Сущность и перспективы развития бухгалтерского управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:37, курсовая работа

Описание

Предметом является исследование управленческого учета.
Цель курсовой работы: рассмотреть сущность и перспективы развития управленческого учета.
Задачи:
1. Изучить причины возникновения, сущности, структуры и основных элементов.
2. Рассмотреть перспективы развития управленческого учета.

Содержание

1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ
1.1. Сущность управленческого учета
1.2. Определение управленческого учета, его объекты, цель и основные задачи
1.3. Принципы управленческого учета
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
2.1. Проект федерального закона «О бухгалтерском учете»
2.2. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5…………………………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по БУУ.истрия и перспективы развития.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Данный принцип позволяет создать на предприятии рациональную и экономическую систему учета сообразно его размерам и масштабам производственной деятельности. Его реализация означает, что из минимального количества данных получают максимально необходимое для управленческих решений количество информации. Тогда управленческий учет выполняет свои функции.

5.   Формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления. На нулевом уровне возникает учетная информация в первичных документах, отчетах основных и вспомогательных цехов. На первом уровне группируется информация в сводных документах отдела снабжения, внешней кооперации, производственных подразделений, сбытового и финансового отдела, бухгалтерии, складского хозяйства. На последующих уровнях производится объединение и формирование отчетной сводной документации в функциональных отделах заводоуправления (главного конструктора, главного технолога, главного механика, отдела кадров, производственного и т.п.). На самом верхнем уровне происходит обобщение сводной информации, поступившей из структурных подразделений, и преобразование ее в результирующую отчетную документацию отделами — производственно-диспетчерским, планово-экономическим и бухгалтерией. Содержание отчетов зависит от их целевого назначения или должности руководителя, для которого они предназначены.

6.   Применение бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью. Он используется на крупных предприятиях как инструмент планирования, контроля и регулирования. Бюджетный цикл состоит из процедур планирования всех сфер деятельности, подразделений; суммирования проектных решений всего коллектива; расчета проекта бюджета; расчетов вариантов плана и внесения корректив; окончательного планирования и учета изменяющихся условий и отклонений от запланированного. Сметами (бюджетом) охватывают производство, реализацию, распределение и финансирование. В сметах находят отражение затраты на производство всего предприятия и его подразделений, доходы от видов деятельности, подразделений, предприятий в целом, прибыль.

7.   Полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета. Показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки, не предусматривать обратных синтезу (от низших до высших уровней управления) процедур. Нарушение этого принципа приводит к удорожанию системы и потере оперативности управления.

8.   Периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, также важен для построения системы управленческого учета. Информация для руководителей необходима тогда, когда это целесообразно — ни раньше, ни позже. Сокращение времени может значительно уменьшить точность информации, подготовленной управленческим учетом. Как правило, аппарат управления устанавливает график сбора первичных данных, их обработки и группировки в итоговой информации[6].


2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

 

Необходимость существования управленческого учета в системе управления сегодня сомнению уже не подвергается.

Но с развитием производственных систем и технологий, совершенствованием теории и практики менеджмента возникает необходимость совершенствовать и повышать качество существующих систем управленческого учета.

За последние несколько лет в отечественной науке развитию управленческого учета посвящены труды таких ученых, как В.Б. Ивашкевич, В.Ф. Палий, М.А. Вахрушина, А.Д. Шеремет, В.И. Ткач и др.

Можно определить основные факторы, определяющие развитие системы управленческого учета:

- поддержка стратегического развития и планирования;

- поддержка принятия решений в таких областях, как инвестиционные проекты, приобретение нового бизнеса и запуск новой продукции;

- принятие решений по ценообразованию;

- необходимость отвечать все увеличивающимся потребностям рынка на предмет информации о результатах деятельности, как фактических, так и прогнозируемых;

- необходимость понимать сравнительные результаты деятельности различных частей бизнеса, чтобы принимать взвешенные и обоснованные решения в отношении будущего направления развития каждого отдельного бизнеса.

Исходя из определенных факторов, перспектива управленческого учета, имеет следующие направления:

- стратегический управленческий учет;

- управленческий анализ.

Сравнительно новым и перспективным является выделение в системе управленческого учета стратегического управленческого учета для высшего руководства и оперативного управленческого учета для внутреннего менеджмента.

Термин "стратегический управленческий учет" появился в США и странах Западной Европы в восьмидесятых годах двадцатого века, однако очень широкого применения в то время он не нашел.

Серьезные дискуссии касательно стратегического управленческого учета стали появляться уже в девяностые годы.

В России стратегический управленческий учет практически отсутствует. Однако его отдельные методы и подходы уже начинают использоваться.

Стратегический управленческий учет нацелен на перспективу и рассматривается как потенциальное направление развития, которое повысит значение управленческого учета.

С другой стороны, стратегический управленческий учет представляет учетно-аналитическую систему, которая призвана обеспечить информационные потребности стратегического менеджмента.

Информационная база стратегического управленческого учета строится в соответствии со стратегией управления (рис. 1).

Стратегический учет вносит в научную теорию управленческого учета такие понятия, как:

"видение" - описание будущего компании на перспективу 5 - 10 лет, должно отражать все наиболее существенные характеристики деятельности компании: "портрет" клиента, характеристики продуктов, ключевые ценности и т.д.;

"миссия" - определение "предназначения" компании, желаемых результатов деятельности;

"стратегия" - это намеченный путь движения от текущего состояния к желаемому будущему; желаемое состояние определяется миссией и видением компании, а путь движения - системой целей и планом действий; опираясь на разработанный план, можно начинать целенаправленное движение - реализовывать стратегию;

"стратегические цели" - это количественные или качественные ориентиры развития компании; они разрабатываются на основе имеющихся миссии, видения, результатов стратегического анализа отрасли, оценки уровня конкуренции в ней, имеющихся ресурсов и конкурентных возможностей; цели должны удовлетворять принципу SMART, они должны быть ясными (Specific), измеримыми (Measurable), ориентированными на конкретные действия (Attainable), достижимыми (Realistic) и соотноситься с определенными временными интервалами (Time-based);

"стратегический план" определяет направление деятельности в целом и формулирует общие цели при минимальном числе конкретных данных.

В рамках стратегического плана составляется годовой. Он уточняет цели на предстоящий год, формулирует контрольные показатели и определяет ресурсы, необходимые подразделениям.

Другой важной составляющей управленческого учета и перспективным направлением его развития считается управленческий анализ.

Первостепенной целью управленческого анализа является изучение прошлой, текущей, а главное, будущей деятельности структурных подразделений организации, основанное на прогнозировании их доходов, расходов и финансовых результатов при выборе подразделениями той или иной хозяйственной тактики. Управленческий анализ интегрирует три вида внутреннего анализа: ретроспективный, оперативный и перспективный, каждому из которых свойственно решение собственных задач.

Внутренний ретроспективный анализ определяет эффективность производственно-хозяйственной деятельности путем сопоставления затрат и результатов по различным объектам учета и в различных временных интервалах.

Оперативный анализ осуществляет оценку краткосрочных изменений в состоянии объекта, с тем чтобы показать, насколько фактическое положение дел отличается от желаемого, а также выявляет возможности доведения фактического состояния объекта до желаемого.

Внутренний перспективный анализ осуществляет подготовку информации, полезной для принятия решений, направленных в будущее. Его подразделяют на краткосрочный и стратегический.

В стране необходим институт управленческого учета, который бы на примере аналогичных сообществ других стран аккумулировал все лучшее из теории и практики и совершенствовал рекомендации по ведению управленческого учета, особенно в разрезе отраслевых бизнес-практик.

Особенно актуальной, по нашему мнению, для системы российского управленческого учета является разработка отраслевых методик.

Отраслевые методики управленческого учета были нормой во времена плановой экономики, когда основной задачей была задача контроля за затратами.

В то время методики управленческого учета ограничивались только вопросами планирования, учета и анализа затрат. В результате экономических реформ ситуация существенно изменилась. При этом основные трудности связаны со значительным усложнением методов корпоративного управления в последние пять - семь лет и с исчезновением отраслей в их традиционном смысле.

На сегодня наиболее интересной областью для исследования вопросов управленческого учета и корпоративного управления является металлургия. С одной стороны, в металлургии сохраняются многие традиционные отраслевые особенности деятельности и, с другой стороны, в России сложились огромные металлургические корпорации, которые по масштабу деятельности, по квалификации специалистов, по уровню развития управленческих и информационных технологий не уступают иностранным компаниям. Намного отстают в становлении и совершенствовании управленческого учета агропромышленные предприятия. Практически отсутствуют и законодательные, и нормативные, и рекомендательные материалы.

Существуют положения по учету затрат в сельскохозяйственном производстве, которые нуждаются в постоянной корректировке.

Отраслевые методики необходимы, но при этом наиболее эффективно разрабатывать не полные системы отраслевых стандартов, а отдельные отраслевые стандарты. Например, к стандартам может быть отнесен стандарт по управлению затратами на предприятиях АПК и стандарты отраслевой управленческой отчетности для целей бенчмаркинга. Указанные стандарты не могут быть разработаны за один цикл разработок, они требуют создания программы исследований и методических разработок, когда в результате обобщения имеющегося опыта создается первый методический концептуальный документ и потом проводятся исследования и разработки по его детализации и совершенствованию.

Для скорейшего решения вопроса создания отраслевых методик необходимо обобщать, систематизировать опыт отраслевых внедрений и на основе анализа предлагать конкретные варианты, и мы надеемся, что наши исследования в области становления управленческого учета в АПК дополнят теоретическую базу учета и окажут реальную помощь предприятиям в совершенствовании эффективного управления.

Чаще в периодике на конкретных примерах следует показывать все преимущества и достоинства управленческого учета, влияние управленческого учета на результаты деятельности, стадии становления учета по отраслям, эффективность проектов по внедрению управленческого учета и полученные результаты от его внедрения. Дальнейшего глубокого и всестороннего изучения требуют вопросы, связанные с разработкой и применением в российских организациях корпоративных информационных систем, позволяющих решить многие проблемы управленческого учета[7].

 


2.1. Проект федерального закона «О бухгалтерском учете»

 

Проект федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее – законопроект) разработан с целью устранения устаревших норм, неэффективных положений и пробелов Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон), выявленных в результате анализа практики его применения. Исходя из этого, основная идея законопроекта состоит в приведении норм Федерального закона, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов таким образом, чтобы данная система обеспечивала формирование и раскрытие надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, финансовом результате их деятельности и изменениях в их финансовом положении.

Законопроект направлен на реализацию статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которой бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации. Предметом правового регулирования законопроекта являются правоотношения, возникающие в связи с ведением бухгалтерского учета экономическими субъектами и регулированием бухгалтерского учета.

Законопроект содержит общие нормы, определяющие: цели данного федерального закона и сферу его действия; основные понятия, используемые в федеральном законе; место федерального закона в законодательстве Российской Федерации.

С целью защиты прав и законных интересов граждан, организаций и государства в законопроекте установлены единые требования к бухгалтерскому учету. Такие требования включают: обязанность ведения бухгалтерского учета, требования к учетной политике экономического субъекта, первичным учетным документам, регистрам бухгалтерского учета, инвентаризации и денежному измерению активов и обязательств, бухгалтерской (финансовой) отчетности, хранению документов бухгалтерского учета, внутреннему контролю в экономическом субъекте.

В законопроекте переработаны или уточнены такие нормы Федерального закона, как: определение пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности; порядок изменения учетной политики экономического субъекта; формы первичной учетной документации; порядок денежного измерения объектов бухгалтерского учета, в том числе порядок пересчета денежных активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в рубли; состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Уточнена терминология, используемая в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Информация о работе Сущность и перспективы развития бухгалтерского управленческого учета