Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:22, контрольная работа
Бухгалтерский учет как научная дисциплина имеет свой предмет и метод.
Предметом бухгалтерского учета является информация о хозяйственно-финансовой деятельности организации. Содержание предмета раскрывается его объектами.
Объектами бухгалтерского учета выступают средства предприятия и источники их формирования:
- имущество организации (хозяйственные средства, функционирующий капитал);
- обязательства организации (источники формирования ее имущества);
- хозяйственные операции (процессы), которые изменяют имущество и источники его формирования.
Собственный капитал — это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.
Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, накоплений нераспределенной прибыли, целевого финансирования и др. Он отражен в первом разделе пассива баланса.
Целевое финансирование — это средства, полученные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.
Нераспределенная прибыль — часть чистой прибыли, не распределенная между акционерами (учредителями), использованная на накопление имущества хозяйствующего субъекта.
Как уже отмечалось, часть стоимости
имущества организации
Обязательствами организаций (заемным капиталом) являются краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность и обязательства по распределению.
Краткосрочные кредиты организация получает на срок до 1 года под запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы в пути и другие нужды, а долгосрочные — на срок от 1 года на производственное развитие организации и другие цели.
Под кредиторской понимают задолженность данной организации перед кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а тех, которым предприятие должно по нетоварным операциям, — прочими кредиторами.
Займы — это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи собственных акций и облигаций. Займы, полученные на срок до 1 года, называют краткосрочными, а на срок более 1 года — долгосрочными.
Обязательства по распределению включают
задолженности рабочим и
В бухгалтерском учете для наблюдения и контроля за хозяйственными процессами пользуются различными способами и приемами, которые обеспечивают сплошное и непрерывное отражение финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.
Методом бухгалтерского учета является совокупность способов и приемов, с помощью которых раскрывается предмет бухгалтерского учета.
К основным способам (элементам) метода бухгалтерского учета относятся:
—документация и инвентаризация как способы первичного наблюдения и контроля за хозяйственными явлениями;
—оценка и калькуляция как способы стоимостного измерения учитываемых объектов и явлений;
—бухгалтерские счета и
—балансовое обобщение и отчетность как способы заключительного обобщения учетных записей.
На любом предприятии
Документация — это способ первичного наблюдения и контроля за хозяйственными операциями. Ни одна запись в бухгалтерском учете не может быть сделана без соответствующего оформления ее документом.
Документация обеспечивает достоверность и точность данных бухгалтерского учета, что является важнейшим условием контроля за выполнением плановых заданий и сохранностью имущества организации.
Между данными учета и
Чтобы проверить соответствие данных учета фактической величине средств, выявить не зафиксированные в документах процессы и обеспечить реальность учетных показателей, в бухгалтерском учете применяется способ инвентаризации. Этот способ служит необходимым дополнением к документации, позволяющим сопоставить фактические данные с учетными и выявить расхождения. Инвентаризация является также важным средством контроля за работой материально ответственных лиц, законностью совершаемых ими операций. Все это призвано обеспечить сохранность имущества.
Для дальнейшего отражения в учете и обобщения разнородных хозяйственных операций их необходимо выразить в едином измерении. Это осуществляется с помощью их оценки.
Оценка является способом денежного выражения (на основе натуральных и трудового измерителей) объектов бухгалтерского учета. Натуральные показатели, содержащиеся в первичных документах, переводятся в денежные путем умножения установленной цены на количество, указанное в документе.
Для управления хозяйственными процессами
требуется строгий подсчет всех
затрат. При этом нужно установить
не только величину каждого вида затрат,
но и их общую сумму, относящуюся
к конкретному объекту, т.е. исчислить
себестоимость учитываемых
Калькуляция — способ исчисления
в денежном выражении фактической
себестоимости изготовленной
Оценка, полученная в результате калькуляции,
является предпосылкой для учета
движения средств на последующих
стадиях. Так, чтобы правильно отразить
в учете процесс производства,
необходимо сначала оценить
Для получения итоговых данных о
каждом объекте учета нужно все
хозяйственные средства после их
оценки сгруппировать и обобщить
по экономически однородным объектам.
Отдельно учитываются средства труда
— здания, машины, оборудование и
другие, предметы труда — топливо,
материалы, полуфабрикаты, денежные средства.
Внутри этих средств необходима дальнейшая
детализация. Подобным образом группируются
также источники формирования хозяйственных
средств и хозяйственные
Текущий учет движения хозяйственных средств ведется с помощью системы бухгалтерских счетов. Счета бухгалтерского учета группируют и отражают состояние и движение хозяйственных средств и источников их образования. На каждый их вид открывается отдельный счет.
Хозяйственные операции в системе счетов бухгалтерского учета отражаются посредством двойной записи. Двойная запись является способом взаимосвязанного отражения и контроля каждой хозяйственной операции одновременно на двух счетах в одной и той же сумме. Этим обеспечивается отражение на счетах всех операций как взаимосвязанных моментов движения средств. Так, при записи на счетах операции покупки материалов одновременно взаимоувязываются показатели поступления ценностей и задолженность поставщику. При этом в счете, где учитываются материалы, будет отражено их увеличение, а в счете, где учитываются расчеты с поставщиками, — увеличение задолженности за полученные ценности. Отпуск материалов со склада в цех на производство продукции отразится как уменьшение материалов, с одной стороны, и как увеличение затрат на производство — с другой.
После отражения в системе счетов всех хозяйственных операций за определенный период (как правило, месяц) все счетные записи сводятся особым способом — балансовым обобщением.
Бухгалтерским балансом называется способ
группировки и отражения в
денежной оценке хозяйственных средств
по их составу, источникам образования
на определенную дату (обычно на первое
число месяца). Баланс составляется,
чтобы сопоставить все
Структура бухгалтерского баланса
так же, как и система бухгалтерских
счетов, которая органически связана
с балансом, основана на экономической
группировке хозяйственных
Для осуществления контроля за различными показателями хозяйственной деятельности на предприятиях наряду с балансом составляется отчетность за определенный период.
Отчетность — это система экономических показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности предприятий и организаций, степень выполнения ими плановых заданий. Отчетность состоит из ряда форм (таблиц), в которых содержатся эти показатели. Она является важным средством управления предприятием, основой оценки его работы и источником данных для экономического анализа. Отчетность составляется на основании итоговых записей в системе счетов бухгалтерского учета. В отчетности приводятся данные за прошлые отчетные периоды, что позволяет судить об изменениях в деятельности предприятия.
Рассмотренные способы бухгалтерского учета применяются не изолированно, а в едином комплексе. Все они тесно связаны друг с другом, каждый из них использует предыдущие сведения или представляет данные, необходимые для последующей обработки. Каждый способ бухгалтерского учета выполняет свою определенную функцию, а в их совокупности полностью отражается предмет бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета позволяет не только наблюдать, измерять многочисленные хозяйственные операции, но и экономически обобщить полученные данные. При этом достигается главная цель использования метода бухгалтерского учета — получение информации, необходимой для управления хозяйственно-финансовой деятельностью организации.
15. Первичный
учет и его место в
Общеизвестно, что первичный учёт являет собой полноценную составляющую бухгалтерского и управленческого учёта. В теории бухгалтерского учёта, первичный учёт традиционно представлен как начальная стадия учётного процесса. Она включает «документирование операции (т.е. наблюдение, измерение и запись операций в документах), представление, обработку и движение первичных документов до сдачи их в архив». Вместе с тем многие специалисты определяют первичный учёт как самостоятельную систему, требующую надлежащей организации и имеющую свои законы, особенности и связи – внутренние и внешние. В качестве примера можно применить определение первичного учёта, которое даёт З.В. Кирьянова: «первичный учёт представляет собой единую, повторяющуюся во времени, организованную систему сбора, измерения, регистрации, накапливания информации, а в условиях автоматизированных систем управления – её передачи и первоначальной обработки». Современная информационная система – это сложный аппаратно-программный комплекс, у истоков которого находится первичный учётный документ, отражающий бизнес процессы экономического субъекта. По некоторым зарубежным оценкам, через две недели простоя информационных систем у 75% компаний потеря функционирования становится критической или полной. Утеря баз данных у 80% компаний приводит к их банкротству. Поэтому роль документов важна в процессе оперативного управления хозяйственной деятельностью, осуществления контрольно-аналитических функций. С их помощью проводится оценка уровня мастерства управляющих, формирование финансовых результатов организации. Кроме того, анализируя любую систему, необходимо определить, какие подсистемы ей принадлежат, так как именно анализ каждой подсистемы и её связей с другими подсистемами делает возможным анализ эффективности самой системы с точки зрения преследуемых ею целей. Всё это в равной степени относится и к системе первичного учёта. Нельзя, к примеру, за счёт только повышения качества оформления первичных учётных документов повысить эффективность системы первичного учёта, хотя, надо отметить, что ненадлежащее оформление документа грозит значительным увеличением риска неэффективности всей системы учёта (т.е. не только первичного учёта, но и финансового учёта вообще). Иными словами, улучшение качества документации в целом положительно повлияет на некоторые характеристики, определяющие эффективность функционирования системы первичного учёта в целом, однако велика вероятность того, что другие элементы системы могут отрицательно воздействовать на деятельность этой системы.Исследуя систему, необходимо иметь чёткое представление о поставленных перед ней целях и задачах, а также о качественном уровне их достижения и выполнения. Не вызывает сомнения тот факт, что неправильный выбор целей при создании системы приводит к тому, что решаются не те проблемы, что должны решаться. Это может привести к гораздо большему ущербу, чем применение неэффективной системы для достижения правильно выбранных целей. В бухгалтерском учете каждая хозяйственная операция оформляется документом. Документ в переводе с латинского языка означает свидетельство, доказательство. Таким образом, первичный документ является письменным свидетельством того, что хозяйственная операция имеет юридическую силу и не требует дальнейших пояснений и детализации. Документ – письменное свидетельство с заполнением необходимых реквизитов, придающих ему доказательную юридическую силу. Именно документ – основа информационной системы предприятия. Его значение не только не снизилось в связи с широкой автоматизацией учётно-вычислительных работ в последнее время, но ещё более возросло. Документ является основанием и подтверждением учётных записей. Все хозяйственные операции оформляются документами. Они служат первичными учётными документами (ПУД). На их основании ведётся бухгалтерский учёт. Без документа нет бухгалтерской записи. К учету принимаются только правильно оформленные первичные документы, которые будут иметь юридическую силу. Налоговый учет обязаны вести все организации. Он тоже основывается на первичных документах, но сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. К первичным документам относятся: