Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:21, контрольная работа
Сущность финансов проявляется в их функциях. К главным функциям финансов относится и контрольная функция. Зная характер движения финансовых ресурсов, государство и общество в целом имеют возможность изучать, анализировать складывающиеся на данном этапе развития экономики страны пропорции в распределении денежных средств, как поступают и используются финансовые ресурсы в каждом звене финансовой системы и непосредственно в отдельных субъектах хозяйствования.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Всероссийский
заочный финансово-
Филиал
в г. Барнауле
Факультет | Кафедра | |
«Учетно-статистический» | «Бухгалтерского учета, аудита, статистики» | |
Контрольная
работа
по
дисциплине «Контроль
и ревизия»
по
теме 1: «Контроль как
элемент управления
экономикой»
Студентка Абметка
Светлана Николаевна
Специальность
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
№ личного дела 07УБД43629
Образование Первое высшее
Группа 5БКп-2
Преподаватель
Барнаул
2011
1.
Сущность и роль финансово-
Сущность финансов проявляется в их функциях. К главным функциям финансов относится и контрольная функция. Зная характер движения финансовых ресурсов, государство и общество в целом имеют возможность изучать, анализировать складывающиеся на данном этапе развития экономики страны пропорции в распределении денежных средств, как поступают и используются финансовые ресурсы в каждом звене финансовой системы и непосредственно в отдельных субъектах хозяйствования.
Осуществление контрольной функции финансов позволяет оценить эффективность распределительной и других функций финансов, делать выводы о необходимости координации и внесении коррективов в реализации всех остальных функций финансов.
В условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности объективно возникает потребность в организации всеобъемлющего и действенного финансового контроля – важнейшей части управления общественными процессами.
В
научных публикациях нет
Определенный интерес представляет следующие трактовки ряда отечественных ученых понятия финансового контроля.
1.Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений. Он включает контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов. Финансовый контроль – стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов. Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.
2.Финансовый контроль есть практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля. Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах: 1) как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов; 2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций. Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором – упор делается на аналитическую сторону контроля.
3.Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но и имеет и аналитический аспект. Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменяется по мере эволюции финансовых отношений.
Приведенные выше трактовки понятия финансового контроля не противоречат друг другу, а как бы расширяют и углубляют это понятие, позволяют при обобщении разных трактовок составить целостное объемное научное понятие финансового контроля.
Обобщив и проанализировав разнообразные подходы исследователей к определению понятия «финансовый контроль», полагаем целесообразным выделить следующие признаки финансового контроля, являющиеся наиболее существенными.
Финансовый контроль - это практическое воплощение объективно присущей финансам как экономической категории функции контроля; неотъемлемый элемент управления финансами на макро- и микроуровне; контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных организаций государственного и негосударственного контроля за финансовой деятельностью экономических субъектов в различных сферах общественного воспроизводственного процесса.
Объект финансового контроля - распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов государства, в том числе в форме централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Предмет финансового контроля - различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов, разных уровней бюджетной системы страна и бюджетов внебюджетных фондов; размеры налоговых, неналоговых и добровольных платежей в государственный бюджет, внебюджетные фонды и страховые организации; доходы хозяйствующих субъектов различных форм собственности; их издержки производства и обращения, себестоимость, прибыль и убытки, а также все операции не только денежного оборота (в рублях и иностранной валюте), но и операции с ценными бумагами, бартерные сделки, различные формы взаимозачетов и т. п.
В сфере управления любой вид контрольной деятельности начинается с постановки целей и определения задач.
Целями финансового контроля являются: обеспечение проведения единой финансовой политики государства, законности, целевого и эффективного использования финансовых ресурсов; защита финансовых интересов государства, хозяйствующих субъектов и граждан; выявление, пресечение и предотвращение фактов нецелевого, неэкономного, нерационального использования и необеспечения сохранности финансовых ресурсов.
Задачами финансового контроля являются: изучение реальности финансовых процессов в стране; проверка основных направлений финансовых потоков; контроль за соблюдением финансового законодательства, прав и обязанностей органов управления, хозяйствующих субъектов различных форм собственности и граждан при осуществлении финансовых операций, ведении учета и составлении отчетности; установление объемов и причин нецелевого, неэффективного использований и злоупотреблений денежными средствами и другими видами имущества; непосредственное воздействие на подконтрольные организации, внесение соответствующих коррективов в их деятельность, направленных на устранение выявленных нарушений; возмещение ущерба и привлечение к ответственности виновных лиц, повышение эффективности использования финансовых ресурсов, предотвращение нарушений финансовой дисциплины.
Степень
использования функций
Контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие, отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадий, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб и осуществить мероприятия по предотвращению нарушений в будущем [6,с.47-50].
Контроль (от франц. соп1го1е — проверка) — процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов:
Польский профессор К. Адамецки (1866-1933), основатель Польского института научного управления и первый вице-президентом Международного комитета по научному управлению, основанного в 1925 г., не только выделил контроль как один из важнейших принципов управления, но и создал достаточно стройную теорию контроля применительно к организации. По его мнению, проверка хода исполнения намеченного необходима на протяжении «всей дороги», при этом следует помнить, что контроль является только средством, а не целью. Чем более детально и точно разработан план, тем более детальным и точным должен быть и контроль. Было бы неразумно, замечает Адамецки, применять высокоточный контроль там, где он не имеет большого значения, или вводить непрерывный контроль, если без ущерба для дела вполне можно осуществлять проверку периодически. В принципе контроль не должен быть слишком сложным и дорогим. Предметом контроля должны быть все основные фазы протекания организационных процессов: планирование, анализ информации и принятие решения, исполнение принятого решения и характер результатов. Иными словами, Адамецки настаивал на сквозной роли контроля в процессах управления.
Контроль является совершенно необходимым по следующим причинам:
- исчезает неопределенность. Никакие тщательно разработанные планы и программы действий не могут учесть всевозможные осложнения и обстоятельства. Контроль нужен для того, чтобы, корректируя решение задачи, устранять или уменьшать неопределенность;
- появляется возможность предвидеть кризисные ситуации. Ошибки и мелкие нерешенные вопросы, которые есть всегда, порой так многочисленны, что превышают критическую массу. Конечно, это происходит в том случае, если ошибки не исправлять и вопросы не решать. Контроль позволяет фиксировать и исправлять ошибки до того, как их последствия приведут к кризису;
- выявляются не только (и не столько) ошибки, сколько успехи. Контроль позволяет определить направления деятельности, которые наиболее перспективны.
Во-первых,
контроль как управленческое (или, шире
— как социальное) действие вызывает
негативное отношение к себе со стороны
и контролируемых, и контролирующих, а
общая «нелюбовь» психологически сближает
людей, делая контроль проформой. Во- вторых,
если контроль — это сравнение того, что
есть, с тем, что должно быть, значит, контролировать
может только человек, который знает, что
должно быть. Он доводит это до сведения
подчиненных. И, конечно, он имеет достоверную
информацию о состоянии дела, т.е. знает,
что есть. Из этого следует очень важный
вывод: своевременные подсказка, совет,
информирование и корректирование действий
сотрудников с учетом их права на ошибку
есть несомненная услуга, которую шеф
оказывает своим подчиненным. И это сближает
людей, но уже не в негативном («нелюбовь»
к контролю), а в позитивном смысле [1,с.7-9].
2.
Влияние финансово-экономического контроля
на управление экономикой.
Основная цель человеческой деятельности состоит в удовлетворении жизненных потребностей в той или иной сфере общественных отношений, в том числе в сфере финансовых отношений. С позиций государственной власти эта деятельность членов общества должна проходить в рамках закона, не противоречить нормативным требованиям, регулирующим общественные отношения, в которые они вступают. В этом аспекте мы говорим о цели и правового регулирования, и государственного управления. Только в случае соответствия поведения людей нормам закона возможно достижение и установление в обществе правопорядка как реализованной цели правового регулирования и государственного управления. Для достижения цели необходимы соответствующие средства. Определенная цель предполагает, требует и определенных средств, по отношению к которым эта цель выступает первичной, детерминирующей. Благодаря средству реализованная цель обретает объективность, конкретность. Цель в данном случае определяет правовые, организационные (имеются в виду специализированные органы) средства, с помощью которых эта цель достигается. Определенной цели должны соответствовать и определенные средства по ее реализации, между ними существует необходимое отношение. Поэтому связь названной цели и финансового контроля предстает не как внешнее отношение независимых друг от друга явлений, а как внутреннее необходимое, как особого рода единство. Организация государством проведения финансового контроля путем придания ему правовой формы, а также создания соответствующих организационных структур предстает средством достижения стоящих целей. Поэтому финансовый контроль выступает как категория "средство" в данном отношении. "В качестве средства явления выступают в отношениях с целью не столько в своем собственном движении и собственной жизни, сколько лишь в той связи, которая соединяет их с целями, которым они служат и по отношению к которым они как раз и определяются как средства... Средство есть не что иное, как определенность объекта через цель" [4, с. 12]. В реальной действительности соотношение государственного управления, правового регулирования, финансового контроля, законности, правопорядка не является простым и должно быть рассмотрено в виде сложной системы отношений. В частности, в самом финансовом контроле возможно выделение целей, средств их достижения и результатов. Однако определяющим содержание финансового контроля, его направленность является его местоположение в рассмотренной нами связи "цель - средство - результат".
Информация о работе Сущность и роль финансово-экономического контроля в управлении экономикой