Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:22, контрольная работа
Бухгалтерский учет как научная дисциплина имеет свой предмет и метод.
Предметом бухгалтерского учета является информация о хозяйственно-финансовой деятельности организации. Содержание предмета раскрывается его объектами.
Объектами бухгалтерского учета выступают средства предприятия и источники их формирования:
- имущество организации (хозяйственные средства, функционирующий капитал);
- обязательства организации (источники формирования ее имущества);
- хозяйственные операции (процессы), которые изменяют имущество и источники его формирования.
1. Официальные документы – заказы, акты сдачи-приемки. Платежные документы, договоры с поставщиками и покупателями и другие, на которых имеются подписи руководителя и главного бухгалтера и печати организации.
2. Внутренние распорядительные документы – приказы, распоряжения, приходные, расходные кассовые документы, накладные на приход и расход материальных ценностей, реализацию, лицевые счета по оплате труда и многие другие, заполненные на утвержденных бланках унифицированных форм Госкомстата России подписанные уполномоченными лицами.
3. Справки, расчеты, составленные непосредственно бухгалтером, такие, как расчет рентабельности, расчет издержек производства реализованной продукции, расчет отпускных, исправительные записи.
В учете документы классифицируют по следующим признакам:
- по месту составления;
- по назначению;
- по объему содержания информации.
По месту составления
- информационная – любой документ создаётся для сохранения информации, так как необходимость зафиксировать информацию – причина появления любого документа;
- социальная – документ является социально значимым объектом, поскольку любой документ порождён той или иной социальной потребностью;
- коммуникативная – документ выступает в качестве средства связи между отдельными элементами различных организационных структур.
К специфическим функциям документа относятся:
- управленческая – документ является инструментом управления;
- правовая – документ служит средством закрепления и изменения правовых норм и правоотношений в обществе.
С помощью документов осуществляется постоянное наблюдение за движением материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Подписывая документ, лицо, наделённое правомочием, контролирует таким путём законность и целесообразность операции. Это способствует режиму экономии, возлагает на каждого работника, подписавшего документ, персональную ответственность за совершаемые им действия. Таким путём осуществляется контроль за сохранностью имущества, действиями материально ответственных лиц, выявляются факты недобросовестности или прямых злоупотреблений. Становится возможным дать правовое обоснование фактов хозяйственной жизни. Они являются одним из главных источников, используемых в процессе анализа хозяйственной деятельности, что позволяет выявить отклонения от бизнес-плана. Материальным носителем документа могут выступать учётный бланк или магнитный диск: в зависимости от того, на бумажном или машинном носителе зафиксирована учётная информация. Учётный бланк представляет собой разграфленный лист бумаги в виде строк, граф (колок, клеток), куда заносятся сведения о хозяйственных операциях с заранее отпечатанными в них реквизитами. Реквизит – единая, неделимая, строго оговорённая часть документа. Это по сути своей информационный элемент, несущий самостоятельную содержательную нагрузку. Например, единица измерения, код материала и т.п. Как факт подтверждения совершенной хозяйственной операции, первичный учётный документ должен быть составлен и принят к учёту по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации межотраслевого значения, разработанных Госкомстатом РФ.
Перечень таких форм первичных учётных документов разрабатывается применительно к отдельным участкам бухгалтерского учёта. Множество первичных документов образуют фундамент здания, который называется «бухгалтерский учет». На этом фундаменте стоят этажи – учетные регистры – специальные формы, приспособленные для регистрации и группировки в них сведений о хозяйственных операциях, т.е. это обобщающие документы, характеризующие наличие средств предприятия и операции с ними. Итогом является отчетность предприятия (баланс и другие формы).
Не вызывает сомнения тот факт, что первичный учёт действительно является «первичной стадией» бухгалтерского учёта, однако кроме того, - это основа управленческого учёта, база для текущего экономического анализа, предмет внутреннего и внешнего контроля. Создание первичных учетных документов или получение их от других предприятий, принятие их к учету, обработка, передача в архив называется документооборотом. В объем документооборота входят также все документы, полученные и отправленные по каналам связи: факсы, телексы, телеграммы, телефонограммы, распечатанные видеограммы, полученные по электронной почте. Разрабатывает график документооборота, так же как и учетную политику, главный бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия. Правильное составление графика документооборота и его соблюдение способствуют оптимальному распределению должностных обязанностей между работниками, укреплению контрольной функции бухгалтерского учета и, наконец, обеспечивают своевременность составления отчетности. Работники предприятия создают и представляют главному бухгалтеру применяемые на их участках первичные нетиповые документы. Эти первичные документы так же должны быть утверждены в приложении к учетной политике. Контроль за соблюдением графика документооборота исполнителями по предприятию осуществляет главный бухгалтер.
25. Бухгалтерская отчетность предприятия.
Бухгалтерская
отчетность состоит из бухгалтерского
баланса, отчета о прибылях и убытках,
приложений к ним и пояснительной записки
(далее приложения к бухгалтерскому балансу
и отчету о прибылях и убытках и пояснительная
записка именуются пояснения к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках),
а также аудиторского заключения, подтверждающего
достоверность бухгалтерской отчетности
организации, если она в соответствии
с федеральными законами подлежит обязательному
аудиту. Бухгалтерская отчетность должна
давать достоверное и полное представление
о финансовом положении организации, финансовых
результатах ее деятельности и изменениях
в ее финансовом положении. Достоверной
и полной считается бухгалтерская отчетность,
сформированная исходя из правил, установленных
нормативными актами по бухгалтерскому
учету. Если при составлении бухгалтерской
отчетности исходя из правил настоящего
Положения организацией выявляется недостаточность
данных для формирования полного представления
о финансовом положении организации, финансовых
результатах ее деятельности и изменениях
в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую
отчетность организация включает соответствующие
дополнительные показатели и пояснения.
Если при составлении бухгалтерской отчетности
применение правил настоящего Положения
не позволяет сформировать достоверное
и полное представление о финансовом положении
организации, финансовых результатах
ее деятельности и изменениях в ее финансовом
положении, то организация в исключительных
случаях (например, национализация имущества)
может допустить отступление от этих правил.
При формировании бухгалтерской отчетности
организацией должна быть обеспечена
нейтральность информации, содержащейся
в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение
интересов одних групп пользователей
бухгалтерской отчетности перед другими.
Информация не является нейтральной, если
посредством отбора или формы представления
она влияет на решения и оценки пользователей
с целью достижения предопределенных
результатов или последствий. Бухгалтерская
отчетность организации должна включать
показатели деятельности всех филиалов,
представительств и иных подразделений
(включая выделенные на отдельные балансы).
Организация
должна при составлении бухгалтерского
баланса, отчета о прибылях и убытках
и пояснений к ним
Показатели об отдельных активах, обязательствах,
доходах, расходах и хозяйственных операциях
должны приводиться в бухгалтерской отчетности
обособленно в случае их существенности
и если без знания о них заинтересованными
пользователями невозможна оценка финансового
положения организации или финансовых
результатов ее деятельности. Показатели
об отдельных видах активов, обязательств,
доходов, расходов и хозяйственных операций
могут приводиться в бухгалтерском балансе
или отчете о прибылях и убытках общей
суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках,
если каждый из этих показателей в отдельности
несущественен для оценки заинтересованными
пользователями финансового положения
организации или финансовых результатов
ее деятельности. Для составления бухгалтерской
отчетности отчетной датой считается
последний календарный день отчетного
периода. При составлении бухгалтерской
отчетности за отчетный год отчетным годом
является календарный год с 1 января по
31 декабря включительно. Первым отчетным
годом для вновь созданных организаций
считается период с даты их государственной
регистрации по 31 декабря соответствующего
года, а для организаций, созданных после
1 октября, - по 31 декабря следующего года. Каждая
составляющая часть бухгалтерской отчетности,
предусмотренная пунктом 5 настоящего
Положения, должна содержать следующие
данные:
Бухгалтерская
отчетность должна быть
Литература:
1. Белов А.А., Белов А.Н. Бухгалтерский учет. Теория и практика. Учебное пособие
2. Васькин Ф. И. Дятлов А. Ф. Бухгалтерский финансовый учет
3. Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет.
4. Полякова С.И. и др. Бухгалтерский учет.
5. «Бухгалтерский учет» Ю.А. Бабаев, И.П. Комиссарова, В.А. Бородин