Сущность, значение и правила построения сегментной отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы - раскрыть сущность сегментной отчетности.
Исходя из цели работы, намечаются следующие задачи по исследованию выбранной темы:
1) изучить понятие сегментной отчетности
2) обзор нормативных и законодательных актов, касающихся вопросов сегментной

Содержание

Введение
1. Теоретические основы и нормативное регулирование сегментной отчетности предприятия
1.1. Понятие сегмента и его виды
1.2. Нормативное регулирование сегментной отчетности предприятия
1.3. Раскрытие информации по сегментам
1.4. Учетная политика в отношении информации по сегментам
2. Сегментная отчетность в соответствии с МСФО
2.1. Стандарт МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»
2.2. Раскрытие информации по сегментам в соответствии с МСФО.
Сравнительный анализ МСФО и РСПБУ.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

сементная отч..doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

Способы распределения активов, обязательств, доходов и расходов между сегментами зависят от таких факторов, как природа этих статей, деятельность, осуществляемая сегментом, и относительная автономность данного сегмента. Не представляется возможным определить единый базис распределения по всем сегментам, который должен быть принят всеми предприятиями. Также нельзя определить единый базис распределения активов, обязательств, доходов и расходов, относящихся к двум и более сегментам. Вместе с тем определения сегментных доходов, расходов, активов и обязательств взаимосвязаны и это нужно учитывать.

 


2.Сегментная отчетность в соответствии с МСФО

2.1. Стандарт МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»

 

МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты», результат сближения международных стандартов с US GAAP, пришел на смену ранее действовавшему МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность». Новый стандарт применяется к периодам, начинающимся с 1 января 2009 года и позднее, и регламентирует раскрытие информации об операционных сегментах в годовой и промежуточной финансовой отчетности. [4]

Как и большинство последних изменений МСФО, данный стандарт разрабатывался с ориентировкой на US GAAP. Положения IFRS 8 в основном повторяют американский SFAS 131 («Раскрытие информации о сегментах деятельности организации и смежной информации»).

IFRS 8 значительно отличается от IAS 14. В новом стандарте четко прослеживается тенденция всё большей ориентации на управленческую информацию.

Если IAS 14 требовал выделять первичные и вторичные сегменты на основе типов продуктов (товаров, работ, услуг) или географических регионов продаж, то IFRS 8 требует выделять сегменты на основе внутренних отчётов, которые используются менеджментом компании, принимающим решения о распределении ресурсов. При этом может применяться любая первооснова — виды продуктов, географические регионы, категории покупателей или другие факторы, подлежащие раскрытию вместе с информацией по сегментам.

Зато отменены ограничения по выделению т. н. обслуживающих сегментов, у которых отсутствуют или незначительны продажи внешним покупателям. Теперь обслуживающая структура может считаться полноценным сегментом для представления в отчётности, если такой подход используется менеджментом компании.

Особенно выбивается из системы МСФО новшество в отношении определения и оценки показателей сегмента. Прежний стандарт IAS 14 давал свои определения выручки, расходов, финансового результата, активов, обязательств сегмента и требовал их оцеки по правилам соответствующих МСФО. Новый IFRS 8 предлагает использовать те же определения показателей, что применяются внутри организации в целях управления, и главное — оценивать эти показатели по собственному способу, применяемому в управлении.

Такая оценка может не соответствовать оценкам, применяемым в МСФО, отчего показатели баланса и отчёта о прибылях и убытках не будут соотноситься с их раскрытием по сегментам. Разумеется, в связи с этим новый стандарт дополнился требованиями о раскрытии способов определения и оценки показателей сегментов, а также о представлении их числовой сверки с соответствующими общими показателями основных отчётных форм.

Информация по сегментам больше не делится на первичную и вторичную. По каждому отчётному сегменту, независимо от определяющих их факторов, должна представляться информация об основных видах продукции (товаров, работ, услуг), географических регионах и наиболее значимых покупателях. В новом IFRS 8 сохранились те же количественные критерии, что были в IAS 14, для идентификации отчётных сегментов — превышение 10% общей выручки, активов или прибыли, а также условие превышения выручки всех отчётных сегментов 75% от общей выручки.

Стоит заметить, что российское ПБУ 12/00 «Информация по сегментам» формировалось на основе старого IAS 14. Теперь его требования значительно отличаются от требований нового IFRS 8. [5]


2.2. Раскрытие информации по сегментам в соответствии с МСФО.

Сравнительный анализ МСФО и РСПБУ.

 

Если МСФО 14 предписывал определенные принципы раскрытия информации, то МСФО 8 обязывает предприятие самостоятельно установить наиболее подходящий формат раскрытия. Изменился и подход к выделению сегментов.

Прежде стандарт требовал выделения хозяйственных сегментов (так называемые первичные: департамент, филиал, несколько компаний группы, занятых в производстве определенного товара или оказании услуги) и географических (вторичные: департамент, филиал, несколько компаний группы, действующих в определенной географической области). В МСФО 8 выведены операционные сегменты – компоненты компании, обладающие следующими характеристиками:

– осуществляют хозяйственную деятельность, которая позволяет получить выручку и предусматривает несение расходов (включая выручку и расходы, связанные с совершением операций с другими компонентами одной и той же компании);

– по сегментам имеется отдельная финансовая информация;
– результаты деятельности сегмента регулярно анализируются ответственным лицом компании в целях принятия решений о выделении ресурсов и оценки эффективности деятельности сегмента;

Однако приведенных критериев недостаточно, чтобы корректно определить основу сегментации. Например, если руководство компании в управленческой отчетности анализирует финансовые показатели подразделений исходя из их географического положения, то при подготовке примечания о сегментах компания также должна использовать географический принцип выделения.



Для корректного выделения сегментов в первую очередь следует определиться, по каким критериям и в каком разрезе принимаются управленческие решения: на основании какой информации выделяются средства и премируются сотрудники, строятся планы, осуществляется бюджетирование. Не нужно забывать, что МСФО 8 приводит в качестве одного из индикаторов сегментации наличие управляющего сегментом, то есть менеджера, который непосредственно общается с главным лицом в компании и обсуждает с ним финансовые результаты, планы, иные вопросы, относящиеся к деятельности сегмента. Поэтому следует обратить внимание и на структуру управления бизнесом

Компания должна раскрывать информацию по каждому операционному сегменту, если прибыль, выручка или сумма их активов превышают заданные значения. Это касается и подразделений компании, большая часть выручки которых получена от операций с другими компаниями группы, включаемых в периметр консолидации. Так, отчетными сегментами вертикально интегрированной нефтяной компании будут подразделения добычи и производства, а также конечных этапов производственного цикла - перегонка нефти и сбыт. Это еще одно из коренных отличий МСФО 8 от МСФО 14, где отчетные сегменты ограничивались теми, в которых основная часть выручки поступала от внешних продаж.

Компания должна представлять информацию по операционному сегменту, если его показатели превосходят какое-либо из следующих пороговых значений:

- выручка от внешних покупателей и от внутренних операций с другими сегментами компании составляет не менее 10% совокупной выручки всех сегментов;
- финансовый результат (прибыль либо убыток) сегмента в абсолютном выражении составляет не менее 10% от большей в абсолютном значении величины: совокупной прибыли всех операционных сегментов или совокупного их убытка;

- на активы операционного сегмента приходится не менее 10% общей величины активов всех операционных сегментов.

Если совокупная выручка от внешних покупателей по всем отчетным сегментам меньше 75% общей выручки компании, следует выделять дополнительные отчетные сегменты, даже если они не удовлетворяют количественным пороговым показателям. Делать это нужно до тех пор, пока по крайней мере 75% выручки не будет приходиться на отчетные сегменты.

В случае, если операционный сегмент не удовлетворяет количественным пороговым показателям, он, тем не менее, может рассматриваться как отчетный. Для этого достаточно, чтобы руководство компании считало необходимым отдельно раскрыть информацию по нему.

Информацию о других видах хозяйственной деятельности и сегментах, которые не являются отчетными, необходимо объединить. Раскрытия в этом случае будут сделаны по категории «все прочие сегменты». При этом приводится описание источников выручки, включенных в категорию «все прочие сегменты».

Алгоритм выделения отчетных сегментов

В каждом конкретном случае последовательность выделения отчетных сегментов будет примерно одинакова. Ниже приведем один из возможных вариантов.

Шаг 1. Проанализировать управленческую отчетность компании. Выделить те виды деятельности, по которым для лица, принимающего решение о выделении ресурсов или распределении активов по видам деятельности, готовится информация о доходах и расходах, рассчитываются аналитические показатели. Соотнести данные виды деятельности с организационной структурой компании. Проанализировать, есть ли в компании подразделения (руководители), отвечающие за показатели по данным видам деятельности. На основании такого анализа окончательно выделить операционные сегменты.

Шаг 2. Проанализировать возможность объединения операционных сегментов со сходными экономическими показателями. Например, сегменты могут быть однородны по производимым продуктам (услугам), производственным процессам, ориентированы на одинаковые типы или классы потребителей. Их могут сближать способы распространения продуктов или оказания услуг либо регулирующая среда (последнее относится, например, к финансовым организациям).

Шаг 3. Изучить количественные пороговые значения, необходимые для признания сегмента отчетным. Из ранее объединенных по определенным признакам сегментов вы-

делить те, показатели которых выше количественных пороговых значений.

Шаг 4. Проверить, приходится ли на выделенные таким способом сегменты 75% общей выручки. Если нет, проводите дальнейшее выделение, чтобы раскрыть по сегментам не менее 75% общей выручки. Данные сегменты являются отчетными сегментами.

Шаг 5. Те сегменты, которые не стали отчетными, объединить в категорию «прочие».

Раскрытие информации

Показатели. Помимо описания видов деятельности, производимых продуктов (оказываемых услуг), экономической среды и географических регионов, в которых компания осуществляет свою деятельность, новый стандарт предписывает раскрывать показатели прибыли (убытка) и общую сумму активов по каждому отчетному сегменту. Раскрывается, в частности, следующая информация.

Выручка и расходы:

– выручка от внешних покупателей, а также от операций с другими сегментами компании;

– сумма амортизации;

– доля предприятия в прибыли (убытке) зависимых компаний и совместных предприятий, учитываемая по методу долевого участия;
– расход (доход) по налогу на прибыль;

– процентные доходы и расходы. Доходы раскрываются отдельно от расходов за исключением сегментов, большая часть выручки которых получена за счет процентов. В таком случае лицо, принимающее решения, может полагаться на чистую процентную выручку при оценке результатов деятельности сегмента и выделении ему ресурсов. Соответственно, в отчетности можно привести выручку за вычетом расходов, раскрыв данный факт;
– существенные статьи доходов и расходов (например, от финансовых операций, доходы и расходы от реализации активов), существенные неденежные статьи.

Активы:
– величина инвестиций в зависимые компании и совместные предприятия, которые отражаются по методу долевого участия;
– суммы приобретенных внеоборотных активов, кроме финансовых инструментов, отложенных налоговых активов и прав, возникающих по договорам страхования.

Информация о крупных клиентах. Для раскрытия уровня зависимости компании от того или иного клиента стандарт вводит количественный критерий: величина выручки, полученной от одного покупателя, больше либо равна 10% совокупной выручки компании. При этом группа компаний, находящихся под общим контролем, рассматривается как единый покупатель для целей данного стандарта. То же относится и к государству, и к контролируемым им предприятиям.

Принципы подготовки информации. Помимо показателей, подлежит раскрытию и принцип подготовки информации о сегментах, а также данные сверки приводимой информации с показателями бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Это связано прежде всего с тем, что принципы подготовки управленческой отчетности, а следовательно, и сегментной информации могут отличаться от МСФО.

Например, для целей подготовки управленческой отчетности компания использует показатель выручки, включающий НДС и акцизы. Следовательно, в информации по сегментам, приводимой в отчетности по МСФО, должен быть использован аналогичный принцип определения выручки. Учитывая, что в отчете о прибылях и убытках по МСФО этой компании выручка будет приведена без налогов, необходимо сделать сверку показателя «выручка» в отчете о прибылях и убытках и в сегментной отчетности, раскрыть принцип определения выручки, отличный от МСФО.

Подобная ситуация возникнет и тогда, когда для целей управленческого учета компания не использует принцип начисления при определении доходов и расходов, выручка от покупателей признается в момент фактической оплаты. Другим примером отступления от принципа начисления служит отражение расходов на аудит отчетности, скажем, за 2006 год в отчетности 2007 года, в том периоде, когда услуга была оказана, а не к которому относилась. В сегментной отчетности необходимо использовать тот же принцип признания выручки и расходов и привести детальное описание принципов учета, отличных от МСФО.

Несмотря на отдельные рекомендации, стандарт все же требует раскрывать показатели отчетности так, как они представляются на рассмотрение руководству, ответственному за принятие решений. Например, рекомендуется раскрывать отдельно информацию о финансовых доходах и расходах по каждому из сегментов. Тем не менее если в управленческой отчетности финансовые доходы и расходы показываются в свернутом виде, то и в сегментной информации должен использоваться тот же принцип.[6]

Информация о работе Сущность, значение и правила построения сегментной отчетности