Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:09, реферат
Налоговая система России представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других видов платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – физических и юридических лиц на территории Российской Федерации. Следует различать несколько видов налогов. Налоги делятся (по методу их установления) на:
прямые;
косвенные.
20. платные медицинские услуги для населения, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, туристско-экскурсионные путевки; технические средства, включая автомототранспорт, использующиеся для инвалидов.
21. товары, услуги, работы (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников, однако данная льгота не распространяется на предприятия, осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность.
22. товары собственного производства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме фермерских хозяйств), реализуемые пенсионерам по старости и инвалидности , работающим на них и пенсионерам по старости и инвалидности из числа бывших работников этого предприятия; продукция в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников , привлекаемых на сельскохозяйственные работы.
23. изделия народных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых приняты в установленном порядке.
24. сдача в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации, либо если эта льгота предусмотрена в международных договорах.
25. обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции , связанной с образованием , наукой , культурой ; услуги по погрузке и транспортировке печатных изданий, связанных с образованием, наукой и культурой.
26. пожарно-техническая продукция; работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые на основании договора.
27. обороты по реализации товаров магазинами беспошлинной торговли, платежи малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме.
28. работы и услуги
по реставрации и охране
Говоря о товарах и услугах, освобождаемых от НДС, следует среди них выделить такие, как экспортируемые товары , услуги городского транспорта , квартирная плата, банковские операции , операциями над ценными бумагами, платные медицинские услуги для населения – именно с приведенными видами товаров и услуг мы сталкиваемся наиболее часто в повседневной жизни . Так, освобождение от НДС товаров, идущих на экспорт, является довольно-таки большим подспорьем предприятиям, вывозящим свою продукцию за пределы СНГ , так как в связи с этим (освобождением от НДС) продукция российских производителей может конкурировать на мировых рынках. Анализируя перечень товаров и услуг, освобождаемых от НДС , можно с уверенностью сказать , что государство пытается укрепить сферу социальной защиты общества и поддержки тех, кто предоставляет данные виды удовлетворения потребностей , что немаловажно .
Необходимо заострить внимание на том , что можно двумя легальными способами освободиться от налога на добавленную стоимость:
I. при экспортировании товаров (работ и услуг) и оказании услуг пассажирского транспорта – в этом случае суммы налога, выплаченные предприятием в государственный бюджет либо возмещается налоговыми инспекциями на основе представленных счетов, либо принимается в уменьшение сумм налога (зачет по будущим платежам) – данная льгота носит название налоговый кредит.
II. при реализации товаров , числящихся в списке освобожденных от налога на добавленную стоимость – налоговая льгота «изъятие».
Данные виды ухода от НДС, как уже отмечалось, являются полностью легальными и разрешенными государственными органами.
Ставка налога.
Одна из самых важных и волнующих любого налогоплательщика часть налога – это его ставка. Необходимо сказать, что людей занимающихся бизнесом в на сегодняшний день интересует конкретные вопросы , как-то : будут ли они платить налог при производстве данной продукции , и если будут , то сколько данный налог «заберет» у них необходимых им денежных средств . Именно поэтому большинство людей данного склада сильно интересует вопрос ставок конкретного налога. Ставки налога на добавленную стоимость составляют 10% и 20% ( однако , при реализации товаров (работ , услуг) по ценам и тарифам , включающим в себя НДС по ставкам 20% или 10% применяются расчетные ставки соответственно 16,67% и 9,09% ) , это означает , что ставки по НДС дифференцированы (хотя и не в высшей степени ) , что немаловажно , так как не все производители товаров разного сорта платят по одинаковой расценке . Поясню данные цифры : ставка 10% действует по строго ограниченному списку товаров , которые , как нетрудно заметить , имеют льготную ставку налога , данными товарами являются :
1. продовольственные товары (мясо и мясопродукты , зерно , соль , сахар-сырец, соль, мука , яйца , рыба живая , масло растительное , морепродукты, крупа и некоторые другие за исключением подакцизных товаров).
2. товары для детей ( швейные изделия , чулочные изделия, обувь, коляски и некоторые другие товары).
Ставка же 20% действует по остальным видам товаров, включая подакцизные . Хотелось бы обратить внимание на то , что отдельной ставкой налога на добавленную стоимость облагаются продовольственные и детские товары – это свидетельствует , что исполнительная и законодательная власть России, оценивая ситуацию в отраслях, связанных с производством продукции вышеперечисленных сортов, пытаются укрепить и поддержать отмеченные отрасли. Здесь же следует обратить внимание на то, что в российской практике налогообложения добавленной стоимости существует, как уже отмечалось выше, дифференциация в определении ставки по отдельным видам товаров. При анализе данного момента следует сказать, что на сегодняшний день существует два мнения по поводу дифференциации ставок НДС: одни придерживаются того, что необходимо ввести более широкую дифференциацию в ставки налога на добавленную стоимость , тем самым установив социальную справедливость в обществе , другие – наоборот, придерживаются концепции неделения ставок налога на дробные элементы . Я придерживаюсь второй позиции из-за следующих аргументов: во-первых, не следует думать, что введение широкой дифференциации ставок НДС даст возможность, как говорят, восстановить социальную справедливость – нет, это не так, к сожалению, бремя платежа, как уже отмечалось выше, падает непременно на конечного потребителя того или иного товара или услуги, облагаемого НДС, и совсем необязательно, что при введении разных ставок по рассматриваемому налогу покупатель со скудными средствами откажется купить необходимый ему для потребления товар, так же как и само собой разумеется этот товар позволит себе купить состоятельный человек ( нужный эффект может достигаться только на товары редкие, то есть товары потребление которых не носит массовый характер (золото, драгоценные камни, картины и т.д.), во-вторых создание дифференцированных ставок создает трудности не оправданные ни социальными , ни экономическими потребностями (стоит только представить себе , что существовало бы, скажем , 30 различных ставок налогообложения по НДС , тогда трудно даже предположить насколько усложнилась задача сбора и учета данного налога, что неминуемо бы отразилось на его поступлениях в бюджет, что немаловажно ) и, наконец, следует сказать, что существуют иные методы достижения поставленных целей (социальной справедливости и эффективности налогообложения) – с помощью механизмов подоходного налогообложения и дифференциации акцизных ставок. Данные механизмы в действительности могут предоставить все необходимые условия для решения этих двух проблем. Теперь необходимо непосредственно перейти к исчислению НДС.
Анализируя основные моменты системы ставок и льгот по НДС в Великобритании и России, можно сказать , что между ними существуют как различия , так и общие моменты . Итак , упомяну сначала о различиях:
1. верхней величина ставки налога на добавленную стоимость, так нетрудно заметить, что наибольшая ставка НДС в Великобритании на 5% ниже, чем в России, что свидетельствует о немного меньшем бремени обложения добавленной стоимости в Великобритании.
2. нижней величины ставки налога на добавленную стоимость – в Великобритании – 0%, а в России – 10% (однако необходимо напомнить , что ставка 10% в России действует по строго ограниченному и определенному числу товаров, в связи с этим данное отличие следует считать спецификой НДС в России)
3. предоставления в Великобритании льготы (освобождения) по налогу на добавленную стоимость, относящейся к вознаграждению биржевых брокеров (НДС с него не взимается) , в то время как данный вид услуг подпадает под налогообложение НДС в России. На мой взгляд, это связано с ещё не до конца организовавшимися как биржами ценных бумаг в России , так и товарными биржами , торговля на которых носит довольно-таки стихийный , непредсказуемый и нестабильный характер.
Сходства:
1. в перечне льгот, предоставляемых по НДС в Великобритании, практически все из перечисленных товаров и услуг входят в аналогичный перечень в России ( кроме , как я уже сказал брокерских услуг)
2. невысокая дифференциация ставок НДС
3. сходное обложение товаров НДС
Из представленных выше сходств и различий можно сделать обобщающий вывод о том, что в общем системы ставок и льгот по налогу на добавленную стоимость в Великобритании и России схожу , хотя и существуют некоторые различия, обусловленные, на мой взгляд, спецификой развития налогообложения каждой страны .
Говоря об уплате НДС, необходимо отметить некоторую особенность: если товары были реализованы на территории России в иностранной валюте, то и налог на добавленную стоимость взимается в иностранной валюте.
3.Сроки и метод уплаты НДС.
Безусловно для полноты характеристики любого налога следует сказать о сроках его уплаты , так как в зависимости от этого то , или иное предприятие или организация будет строить свою учетную политику , НДС уплачивается :
1) ежемесячно, если исходить из фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц, в срок не позднее 20 числа следующего месяца – организациям (предприятиям), среднемесячные платежи которых составляют от 3000 до 10000 рублей ( кроме предприятий железнодорожного транспорта, производящих оплату до 25-го числа следующего месяца).
Если у предприятия или организации среднемесячные платежи составляют более 10000 рублей, то они уплачивают 15-го, 25-го и 5-го числа следующего месяца декадные платежи в размере одной трети суммы налога, причитающиеся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету ( с последующими перерасчетами по сроку 20-го числа месяца следующего за отчетным исходя из фактических оборотов по реализации).
2) ежеквартально, также если исходить из фактических оборотов по реализации товаров за истекший квартал, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующим за отчетным кварталом, - предприятиями со среднемесячными платежами до 3000 рублей (а также субъекты малого бизнеса независимо от размера среднемесячных платежей).
Следует обратить внимание на выделение субъектов малого бизнеса при определении сроков уплаты НДС, данная особенность позволяет предприятиям и организациям , функционирующим в сфере малого бизнеса уплачивать НДС ежеквартально . На мой взгляд , эта особенность вызвана стремлением стимулировать и укрепить сферу малого предпринимательства в России . Субъектам этой сферы дают возможность расчета уплаты налога на добавленную стоимость за более длительный период , что приводит к более простому его учету .
При обложении НДС используется декларационный метод. Этот метод подразумевает под собой представление налоговым органам по месту своего нахождения расчеты по налогу на добавленную стоимость (приложение №1).
Обобщая все вышесказанное , необходимо сказать , что НДС выполняет две функции . Первая из них – фискальная (его основное предназначение , фиск – государственная казна), то есть данный налог является, как уже было отмечено, одним из главных источников пополнения государственной казны. Именно посредством данной функции реализуется общественное назначение НДС – формирования финансовых ресурсов государства , накапливаемых и сосредотачиваемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления государством своих функций ( социальной , оборонной, природоохранных и других). Вторая же функция – регулирующая. С помощью этой функции НДС может воздействовать на развитие (стимулировать или не стимулировать ) той или иной отрасли промышленности , субъектов производства и т.д. К примеру , в связи с быстро ухудшающейся экологией государство решает ввести НДС с производств , максимально загрязняющих окружающую среду (химическая , цветная и черная металлургия и другие), это и будет ярчайший пример действия регулирующей функции НДС .
Заключение
- Налог на добавленную стоимость является косвенным федеральным (частично местным) налогом с действия, который представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости , создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров , работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства; причем бремя уплаты налога на добавленную стоимость реально падает на потребителя товаров(работ , услуг);
- НДС является на сегодняшний день самым значимым налогом в РФ , так как его доля в налоговых сборах в федеральный бюджет является самой большей ( как уже отмечалось, она составила в 1997 году 39% от всех налоговых поступлений в федеральный бюджет);
- Льготы предоставленные по НДС являются мощным стимулирующим орудием, воздействующим на отрасли как производственной, так и непроизводственной сферы, поэтому их предоставление должно быть в высшей степени оправдано, в противном случае льгота может быть предоставлена не по назначению;
- На сегодняшний день существую две основные ставки налога на добавленную стоимость: 10% и 20%, кроме них существуют еще две ставки которыми облагаются товары и услуги уже включающие в себя НДС: 16,67% (для 20%) и 9,09% (для 10%);
- Имеет смысл тщательно исследовать системы налогообложения добавленной стоимости в других странах, дабы потом перенести полученный опыт на российское налоговое законодательство и повысить его эффективность;
- Сроки и форма уплаты НДС в России относительно удобны и в то же время нет, с одной стороны, довольно-таки часто приходится вносить платежи в бюджет, но лишь это позволяет контролировать их своевременную уплату государственным налоговым органам, с другой стороны, декларационный метод подачи НДС способствует быстрому учету и обработке данных в налоговых органах , но в то же приходится сравнительно долго заполнять ее конкретному субъекту налогообложения (особенно если он только встал на учет в этих органах);
- Только при эффективном решении налоговой проблемы (принятие того или иного проекта Налогового кодекса) у России появится реальная перспектива выхода из сложившейся ситуации (НДС является частью этой проблемы);
- Излишняя дифференциация ставок НДС может привести к сложности учета и определения НДС;
- Оптимальная ставка НДС для российской экономики на сегодняшний день составляет 18% (близка к ныне действующей);
- Существует объективная необходимость в прослеживании использования льгот по НДС надлежащим способом;
- Признается нерациональность объединения акцизов и НДС в одно целое, с моей точки зрения;
- Имеет смысл оказание помощи субъектам налогообложения по НДС в виде открытия государственных консультационных фирм , с целью уяснения методов , способов исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в тех или иных случаях;
- Требуется тщательная проработка решений о принятии ставок НДС и льгот по нему в новом Налоговом кодексе РФ;
- Как можно скорейшее принятие нового Налогового кодекса, с целью стабилизации экономики.