Сущность и роль финансово-экономического контроля в управлении экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:21, контрольная работа

Описание

Сущность финансов проявляется в их функциях. К главным функциям финансов относится и контрольная функция. Зная характер движения финансовых ресурсов, государство и общество в целом имеют возможность изучать, анализировать складывающиеся на данном этапе развития экономики страны пропорции в распределении денежных средств, как поступают и используются финансовые ресурсы в каждом звене финансовой системы и непосредственно в отдельных субъектах хозяйствования.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная КиР.doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал  в г. Барнауле 
 

Факультет Кафедра
«Учетно-статистический» «Бухгалтерского учета, аудита, статистики»
 
 
 
 

Контрольная работа 

по  дисциплине «Контроль  и ревизия» 

по  теме 1: «Контроль как элемент управления экономикой» 
 
 
 
 
 

 Студентка      Абметка Светлана  Николаевна 

 Специальность      Бухгалтерский учет, анализ и аудит 

№ личного дела      07УБД43629 

  

  Образование        Первое высшее

  

  Группа       5БКп-2 

 Преподаватель                                           Черепанова Екатерина Михайловна 
 
 
 

Барнаул  2011 

     1. Сущность и роль финансово-экономического контроля в управлении экономикой 

     Сущность  финансов проявляется в их функциях. К главным функциям финансов относится  и контрольная функция. Зная характер движения финансовых ресурсов, государство  и общество в целом имеют возможность  изучать, анализировать складывающиеся на данном этапе развития экономики страны пропорции в распределении денежных средств, как поступают и используются финансовые ресурсы в каждом звене финансовой системы и непосредственно в отдельных субъектах хозяйствования.

     Осуществление контрольной функции финансов позволяет оценить эффективность распределительной и других функций финансов, делать выводы о необходимости координации и внесении коррективов в реализации всех остальных функций финансов.

     В условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности объективно возникает потребность в организации всеобъемлющего и действенного финансового контроля – важнейшей части управления общественными процессами.

     В научных публикациях нет единства в  трактовках понятия финансового контроля.

     Определенный  интерес представляет следующие  трактовки ряда отечественных ученых понятия финансового контроля.

     1.Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных  органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений. Он включает контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования  и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов. Финансовый  контроль – стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов. Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.

     2.Финансовый контроль есть практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля. Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах: 1) как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов; 2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций. Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором – упор делается на аналитическую сторону контроля.

     3.Финансовый  контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но и имеет и аналитический аспект. Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменяется по мере эволюции финансовых отношений.

       Приведенные выше трактовки понятия финансового контроля не противоречат друг другу, а как бы расширяют и углубляют это понятие, позволяют при обобщении разных трактовок составить целостное объемное научное понятие финансового контроля.

     Обобщив и проанализировав разнообразные подходы исследователей к определению понятия «финансовый контроль», полагаем целесообразным выделить следующие признаки финансового контроля, являющиеся наиболее существенными.

     Финансовый  контроль - это практическое воплощение объективно присущей финансам как экономической категории функции контроля; неотъемлемый элемент управления финансами на макро- и микроуровне; контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных организаций государственного и негосударственного контроля за финансовой деятельностью экономических субъектов в различных сферах общественного воспроизводственного процесса.

     Объект  финансового контроля - распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов государства, в том числе в форме централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     Предмет финансового контроля - различные  финансовые показатели: доходы и расходы  бюджетов, разных уровней бюджетной  системы страна и бюджетов внебюджетных фондов; размеры налоговых, неналоговых и добровольных платежей в государственный бюджет, внебюджетные фонды и страховые организации; доходы хозяйствующих субъектов различных форм собственности; их издержки производства и обращения, себестоимость, прибыль и убытки, а также все операции не только денежного оборота (в рублях и иностранной валюте), но и операции с ценными бумагами, бартерные сделки, различные формы взаимозачетов и т. п.

     В сфере управления любой вид контрольной  деятельности начинается с постановки целей и определения задач.

     Целями  финансового контроля являются: обеспечение  проведения единой финансовой политики государства, законности, целевого и  эффективного использования финансовых ресурсов; защита финансовых интересов государства, хозяйствующих субъектов и граждан; выявление, пресечение и предотвращение фактов нецелевого, неэкономного, нерационального использования и необеспечения сохранности финансовых ресурсов.

       Задачами финансового контроля являются: изучение реальности финансовых процессов в стране; проверка основных направлений финансовых потоков; контроль за соблюдением финансового законодательства, прав и обязанностей органов управления, хозяйствующих субъектов различных форм собственности и граждан при осуществлении финансовых операций, ведении учета и составлении отчетности; установление объемов и причин нецелевого, неэффективного использований и злоупотреблений денежными средствами и другими видами имущества; непосредственное воздействие на подконтрольные организации, внесение соответствующих коррективов в их деятельность, направленных на устранение выявленных нарушений; возмещение ущерба и привлечение к ответственности виновных лиц, повышение эффективности использования финансовых ресурсов, предотвращение нарушений финансовой дисциплины.

     Степень использования функций финансового  контроля предусматривается в законодательстве и нормативных правовых актах о соответствующих органах, законодательной и исполнительной власти, контрольных органах, о правах; обязанностях и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности при формировании и использовании  ими финансовых ресурсов.

     Контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть  системы регулирования, целью которой является вскрытие, отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадий, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб и осуществить мероприятия по предотвращению нарушений в будущем [6,с.47-50].

     Контроль (от франц. соп1го1е — проверка) — процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов:

  • установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке;
  • сопоставление достигнутых результатов с ожидаемыми;
  • корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

     Польский  профессор К. Адамецки (1866-1933), основатель Польского института научного управления и первый вице-президентом Международного комитета по научному управлению, основанного в 1925 г., не только выделил контроль как один из важнейших принципов управления, но и создал достаточно стройную теорию контроля применительно к организации. По его мнению, проверка хода исполнения намеченного необходима на протяжении «всей дороги», при этом следует помнить, что контроль является только средством, а не целью. Чем более детально и точно разработан план, тем более детальным и точным должен быть и контроль. Было бы неразумно, замечает Адамецки, применять высокоточный контроль там, где он не имеет большого значения, или вводить непрерывный контроль, если без ущерба для дела вполне можно осуществлять проверку периодически. В принципе контроль не должен быть слишком сложным и дорогим. Предметом контроля должны быть все основные фазы протекания организационных процессов: планирование, анализ информации и принятие решения, исполнение принятого решения и характер результатов. Иными словами, Адамецки настаивал на сквозной роли контроля в процессах управления.

     Контроль  является совершенно необходимым по следующим причинам:

- исчезает неопределенность. Никакие тщательно разработанные планы и программы действий не могут учесть всевозможные осложнения и обстоятельства. Контроль нужен для того, чтобы, корректируя решение задачи, устранять или уменьшать неопределенность;

- появляется возможность предвидеть кризисные ситуации. Ошибки и мелкие нерешенные вопросы, которые есть всегда, порой так многочисленны, что превышают критическую массу. Конечно, это происходит в том случае, если ошибки не исправлять и вопросы не решать. Контроль позволяет фиксировать и исправлять ошибки до того, как их последствия приведут к кризису;

     - выявляются не только (и не столько) ошибки, сколько успехи. Контроль позволяет определить направления деятельности, которые наиболее перспективны.

     Во-первых, контроль как управленческое (или, шире — как социальное) действие вызывает негативное отношение к себе со стороны и контролируемых, и контролирующих, а общая «нелюбовь» психологически сближает людей, делая контроль проформой. Во- вторых, если контроль — это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть, значит, контролировать может только человек, который знает, что должно быть. Он доводит это до сведения подчиненных. И, конечно, он имеет достоверную информацию о состоянии дела, т.е. знает, что есть. Из этого следует очень важный вывод: своевременные подсказка, совет, информирование и корректирование действий сотрудников с учетом их права на ошибку есть несомненная услуга, которую шеф оказывает своим подчиненным. И это сближает людей, но уже не в негативном («нелюбовь» к контролю), а в позитивном смысле [1,с.7-9]. 
 
 
 

     2. Влияние финансово-экономического контроля на управление экономикой. 

     Основная  цель человеческой деятельности состоит  в удовлетворении жизненных потребностей в той или иной сфере общественных отношений, в том числе в сфере  финансовых отношений. С позиций  государственной власти эта деятельность членов общества должна проходить в рамках закона, не противоречить нормативным требованиям, регулирующим общественные отношения, в которые они вступают. В этом аспекте мы говорим о цели и правового регулирования, и государственного управления. Только в случае соответствия поведения людей нормам закона возможно достижение и установление в обществе правопорядка как реализованной цели правового регулирования и государственного управления. Для достижения цели необходимы соответствующие средства. Определенная цель предполагает, требует и определенных средств, по отношению к которым эта цель выступает первичной, детерминирующей. Благодаря средству реализованная цель обретает объективность, конкретность. Цель в данном случае определяет правовые, организационные (имеются в виду специализированные органы) средства, с помощью которых эта цель достигается. Определенной цели должны соответствовать и определенные средства по ее реализации, между ними существует необходимое отношение. Поэтому связь названной цели и финансового контроля предстает не как внешнее отношение независимых друг от друга явлений, а как внутреннее необходимое, как особого рода единство. Организация государством проведения финансового контроля путем придания ему правовой формы, а также создания соответствующих организационных структур предстает средством достижения стоящих целей. Поэтому финансовый контроль выступает как категория "средство" в данном отношении. "В качестве средства явления выступают в отношениях с целью не столько в своем собственном движении и собственной жизни, сколько лишь в той связи, которая соединяет их с целями, которым они служат и по отношению к которым они как раз и определяются как средства... Средство есть не что иное, как определенность объекта через цель" [4, с. 12]. В реальной действительности соотношение государственного управления, правового регулирования, финансового контроля, законности, правопорядка не является простым и должно быть рассмотрено в виде сложной системы отношений. В частности, в самом финансовом контроле возможно выделение целей, средств их достижения и результатов. Однако определяющим содержание финансового контроля, его направленность является его местоположение в рассмотренной нами связи "цель - средство - результат".

Информация о работе Сущность и роль финансово-экономического контроля в управлении экономикой