Становление и развитие банковской системы Р.К

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… стр. 3

Глава 1. Роль банковской системы в рыночной экономике. ………… стр. 4

Банковская система Республике Казахстан. ……………………… стр. 4
Особенности банковской системы Казахстана. ……………………стр. 7
1.3 Структура банковской системы в Республике Казахстан. ………..стр. 11

Глава 2. Анализ становления и развития банковской системы Республики Казахстан на современном этапе. ……………………………………… стр. 14

2.1 Современное состояние банковской системы Республики

Казахстан ………………………………………………………………… стр. 14

2.2 Анализ инновационных банковских услуг, предлагаемых казахстанскими коммерческими банками. ……………………………………………… стр. 16

2.3 Оценка деятельности банков второго уровня в РК за 2008, 2009,

2010 годы. …………………………………………………………….… стр. 18

Глава 3 Проблемы развития банковской системы Республики Казахстан

под воздействием последствий мирового финансового кризиса . …… стр. 22

3.1 Проблемы развития банковской системы РК ………………..…. стр. 22


Заключение ………………………………………………………………. стр. 26

Список использованной литературы ………………………………..… стр. 29

Приложение ………………………………………………………….…..

Работа состоит из  1 файл

Банковская система Республики Казахстан становление и развитие на современном этапе КУРСОВАЯ НАДЯ.doc

— 324.00 Кб (Скачать документ)

     Создание  коммерческих банков на паевых и акционерных  началах осуществляется с целью  аккумуляции временно свободных  денежных средств предприятий, организаций  и учреждений и их рационального использования на нужды развития отрасли, под отрасли народного хозяйства, группы предприятий или региона.

     Крупные банки обычно состоят из департаментов, управлений и отделов, которые создаются  по функциональному признаку. Их руководители обеспечивают нормальную работу этих подразделений. Директора департаментов, начальники управлений и их заместители координируют деятельность отделов и служб, определяют конкретные их цели и программы, консультируют, контролируют и оценивают их работу. Количество отделов зависит от величины и характера деятельности банка, объемов и сложности банковских операций и разнообразия предоставляемых клиентам услуг.

     Учет  в коммерческих банках осуществляется в соответствии с правилами, установленными Национальным Банком. Банки представляют Национальному Банку или его управлению по месту нахождения коммерческого банка баланс на первое число месяца, квартальную оборотную ведомость и годовой бухгалтерский отчет.

     В целях обеспечения гласности  в работе коммерческих банков и доступности  информации об их финансовом положении их годовые балансы, утвержденные общим собранием акционеров, а также в счет прибыли и убытков должны публиковаться в печати (после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией).

     В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций – клиентов банка, территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства. При этом вопрос об открытии филиала или представительства коммерческого банка должен быть согласован с Главным управлением Национального Банка по месту открытия филиала или представительства.

     Филиалами банка считаются обособленные структурные  подразделения, расположенные вне  места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией Национального Банка. Он заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его создавшего. 

     Национальный  Банк Республики Казахстан (Национальный Банк Казахстана) является Центральным  банком Республики Казахстан, представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы РК, подотчетен Президенту РК в пределах, установленных Указом Президента РК, имеющим силу Закона, "О Национальном Банке Республики Казахстан", руководствуется Конституцией и другими законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, международными договорами и соглашениями Республики Казахстан.

     Национальный  Банк Казахстана является юридическим  лицом, имеет самостоятельный баланс, действует на принципах полного  хозрасчета и, совместно с подведомственными  ему подразделениями, представляет собой единую централизованную структуру  с вертикальной схемой подчинения. 

     Национальный  Банк Казахстана координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан  и проводит с ним регулярные консультации. Он также учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной и валютной политики. Правительство не несет ответственности по обязательствам Национального Банка Казахстана, так же как и Национальный Банк Казахстана не несет ответственности по обязательствам Правительства, за исключением случаев, когда он принимает на себя такую ответственность. Органы представительной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность Национального Банка Казахстана и его структурных подразделений по реализации его законодательно закрепленных полномочий. 

     Основной  задачей Национального Банка  Казахстана является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан. На Национальный Банк Казахстана также возлагается: - разработка и проведение политики государства в области денежного обращения, кредита, организации банковских расчетов и валютных отношений, способствующих достижению целей экономического развития Республики Казахстан и ее интеграции в мировую экономику; - содействие обеспечению стабильной денежной, кредитной и банковской системы; - защита интересов кредиторов и вкладчиков банков, а также клиентов организаций, осуществляющих операции по купле, продаже и обмену иностранной валюты, путем принятия актов, регулирующих деятельность банковских и иных организаций, и, осуществления контроля за их соблюдением.  
 

     Глава 2. Анализ становления и развития банковской системы Республики Казахстан на современном этапе

 

     1.2 Современное состояние банковской системы Республики Казахстан 

     Последствия глобальной финансовой нестабильности, турбулентность на внешних рынках, а также девальвация тенге, отразились на качестве активов банков второго  уровня, и в частности на качестве кредитного портфеля. Снижение кредитования банками экономики, и как следствие спад в реальном секторе, отразились на таких показателях качества кредитного портфеля, как «займов.

     На  первый квартал 2010 года совокупная ликвидность  казахстанских банков выросла втрое  по сравнению с началом 2009 года по данным Нацбанка РК. Г. Марченко отметил, что совокупная ликвидность казахстанских банков в краткосрочных нотах, на депозитах и корреспондентских счетах в Нацбанке, по состоянию на конец февраля 2010 года, составила около 1,9 трлн. тенге, или более 12 млрд. долларов США.

     Многие  проблемы казахстанских банков постепенно решаются. Два казахстанских банка  «БТА» и «Альянс» перешли под  контроль государства. Как сообщалось ранее, сегодня на заседании правительства  было принято постановление о  приобретении акций данных банков Фондом «Самрук-Казына». 78% «БТА» и 76% «Альянс Банка» перешли в введение Фонда устойчивого развития «Самрук-Казына». Остальной процент акций остался у действующих акционеров. Правительство связывает эти меры с недостаточностью собственного капитала банков и защитой интересов вкладчиков.

     В «Банк Туран Алем» поступили 1 млн. 700 тыс. долларов и 200 млн перечислено «Альянс Банку» из Национального фонда. При этом государство находится в составе акционеров временно. Вышеуказанная мера не является национализацией. Согласно действующему законодательству, имеет временный характер и предполагает последующий выход государства из состава акционеров. В общей сложности акции «БТА» обошлись государственной казне в более 70 миллиардов тенге при цене 8401 тенге за одну простую акцию. А все 76% «Альянс Банка» приобрели за сто тенге. «Крупный акционер «Альянс Банк», финансовая корпорация «Сеймар Альянс» предложили приобрести 76% от принадлежащих ему простых акций Фонду «Самрук-Казына» за символическую плату сто тенге. Для обеспечения достаточной ликвидности банка Фонд «Самрук-Казына» зачислит на корреспондентский счет АО «Альянс Банк» в Национальном Банке на сумму в двести миллионов долларов США».

        Многие эксперты отмечают, что в конце 2010 года вырастут объемы кредитования отечественной экономики, прогнозируют казахстанские банкиры. Однако, по оценкам топ-менеджмента банков, это произойдет, если процентные ставки снизятся до 13%.

     При этом не стоит терять бдительность. В целом, несмотря на то, что ряд параметров карты рисков продолжают оставаться в зоне наличия риска2, почти по всем областям уязвимости на конец 2009 года зафиксировано существенное снижение давления относительно ситуации 1 квартала 2009 года, когда было принято решение о смене режима курсовой политики. Более того, существенно улучшилась ситуация с ликвидностью, платежным балансом, совокупной долговой нагрузкой и достаточностью международных резервов страны.

     При этом необходимо отметить некоторый  рост рисков платежеспособности и ликвидности государственного сектора. Основное давление на платежеспособность оказывает рост долга, а на уровень ликвидности - расходов по погашению и обслуживанию долга на фоне снижения доходов государственного бюджета в виде ненефтяных поступлений.

     Несмотря  на то, что в краткосрочной перспективе инфляция останется низкой, высокая роль фискальной составляющей определяет инфляционный потенциал в среднесрочной перспективе. Соответственно, важно ограничивать чрезмерный рост расходов и расширение ненефтяного дефицита бюджета.

     Дополнительно, есть основания полагать, что внешний  рынок не будет полностью закрыт для финансовых институтов, и наиболее сильные банки смогут выйти на рынки капитала. Прошедший год  показал, что, несмотря на проблемы отдельных  банков, в целом система способна противостоять внешним шокам и осуществлять своевременное исполнение внешних и внутренних обязательств. В то же время, успех выхода на рынок финансовых институтов зависит от ликвидности мировых денежных рынков и рынков капитала, масштабов сворачивания финансовой поддержки государствами в рамках антикризисных программ и высокой потенциальной конкуренции между заемщиками, как суверенными, так и частными, из стран с формирующейся рыночной экономикой, что вместе будет определять привлекательность ценовых параметров привлечения внешних ресурсов.

     Повышение деловой активности будет стимулировать  спрос на кредитные ресурсы банковского  сектора, который, к сожалению, в  настоящее время в силу сохранения консервативного подхода банков к управлению ликвидностью и рискам заемщиков не обеспечивается адекватным предложением кредитных ресурсов. В результате, рост депозитов не в полной мере трансформируется в расширение кредитования реального сектора, что определяет высокую ликвидность банковской системы. Банки не стремятся размещать средства на финансовом и кредитном рынках в силу нежелания принимать на себя риск, и предпочитают держать их на счетах в НБРК. Во многом ситуация также определяется незавершенностью процесса реструктуризации обязательств 2 казахстанских банков, в результате чего будет существенно минимизирован фактор неопределенности.               

     Повышенная  ликвидность в период высокой  волатильности рынков и нестабильности ожиданий участников может способствовать росту спекулятивных настроений на валютном рынке и иметь существенный дестабилизирующий характер. В этих условиях максимально оправдан выбор в пользу стабилизации курсовых колебаний и создания четких ориентиров обменного курса. В дальнейшем, стабилизация ожиданий в краткосрочном периоде и гибкость политики обменного курса в среднесрочной перспективе в зависимости от фундаментальных факторов станут приоритетами курсовой политики Национального Банка. Одним из ключевых инструментов макропруденциального регулирования должно стать внедрение автоматических регуляторов капитализации и ликвидности в зависимости от фаз бизнес-цикла. Внедрение новых регуляторов должно осуществляться по мере формирования повышательной фазы цикла экономического развития.

     Таким образом, в целом, резюмируя состояние  банковского рынка в 2007-2009 г.г., говорит о том, что оздоровление финансовых институтов, очистка от «некачественных» активов начала происходить. Однако, оценку этому явлению можно дать только по данным подробного анализа на начало 2010 года, представленного в практической части работы.

     2.2 Анализ инновационных банковских услуг, предлагаемых казахстанскими коммерческими банками

     С развитием банковской деятельности в Казахстане, с целью приспособления к возрастающим потребностям клиентов и условиям внешней среды, перед банками встала задача диверсифицировать портфель банковских услуг за счет внедрения инновационных банковских услуг. Применение инновационных банковских услуг рассматривается ими как инновационный рычаг, посредством, которого банки продвигаются в трудных условиях рыночной стихии к намеченным стратегическим рубежам. На необходимость разработки и внедрения инновационных банковских услуг в Казахстане повлияло:

  • усиление конкуренции между банковскими структурами;
  • непрерывное движение предпринимательской мысли;
  • вступление Казахстана в ВТО;
  • интеграция в ЕвразЭС;
  • интеграция банковской системы в Европейский Союз;
  • ужесточение регулирования деятельности банков второго уровня;
  • увеличение размеров отечественных банков;
  • диверсификация риска на основе корреляции между движением денежных средств от инновационных банковских услуг и движением существующих банковских услуг;
  • сотрудничество казахстанских банков с крупнейшими мировыми банками;
  • проникновение иностранных банков на казахстанский банковский рынок;
  • развитие информационных и других технологий.

     На  основании исследования деятельности ведущих казахстанских банков было выявлено, что произошло расширение предложения банковских услуг клиентам за счет следующих инновационных  банковских услуг, появившихся в  период с 2000 года по 2006 год.

       За рассматриваемый период ведущие  казахстанские банки расширили  спектр банковских услуг за  счет разнообразных инновационных  банковских услуг, затронувших  различные сферы деятельности. Это  было обусловлено стремлением банков усовершенствовать банковское обслуживание, удовлетворив возросшие потребности клиентов в качественных банковских услугах соответствующих мировым стандартам. Исследование показало, что введением банковских инноваций в сфере банковских услуг активно занимаются такие банки, как Казкоммерцбанк, БТА Банк, Народный Банк, АТФ Банк, Банк Центркредит, Нурбанк, Банк Каспийский, Альянс Банк и другие казахстанские банки.

Информация о работе Становление и развитие банковской системы Р.К