перед вышестоящим руководством и обычно имеют прямые связи с аудиторским комитетом, правлением директоров и другими управленческими подразделениями.

В настоящее время банковский внутренний аудит ввиду отсутствия достаточной методической и нормативной  базы может использовать для контроля за рядом традиционных операций банка ранее действовавшие инструкции по ревизии банков.

Внешний банковский аудит  строится в соответствии с Положением об аудиторской деятельности в банковской системе России.

Стоимость аудиторских услуг  определяется договором, заключаемым  аудиторскими фирмами с банками. Договор может заключаться как  на проведение разовой проверки, так  и на аудиторское обслуживание в  течение определенного периода  времени.

Информация о работе Стандарты аудиторской деятельности