Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:08, курсовая работа
Целью настоящей работы - раскрыть сущность сегментной отчетности.
Исходя из цели работы, намечаются следующие задачи по исследованию выбранной темы:
1) изучить понятие сегментной отчетности
2) обзор нормативных и законодательных актов, касающихся вопросов сегментной
Введение
1. Теоретические основы и нормативное регулирование сегментной отчетности предприятия
1.1. Понятие сегмента и его виды
1.2. Нормативное регулирование сегментной отчетности предприятия
1.3. Раскрытие информации по сегментам
1.4. Учетная политика в отношении информации по сегментам
2. Сегментная отчетность в соответствии с МСФО
2.1. Стандарт МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»
2.2. Раскрытие информации по сегментам в соответствии с МСФО.
Сравнительный анализ МСФО и РСПБУ.
Заключение
Список использованных источников
20
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра
Курсовая работа
по дисциплине
«Бухгалтерский управленческий учет»
на тему «Сущность, значение и правила построения сегментной отчетности»
Студент гр. 48
Москва 2012
Содержание
Введение
1. Теоретические основы и нормативное регулирование сегментной отчетности предприятия
1.1. Понятие сегмента и его виды
1.2. Нормативное регулирование сегментной отчетности предприятия
1.3. Раскрытие информации по сегментам
Производство и продажа разных видов (групп) товаров (работ, услуг), составляющих предмет деятельности организации, может осуществляться в различных географических регионах. Деятельность, связанная с этими видами (группами) товаров (работ, услуг), может быть подвержена разным рискам, и иметь разные уровни прибыльности. Деятельность, осуществляемая в различных регионах, также может быть сопряжена с различными рисками и прибылями. Включаемая в бухгалтерскую отчетность о разных видах (группах) товаров (работ, услуг), а также деятельности организации в различных регионах на основе анализа соответствующих рисков и прибылей. Обособленное представление такой информации необходимо, поскольку её может быть невозможно, получить из другой информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.
Цель раскрытия информации по сегментам в составе бухгалтерской отчетности – помочь пользователям составить более полное представление об организации путем предоставления дополнительных данных о производстве различных видов товаров (работ, услуг), которые являются предметом деятельности организации, и различных географических регионах, в которых организация ведет свою финансово-хозяйственную деятельность. Такая информация позволяет заинтересованному пользователю принимать более взвешенные и обоснованные решения.
Как правило, в информации по сегментам заинтересованы, прежде всего, внешние пользователи. Особую важность представление информации по сегментам имеет для организаций, ценные бумаги которых свободно обращаются, например, через организаторов торговли (фондовые биржи).
Целью настоящей работы - раскрыть сущность сегментной отчетности.
Исходя из цели работы, намечаются следующие задачи по исследованию выбранной темы:
1) изучить понятие сегментной отчетности
2) обзор нормативных и законодательных актов, касающихся вопросов сегментной отчетности;
3) рассмотреть раскрытие информации по сегментам;
4) изучение учетной политики в отношении информации по сегментам;
5) рассмотрение стандарта МСФО 8 «Операционные сегменты»
6) рассмотрение раскрытия информации по сегментам в соответствии с МСФО.
7) произвести сравнительный анализ МСФО и РСПБУ
Источниками информации для написания курсовой работы послужили Федеральные законы, ПБУ, учебные пособия, такие как «Российский учет и международные стандарты финансовой отчетности» Голиковой Е.С., «Бухгалтерская отчетность и принципы ее составления в соответствии с международными стандартами. Методика трансформации» Дымовой И.А., «Бухгалтерская отчетность организации» Новодворского В.Д, а также материалы сайтов http://www.bmcenter.ru/ (Бухгалтерский методологический центр), http://www.auditit.ru/ (Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит) и http://www.fd.ru/ (Практический журнал по управлению финансами компании «Финансовый директор»)
1. Теоретические основы и нормативное регулирование сегментной отчетности предприятия
1.1. Понятие сегмента и его виды.
Во исполнение мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, Минфином России Приказом от 27.01.2000 N 11н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам».
Сегмент – это часть деятельности организации в определенных условиях. В переводе с латинского слово «сегмент» (segmentum) означает отрезок либо часть круга.
Такими частями (сегментами) могут быть производство и продажа разных товаров, работ, услуг или данные о продажах товаров одного вида в разных регионах и т.д.
В соответствии с ПБУ 12/2000 различают сегменты операционные и географические.
Операционный сегмент – это выделяемая деятельность организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы или оказанию определенной услуги. При этом производство конкретного вида товара (работы, услуги) данного сегмента должно отличаться по уровню риска и прибыльности от деятельности по производству других товаров, работ, услуг.
Географический сегмент – это выделяемая деятельность организации по производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг в определенном географическом регионе. Такая часть деятельности отличается по уровню рисков и прибыльности от деятельности в других регионах. /11/
Географический сегмент может выделяться по местам расположения активов организации (ведения деятельности организации, например, по месту расположения филиалов, структурных подразделений, дочерних и зависимых организаций) либо по местам расположения рынков сбыта (потребителей (покупателей) товаров, работ, услуг).
Согласно п.7 ПБУ 12/2000 организация может объединить в одну группу «Отчетный операционный сегмент» различные виды товаров (работ, услуг) при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов:
- назначению товаров, работ, услуг;
- процессу производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;
- методам продажи товаров и распределения работ, услуг;
- системам управления деятельностью организации (если применимо).
При объединении товаров (работ, услуг), производимых (реализуемых) в нескольких географических регионах в одну группу «Отчетный географический сегмент», следует исходить:
- из сходства условий, определяющих политические и экономические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;
- наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;
- сходства деятельности;
- рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;
- общности правил валютного контроля;
- валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.
Перечень сегментов, по которым организуется бухгалтерский учет, устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике. В соответствии с п. 9 ПБУ 12/2000 операционный или географический сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и выполняется одно из следующих условий:
- выручка от продажи внешними покупателями и от операции с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;
- финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости оттого, какая величина больше в абсолютном значении);
- активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.
Перечень отчетных сегментов устанавливается организацией самостоятельно. ПБУ 12/2000 (п. 10) обязывает организацию при раскрытии информации по сегментам учитывать, что на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности организации, должно приходиться не менее 75% выручки организации. Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности условиям, предусмотренным п. 9 ПБУ 12/2000.
Добиться того, чтобы бухгалтерская информация стала на предприятии объективной, достоверной, понятной и защищенной как для внутренних, так и для внешних пользователей, можно лишь при знании основных нормативных документов.
В нормативных документах, регулирующих ведение бухгалтерского учета в РФ, первое упоминание о необходимости подготовки информации о деятельности сегментов встречается в 1996 г.. В Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 12 ноября 1996 г. № 97 (п. 4.30), сказано, что в пояснительной записке «необходимо привести дополнительные данные об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим регионам»[1].
Следующий нормативный документ, имеющий отношение к рассматриваемому вопросу: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ 29 июля 1998 г. № 34н. (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н)
В соответствии с п. 91 в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета ею составляется также сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами. Тем же документом предусмотрено формирование сводной годовой бухгалтерской отчетности объединениями юридических лиц, созданных на добровольных началах (союзов, ассоциаций) (если это предусмотрено учредительными документами объединений). Однако из сводной отчетности не видны результаты деятельности отдельных предприятий. Это «упущение» устраняется после принятия ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».
Учитывать требования последнего Положения должны организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность. Для субъектов малого предпринимательства оно не обязательно.
Положением, прежде всего, даются рекомендации по «распознаванию» сегментов, формулируются правила отнесения на них доходов, расходов, активов и обязательств. При этом под сегментом для целей составления внешней отчетности понимается «часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях».[2]
Можно сделать заключение: в трактовке ПБУ 12/2000 под сегментом в первую очередь понимается самостоятельное юридическое лицо, либо являющееся дочерним (зависимым) предприятием по отношению к материнскому (основному) обществу, либо входящее в какую-либо ассоциацию, союз, холдинг. Такое предприятие в обязательном порядке должно рассматриваться в качестве операционного или географического сегмента. Это, однако, не означает, что данные сегменты не могут быть разделены на более мелкие.[3]
Предполагается, что сегменты осуществляют внешние продажи, а также реализуют продукцию (работы, услуги) между собой с использованием трансфертных цен.
С точки зрения бухгалтерского управленческого учета сегменты, о которых идет речь в данном Положении, являются наиболее «развитыми» видами центров ответственности, а именно центрами инвестиций. Эти сегменты обладают собственными активами, с ними отождествляются обязательства, на них обоснованно могут быть отнесены доходы и расходы, а следовательно, и определен финансовый результат деятельности.
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что бухгалтерский учет в организации должен строится на основании стандартов учета (ПБУ), разрабатываемых в нашей стране, с учетом международных стандартов для обеспечения единообразного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации в целях сопоставления. В то же время ПБУ предусматривают и многовариантность учета в зависимости от особенностей конкретной организации.
Информация о работе Сущность, значение и правила построения сегментной отчетности