Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:09, реферат
Налоговая система России представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других видов платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – физических и юридических лиц на территории Российской Федерации. Следует различать несколько видов налогов. Налоги делятся (по методу их установления) на:
прямые;
косвенные.
Введение
Тема налогов и налогообложения очень актуальна на сегодняшний день в мире. Особенно она актуальна в России, так как именно налогообложение вызывает такую яростную полемику как среди представителей власти, так и среди рядовых граждан, это связано прежде всего с надеждой, что налогообложение сможет поднять на ноги такую страну, как Россия.
Основы и краткая характеристика налоговой системы России. НДС как один из основных налогов, дающий реальные поступления в бюджет.
Налоговая система России представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других видов платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – физических и юридических лиц на территории Российской Федерации. Следует различать несколько видов налогов. Налоги делятся (по методу их установления) на:
Первый вид налога устанавливается непосредственно на доход и имущество физических и юридических лиц. К ним относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налог на имущество. Вторые же относятся на товары и услуги оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф (система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые хозяйствующим субъектам и гражданам). К ним относятся: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами и другие.
Также различают деление налогов по территориальной принадлежности:
Первые взимаются на всей территории РФ (налог на прибыль, НДС, таможенный тариф, акцизы на отдельные виды товаров и другие). Вторые устанавливаются законодательными актами РФ, взимаются на всей ее территории, но конкретные ставки налогов определяются либо законами республик, входящих в РФ, либо уполномоченными органами краев, областей, автономий и так далее (налог на имущество предприятий, лесной доход, сбор за регистрацию предприятий и другие). Третьи устанавливаются законами и законодательными актами РФ, но объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяется Земельным кодексом и Законом РФ «О плате за землю» (земельный налог, сбор за право торговли, налог на рекламу и другие).
Существует классификация видов налогов по объектам налогообложения:
I. налоги на имущество
II. ресурсные налоги (включая земельный налог)
III. налоги на доход или прибыль
IV. налоги с действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации).
V. прочие налоги, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.
Данная совокупная классификация позволяет четко определить место того или иного налога в консолидированной схеме налогообложения, что немаловажно при исследовании отдельных частей налоговой системы. Предпринимателям необходимо знать какой налог на что направлен и куда его нужно платить (однако есть субъекты хозяйственной деятельности которых даже интересует, куда дальше пойдут деньги выплаченные в покрытие налога).
Следует обратить внимание на то, что из данной классификации следует, что налог на добавленную стоимость является косвенным федеральным (частично местным) налогом с действия. Это позволяет понять, что НДС – это налог относится на товары и услуги, устанавливается на федеральном уровне законодательными актами РФ, взимается на всей ее территории и является налогом с действия, то есть охватывает обороты по реализации, по передаче и другим действиям.
1.Сущность НДС, его исчисление и уплата.
Прежде чем говорить об НДС следует определить данное понятие. Так что же это такое? Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Каждый налог имеет определенную структуру, то есть перечень составляющих его элементов. Как правило, они раскрываются в законодательном акте, посвященном соответствующему налогу. Подобные акты должны содержать подробную информацию обо всех аспектах данного налога. В связи с этим следует подчеркнуть, что при нечеткой, двусмысленной формулировке закона возможно:
1. уклонение от уплаты данного вида налога
2. а также злоупотребление со стороны налоговых органов при его изымании, выражающееся в расширительном толковании положений закона.
Основным законодательным актом по налогу на добавленную стоимость является Закон «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 года №1992-1 с внесенными изменениями и дополнениями (№1994-1, №2118-1, №943-1, №2270). На основании данного закона и определяются основные необходимые положения по налогу на добавленную стоимость.
Субъекты, объекты и величины облагаемого оборота НДС.
Говоря о налоге на добавленную стоимость необходимо сказать в первую очередь о субъектах налога (плательщиках). Плательщиками НДС на основании статьи 2 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» являются:
1.организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц (государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, учреждения, другие виды организаций), осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
2.предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
3.индивидуальные частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
4. филиалы, отделения, и другие обособленные подразделения организаций (предприятий), находящиеся на территории РФ;
5.международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
Необходимо сказать, что в данной статье закона перечислены формальные налогоплательщики, фактические субъекты НДС – конечные потребители товаров, работ и услуг.
Объектами НДС являются:
1.обороты по реализации на территории РФ товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне, выполненных работ и оказанных услуг.
2.обороты по реализации товаров внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;
3.обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров другим предприятиям или физическим лицам;
4.обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги;
5.обороты по реализации предметов залога;
6.товары, ввозимые на территорию России в соответствии с таможенными режимами, установленными российским таможенным законодательством.
Нельзя не сказать об определении облагаемого оборота: на основании статьи 4 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них НДС. В него входят также любые денежные средства, получаемые предприятиями , если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) в том числе суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на счета в учреждения банков, либо в кассу, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары).
Хотелось бы обратить внимание, что при исчислении облагаемого оборота относительно подакцизных товаров, то в него включается сумма акциза. Это очень важно, так как в связи с этим возникает своеобразная проблема, которая будет рассмотрена мною ниже в соответствующей главе.
Если товары были реализованы без оплаты их стоимости величина облагаемого оборота определяется условным методом, который рассматривает три случая:
I. обмен одних товаров (работ, услуг) на другие, то облагаемый оборот определяется: при возможности установить цены обычной реализации продукции , то определяется средняя цена за месяц до обмена, если же такой возможности нет, то за основу берутся фактические рыночные цены за аналогичную продукцию;
II. при совершении сделки дарения: товар передается также без оплаты его стоимости; облагаемый оборот определяется так же, как и для договора обмена товаров;
III. внутреннее потребление налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При невозможности подсчета средней цены такой продукции облагаемый оборот исчисляется на основе ее фактической себестоимости.
2.Льготы по НДС.
Следует также заострить внимание на товарах и услугах, которые в силу ряда причин освобождаются от налога на добавленную стоимость:
1. экспортируемые товары (за пределы стран - участниц СНГ) как собственного производства, так и приобретенные, а также услуги по транспортировке , погрузке, разгрузке экспортируемых товаров (и транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации).
2.товары и услуги, предоставленные для пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств.
3. услуги городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси , в том числе маршрутных) , а также услуги оказываемые пригородным транспортом (морским , речным , железнодорожным и автомобильным).
4. квартирная плата, включая плату за проживание в общежитиях.
5.стоимость выкупаемых в порядке приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий.
6.операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции, кроме операций по инкассации.
7. операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющиеся законными средствами платежа , а также ценных бумаг , кроме брокерских и других посреднических операций (однако исключения составляют операции по изготовлению и хранению указанных платежных средств и бумаг , по которым налог взимается).
8.лизинговые операции.
9. оказание консультационных и информационных услуг.
10. продажа почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных открыток, конвертов, лотерейных билетов.
11. обороты угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий по реализации угля и продуктов углеобогащения угле сбытовым органам.
12. научно - исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета или целевых фондов; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров
13. продукция собственного производства отдельных организаций общественного питания; услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом; услуги по обучению детей подростков в кружках, секциях, а также с использованием спортивных учреждений; услуги вневедомственной охраны МВД РФ по охране объектов; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми; услуги выполняемые профессиональными аварийно-спасательными службами по договорам.
14. обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах.
15. ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев.
16. обороты по реализации конфискованных , бесхозных ценностей, кладов, а также ценностей , перешедших по праву наследования государству.
17. услуги учреждений культуры и искусства, архивной службы, религиозных объединений, театрально - зрелищные, спортивные, культурно-просветительские, развлекательные мероприятия, включая видео показ
18. обороты по реализации
для дальнейшей переработки и
аффинирования руды
19. стоимость жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти и органам местного самоуправления (а также передача безвозмездно предприятиям органами государственной власти или местного самоуправления стоимость работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов всех уровней, в случае если эти средства составляют не менее 40 процентов от стоимости работ; работы, производимые в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства по строительству объектов жилищного, социально-культурного и бытового назначения, оказанию услуг иностранными и российскими консультационными фирмами и другими; стоимость объектов государственной и муниципальной собственности, передаваемых безвозмездно органам государственной власти и управления (а также стоимость зданий, строений и сооружений, передаваемых безвозмездно одними профсоюзными организациями другим).