Сущность и роль финансово-экономического контроля в управлении экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:21, контрольная работа

Описание

Сущность финансов проявляется в их функциях. К главным функциям финансов относится и контрольная функция. Зная характер движения финансовых ресурсов, государство и общество в целом имеют возможность изучать, анализировать складывающиеся на данном этапе развития экономики страны пропорции в распределении денежных средств, как поступают и используются финансовые ресурсы в каждом звене финансовой системы и непосредственно в отдельных субъектах хозяйствования.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная КиР.doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)

    Достижение  поставленных перед финансовым контролем, в первую очередь государственным  финансовым контролем, целей требует  реализации определенных задач (направлений), которые можно свести к следующему: а) проведение проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными органами всеми субъектами финансовых правоотношений; б)проверка правильности использования государственными и муниципальными учреждениями, организациями и предприятиями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных средств (бюджетных средств, банковских ссуд и т.д.); в) проверка соблюдения правил совершения различных финансовых операций, расчетов, хранения денежных средств названными ранее субъектами; г) выявление внутренних резервов производства, более экономного и эффективного расходования материальных и денежных ресурсов; д) превентивная задача, состоящая в предупреждении и предотвращении возможных нарушений финансового законодательства и финансовой дисциплины; е) проверка законности деятельности государственных и муниципальных органов, участвующих в финансовой деятельности.

    Результатом реализации названных задач является достижение правопорядка в процессе осуществления финансовой деятельности. Финансовый контроль обеспечивает, таким  образом, обратную связь, что является необходимым условием принятия правильных управленческих решений. Правильно поставленный финансовый контроль способствует избежанию ошибок.

    Объектом  финансового контроля выступают  не только денежные средства, но и материальные, трудовые и иные ресурсы.

    Как отмечалось ранее, формирование рынка  на современном этапе коренным образом  сказалось и на финансовой деятельности, и на проведении финансового контроля в процессе ее осуществления. Изменились цели, задачи финансового контроля, его содержание и сфера применения. И как следствие - в последние годы были упразднены органы народного, партийного контроля и сформированы новые контрольные органы, что позволяет говорить об изменении субъектного состава финансового контроля.

    Осуществление финансового контроля как важнейшей функции государства регламентируется нормами финансового права, совокупность которых образует самостоятельную подотрасль финансового права. Существуют различные мнения относительно ее расположения в системе финансового права.

    Традиционно финансовый контроль определяется как  институт финансового права, который  относят или к общей его  части [3, с. 5], или к особенной части финансового права. Ряд ученых полагают, что, поскольку финансовый контроль реально осуществляется в конкретных направлениях финансовой деятельности, следует говорить лишь о специфических его видах, осуществляемых различными органами в сфере, например, налогообложения, бюджета, банковской системы, государственного и муниципального кредита, страхования, денежного и валютного обращения и т.д.

    В последнее время в науке финансового  права принято говорить о финансовом контроле как институте финансового  права, относящемся к общей части  финансового права. Вместе с тем  отмечается специфика проведения финансового контроля в сфере бюджета, налоговых отношений, страхования, кредитования, а также валютный контроль.

    Думается, несмотря на многообразие видов финансового  контроля, необходимо говорить об общих  принципах, целях, задачах его осуществления, характерных для всех сфер финансовой деятельности и для всех органов, его осуществляющих. Учитывая всепроникающий характер самих финансов и финансового контроля, его возрастающую роль в условиях формирования рынка как важнейшей функции финансов, представляется возможным говорить об особой роли финансового контроля, и в первую очередь государственного финансового контроля, на каждом этапе осуществления финансовой деятельности. Важностью складывающихся при этом общественных отношений и необходимостью их урегулирования правом обусловлено выделение названных финансово-правовых норм в подотрасль финансового права.

    В теории права под "подотраслью  права" понимается обособленная часть  отрасли права, объединяющая нормы  и институты, выделяемые потому, что  ими регулируются специальные виды однородных по содержанию общественных отношений в той области, которая составляет предмет регулирования основной отрасли права. Необходимость выделения в системе финансового права не только институтов, но и его подотраслей отмечалась М.И. Пискотиным [2, с. 10]. Он обосновал наличие бюджетного права как подотрасли финансового права. Для того чтобы определенная совокупность правовых норм могла образовать подотрасль, ей необходимо обладать рядом качеств. Она должна регулировать особую область однородных отношений. В силу этого составляющие ее нормы должны иметь специфику, выделяющую их из общей массы норм данной отрасли права и одновременно придающую им определенное внутреннее единство. "Такая совокупность норм составляет цельную и обособленную систему, которая является главным подразделением соответствующей отрасли права. Она не выделяется в самостоятельную отрасль, так как имеет больше общего, чем специфического, по сравнению с другими нормами включающей ее отрасли права, и у государства пока нет политической заинтересованности в ее самостоятельном и обособленном развитии" [2, с. 4].

    В этой связи представляется возможным  говорить об особенностях данной подотрасли. Они заключаются в том, что  это единственная подотрасль финансового  права, имеющая сложную структуру, поскольку состоит из финансово-правовых норм, включенных как в общую, так и в особенную его части. К общей части финансового права можно отнести финансово-правовые нормы, регулирующие организацию и порядок проведения, общие цели, задачи и принципы осуществления финансового контроля, характеристику его форм и методов. Финансово-правовые нормы, регламентирующие проведение финансового контроля в различных сферах финансовой деятельности и вследствие этого обладающие специфическими целями, задачами, содержанием, выраженными в специальных нормативных актах (Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, банковское, страховое, валютное законодательство), а также нормы, определяющие правовой статус контрольных органов в конкретной области финансовой деятельности, включаются в соответствующие институты финансового права.

    Таким образом, структура подотрасли финансового  права финансового контроля имеет  сложный характер. Нормы, его образующие, носят всеобъемлющий, всепроникающий характер и содержатся как в общей, так и в особенной части финансового права. Названные нормы могут различаться по следующим основаниям: 1) по целям и задачам осуществления финансового контроля в конкретной сфере финансовой деятельности; 2) по объектам (содержанию или направлениям его осуществления); 3) по формам и методам; 4) по органам, на которые возложено его проведение (при этом необходимо учитывать их правовой статус и полномочия); 5) осуществление конкретных видов финансового контроля регламентируется соответствующими нормативными актами, т.е. имеются "собственные" источники права.

    В основе финансового контроля лежат  определенные принципы, которые отражают его сущность. Среди них следует  выделить [5, с. 61]:

    1) осуществление финансового контроля  компетентными органами. Данный  принцип состоит в том, что осуществлять финансовый контроль могут только специально уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации. Однако следует отметить, что инициатором проведения финансового контроля могут быть любые заинтересованные лица, а привлекаться к осуществлению контрольных мероприятий могут граждане и организации, способные оказать действенную помощь.

    2) результативность финансового контроля - проявляется в своевременности  проведения контрольных мероприятий,  выявлении реальных результатов финансово-хозяйственной деятельности, нарушений финансовой дисциплины, в своевременности доведения полученных результатов до лиц, правомочных принимать соответствующие решения о принятии мер по устранению причин финансовых правонарушений и привлечении виновных к юридической ответственности. Конечным результатом финансового контроля должно стать совершенствование финансово-хозяйственной деятельности.

    3) гласность финансового контроля - состоит в обнародовании результатов  финансового контроля, в их публичном обсуждении, привлечении к ним внимания государственных органов, общественных организаций и граждан. Есть необходимость также в обнародовании тех мер, которые были приняты по выявленным в процессе финансового контроля нарушениям и недостаткам.

    Сущность  финансового контроля также находит  свое отражение в его задачах. Одной из них является обеспечение  финансовой дисциплины в сфере публичных  финансов, предполагающее проверку своевременности  и полноты исполнения обязательств перед бюджетами всех уровней, операций по использованию централизованных и децентрализованных государственных и муниципальных денежных фондов. При этом финансовый контроль призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области исполнения бюджетов различных уровней, налогообложения, валютных операций, регулирования внешнеэкономической деятельности и др. Эффективность контроля неразрывно связана с ответственностью за нарушения финансовой дисциплины, предусматривающей административные и финансово-правовые меры воздействия.

    Финансовый  контроль - это не только средство обеспечения  законности и правопорядка при осуществлении  финансовой деятельности государства  и муниципальных образований. Он предполагает наличие обратных связей, выражающихся в активном воздействии контроля на более рациональное использование финансовых ресурсов, в устранении препятствий оптимальному функционированию всех звеньев публичного сектора финансовой системы. Этим целям служат укрепление режима экономного использования денежных средств и материальных ценностей на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности. Таким образом, мы можем говорить о второй не менее важной задаче финансового контроля - повышении эффективности публичных финансов [4, с. 16].

    Финансовый  контроль выступает формой реализации контрольной функции финансов, т.е. присущего финансам свойства служить  средством контроля за производством, обменом, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода. Иными словами, контрольная функция финансов является объективной основой финансового контроля, содействующей сбалансированности между потребностью в финансах и наличием финансовых ресурсов [2, с.2]. При этом необходимым условием эффективности финансового контроля является четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности: определения ее границ, методов и форм осуществления, установления правового статуса контрольных органов, объема их прав и обязанностей, т.е. всех тех элементов, которые составляют механизм финансового контроля [2, с. 9].

    Характерными  чертами финансового контроля являются:

    - осуществление в сфере отношений,  складывающихся при образовании,  распределении и использовании  денежных фондов государства и органов местного самоуправления;

    - реализация посредством деятельности  государственных или иных органов,  наделенных законом соответствующими  контрольными полномочиями;

    - осуществление в целях обеспечения  законности, охраны собственности  правильного, эффективного и экономного использования бюджетных средств, обнаружения нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет. 
 

    3.Направления развития и пути совершенствования финансово-экономического контроля в условиях рыночной экономики 

    Среди актуальных общественных проблем вопросы  финансового контроля всегда занимали особое место. От их решения во многом зависит то, какими путями, какими темпами  осуществляется развитие общества, как  обеспечивает государство социально-экономическое благополучие своих граждан и многое другое.

    Строгий и действенный государственный  финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества, правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что в свою очередь предполагает ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления.

    Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249, определила ряд задач и направлений совершенствования бюджетного процесса. Контрольная составляющая в самом постановлении представлена, мягко говоря, весьма скупо. За рамками действующей концепции реформирования бюджетного процесса остается ряд существенных вопросов, основным из которых является – новая роль органов финансового контроля.

    Провозглашенной целью Концепции реформирования бюджетного процесса является повышение результативности бюджетных расходов и оптимизация управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ.

    Государственный финансовый контроль над расходами  бюджета как функция управления является одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов. Надо отметить, что именно эта цель – повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, являющаяся актуальной практически для всех стран, преследуется в рамках проводимой в настоящее время в Российской Федерации бюджетной реформы. В свою очередь государственный финансовый контроль является элементом бюджетной политики государства, следовательно, совершенствование бюджетной политики в целом должно определенным образом отразиться на системе государственного финансового контроля.

    Таким образом, изменение парадигмы бюджетного процесса в целом приводит к изменению  парадигмы государственного финансового  контроля. Но здесь встает вопрос, что  первично курица или яйцо?

    Практически во всех развитых странах, где состоялся переход к бюджетированию, ориентированному на результат, вначале была проведена реформа системы контроля, а затем уже внедрялись новые принципы бюджетного планирования. С теоретической точки зрения, это вполне логично: прежде, чем делегировать органам исполнительной власти, особенно на местах, новые финансовые полномочия, необходимо создать адекватную систему контроля.

Информация о работе Сущность и роль финансово-экономического контроля в управлении экономикой