Теория бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:22, контрольная работа

Описание

Бухгалтерский учет как научная дисциплина имеет свой предмет и метод.
Предметом бухгалтерского учета является информация о хозяйственно-финансовой деятельности организации. Содержание предмета раскрывается его объектами.
Объектами бухгалтерского учета выступают средства предприятия и источники их формирования:
- имущество организации (хозяйственные средства, функционирующий капитал);
- обязательства организации (источники формирования ее имущества);
- хозяйственные операции (процессы), которые изменяют имущество и источники его формирования.

Работа состоит из  1 файл

5 вариант бухучет.docx

— 42.15 Кб (Скачать документ)

1. Официальные документы – заказы, акты сдачи-приемки. Платежные документы, договоры с поставщиками и покупателями и другие, на которых имеются подписи руководителя и главного бухгалтера и печати организации.

2. Внутренние распорядительные документы – приказы, распоряжения, приходные, расходные кассовые документы, накладные на приход и расход материальных ценностей, реализацию, лицевые счета по оплате труда и многие другие, заполненные на утвержденных бланках унифицированных форм Госкомстата России подписанные уполномоченными лицами.

3. Справки, расчеты, составленные непосредственно бухгалтером, такие, как расчет рентабельности, расчет издержек производства реализованной продукции, расчет отпускных, исправительные записи.

В учете документы классифицируют по следующим признакам:

-   по месту составления;

-   по назначению;

-   по объему содержания информации.

По месту составления документы  делят на внутренние и внешние. Внутренние документы составляются внутри предприятия, ими оформляются хозяйственные операции, совершаемые только внутри предприятия (приходные и расходные кассовые ордера, акты ввода в эксплуатацию основных средств). Внешние документы составляют вне данного предприятия, ими оформляются операции, совершаемые между предприятиями (накладные от поставщиков, акты приемки-сдачи работ). По назначению документы подразделяются на: распорядительные, оправдательные, комбинированные, документы бухгалтерского оформления. Распорядительные документы содержат приказ, распоряжение на совершение хозяйственной операции, но не подтверждают факта совершения операции и не являются основой для отражения ее в учете (приказ на выплату премии, о приеме на работу и т.д.). Оправдательные документы подтверждают факт совершения определенных действий и обоснованность их совершения. Они служат основанием для отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете (авансовый отчет, накладная, расчетная ведомость по заработной плате). Комбинированные документы сочетают признаки распорядительных и оправдательных документов. Такой документ содержит информацию о распоряжении на проведение операции и подтверждение факта ее совершения (расчетно-платежная ведомость на зарплату или расходный ордер: с одной стороны распоряжение на выдачу денег, с другой – подтверждение факта их получения). Документы бухгалтерского оформления составляются в бухгалтерии на основании ранее оформленных распорядительных и оправдательных документов. Предназначены только для целей бухгалтерского учета (бухгалтерская справка). По объему содержания информации документы делят на первичные и сводные. Первичные документы являются основой для записей в бухгалтерском учете, их составляют в момент совершения операции. В свою очередь, они делятся на разовые (составляются отдельно по каждой операции – накладная на отпуск материалов) и накопительные (отражают несколько операций за определенный период – лимитно-заборная карта). Многопозиционные документы находят в последнее время широкое применение в практической учётной работе. Преимущество их – в уплотнении информации, поскольку справочные сведения по учитываемому объекту заносятся в такие документы один раз. Они более удобны в условиях внедрения автоматизированного учёта. Сводные документы группирую на однородные по экономическому значению первичные документы (кассовые, товарные,  материальные отчеты). В отдельную группу документов следует выделить учетные регистры, т.е. документы аналитического и синтетического учета (ведомости, журналы-ордера, бухгалтерские книги и т. д.). К общим функциям документа относятся:

- информационная – любой документ создаётся для сохранения информации, так как  необходимость зафиксировать информацию – причина появления любого документа;

- социальная – документ является социально значимым объектом, поскольку любой документ порождён той или иной социальной потребностью;

- коммуникативная  – документ выступает в качестве средства связи между отдельными элементами различных организационных структур.

К специфическим функциям документа  относятся:

- управленческая  –  документ является инструментом управления;

- правовая – документ служит средством закрепления и изменения правовых норм и правоотношений в обществе.

С помощью  документов осуществляется постоянное наблюдение за движением материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Подписывая документ, лицо, наделённое правомочием, контролирует таким путём законность и целесообразность операции. Это способствует режиму экономии, возлагает на каждого работника, подписавшего документ, персональную ответственность за совершаемые им действия. Таким путём осуществляется контроль за сохранностью имущества, действиями материально ответственных лиц, выявляются факты недобросовестности или прямых злоупотреблений. Становится возможным дать правовое обоснование фактов хозяйственной жизни. Они являются одним из главных источников, используемых в процессе анализа хозяйственной деятельности, что позволяет выявить отклонения от бизнес-плана. Материальным носителем документа могут выступать учётный бланк или магнитный диск: в зависимости от того, на бумажном или машинном носителе зафиксирована учётная информация. Учётный бланк представляет собой разграфленный лист бумаги в виде строк, граф (колок, клеток), куда заносятся сведения о хозяйственных операциях с заранее отпечатанными в них реквизитами. Реквизит – единая, неделимая, строго оговорённая часть документа. Это по сути своей информационный элемент, несущий самостоятельную содержательную нагрузку. Например, единица измерения, код материала и т.п. Как факт подтверждения совершенной хозяйственной операции, первичный учётный документ должен быть составлен и принят к учёту по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации межотраслевого значения, разработанных Госкомстатом РФ.

Перечень таких форм первичных  учётных документов разрабатывается  применительно к отдельным участкам  бухгалтерского учёта. Множество первичных документов образуют фундамент здания, который называется «бухгалтерский учет». На этом фундаменте стоят этажи – учетные регистры – специальные формы, приспособленные для регистрации и группировки в них сведений о хозяйственных операциях, т.е. это обобщающие документы, характеризующие наличие средств предприятия и операции с ними. Итогом является отчетность предприятия (баланс и другие формы).

Не вызывает сомнения тот факт, что первичный учёт действительно  является «первичной стадией» бухгалтерского учёта, однако кроме того, - это основа управленческого учёта, база для  текущего экономического анализа, предмет  внутреннего и внешнего контроля. Создание первичных учетных документов или получение их от других предприятий, принятие их к учету, обработка, передача в архив называется документооборотом. В объем документооборота входят также все документы, полученные и отправленные по каналам связи: факсы, телексы, телеграммы, телефонограммы, распечатанные видеограммы, полученные по электронной почте. Разрабатывает график документооборота, так же как и учетную политику, главный бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия. Правильное составление графика документооборота и его соблюдение способствуют оптимальному распределению должностных обязанностей между работниками, укреплению контрольной функции бухгалтерского учета и, наконец, обеспечивают своевременность составления отчетности. Работники предприятия создают и представляют главному бухгалтеру применяемые на их участках первичные нетиповые документы. Эти первичные документы так же должны быть утверждены в приложении к учетной политике. Контроль за соблюдением  графика документооборота исполнителями по предприятию осуществляет главный бухгалтер.

 

25. Бухгалтерская отчетность предприятия.

 

 

 Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.  
Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы). 

Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках  и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы  последовательно от одного отчетного  периода к другому. Изменение  принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках  и пояснений к ним допускается  в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого  такого изменения. Существенное изменение  должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с  указанием причин, вызвавших это  изменение. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку. Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).  
Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года. Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности, предусмотренная пунктом 5 настоящего Положения, должна содержать следующие данные: 

  • наименование составляющей части;
  • указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;
  • наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы;
  • формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.

 Бухгалтерская  отчетность должна быть составлена  на русском языке.  Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

 

 

1. Белов А.А., Белов А.Н. Бухгалтерский учет. Теория и практика.      Учебное пособие

2. Васькин Ф. И. Дятлов А. Ф. Бухгалтерский финансовый учет

3. Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет.

     4. Полякова С.И. и др. Бухгалтерский учет.

      5. «Бухгалтерский учет»  Ю.А. Бабаев, И.П. Комиссарова, В.А. Бородин


Информация о работе Теория бухгалтерского учета