Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 11:55, курсовая работа
Цель настоящей работы - изучение организации учета денежных средств на примере предприятия ОСАО «Ингосстрах», выявление возможных ошибок в учете и формирование предложений по совершенствованию системы учета денежных средств
Объект исследования - Открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах». Предметом исследования в работе является система учета денежных средств предприятия.
Исходя из цели, были сформулированы задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы ведения и организации бухгалтерского учета операций по учету денежных средств предприятий;
- изучить процесс учета денежных средств на примере конкретного предприятия;
- определить типичные основные ошибки при учете денежных средств;
- сформулировать основные предложения и рекомендации по совершенствованию данного раздела учета на исследуемом предприятии.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы учета денежных средств……………………………5
1.1 Нормативное регулирование учета денежных средств предприятия……5
1.2 Учет денежных средств предприятия……………………………………….7
1.3 Корреспонденции счетов по операциям учета денежных средств………17
2. Организация учета денежных средств на предприятии ОСАО «Ингосстрах»……………………………………………………………………20
2.1. Краткая экономическая характеристика ОСАО «Ингосстрах»…………20
2.2 Организация учета денежных средств на предприятия ОСАО «Ингосстрах»……………………………………………………………………28
2.3 Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности на предприятии ОСАО «Ингосстрах»……34
3. Совершенствование учета денежных средств на предприятии……………39
Заключение………………………………………………………………………42
Список используемой литературы……………………………………………44
Операции в виде проводок
заносятся в журнал. Программа
автоматически разносит эти проводки
по соответствующим субсчетам, подсчитывая
итоги по каждому счету и субсчету
в целом и в разрезе
Программа наряду с проводками позволяет вносить в журнал операций данные первичных документов. Мало того, описав один раз форму документа и правила формирования его реквизитов, при вводе данных можно автоматически рассчитать и напечатать на принтере необходимое количество экземпляров документа. Проводки же при этом формируются по каждой строке документа автоматически.
Таким образом, все основные первичные документы можно не выписывать вручную, чтобы потом повторно не обрабатывать их в бухгалтерии, а сразу формировать документ прямо на компьютере. Это полностью исключает возможность ввода проводок без первичного документа и ошибки ручного ввода.
Все это позволяет главному
бухгалтеру немедленно, прямо со своего
компьютера просмотреть не только итоговые
данные, но и обратиться непосредственно
к каждому первичному документу.
А наличие в журнале операций
автоматически сформированных на основе
данных первичных документов аналитических
проводок по всем основным операциям
позволяет отслеживать всю
Программой также
2.2 Организация учета денежных средств на предприятия ОСАО «Ингосстрах»
Организацию учета денежных средств предприятия рассмотрим на примере деятельности филиала ОСАО «Ингосстрах» г. Брянска.
Главный бухгалтер филиала назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом Генерального директора в соответствии с условиями заключенного трудового договора по представлению руководителя подразделения. Непосредственный руководитель директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в г. Брянск
К должностным обязанностям главного бухгалтера относятся:
- осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.
- исполняет в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и принятой в компании учетную политику исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.
- возглавляет работу по обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.
- обеспечивает формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности подразделения, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.
- организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.
- обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на мат. стимулирование работников предприятия.
- осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов работникам предприятия, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия.
- участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности отделения по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат.
- принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства.
- участвует в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.
- осуществляет контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами.
- ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.
- участвует в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.
- обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
Кассир предприятия должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся ведению кассовых операций;
- формы кассовых и банковских документов;
- правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг;
- порядок оформления приходных и расходных документов;
- лимиты остатков кассовой наличности, установленной для организации;
- правила обеспечения их сохранности;
- порядок ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности;
- правила эксплуатации электронно-вычислительной техники;
- основы организации труда;
- законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
В Брянском филиале ОСАО «Ингосстрах» обязанности кассира выполняет бухгалтер-кассир. Бухгалтер-кассир относится к категории специалистов, назначаемых на должность, перемещаемых и освобождаемых от занимаемой должности приказом директора филиала, в соответствии с условиями заключенного трудового договора. Бухгалтера-кассир подчиняется непосредственно главному бухгалтеру филиала и директору филиала. Бухгалтер-кассир получает наличные деньги в банке. Он обязан:
- не выдавать наличных денег из кассы при отсутствии у получателя соответствующих документов или при предъявлении документов, неверно оформленных или просроченных;
- докладывать главному бухгалтеру обо всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции;
- осуществлять операции по приему, выдаче и хранению денежных средств;
- вести кассовую книгу;
- составлять отчет кассира ежедневно;
- готовить платежные и другие поручения в финансово-кредитное учреждение;
- производить выдачу доверенностей на получение материальных ценностей;
- вести журнал учета выданных доверенностей;
- осуществлять контроль за получением ценностей по выданным доверенностям и за возвратом неиспользованных доверенностей;
- выполняет другие поручения главного бухгалтера.
Бухгалтер-кассир несет ответственность за:
- несоответствие записей в кассовых документах и наличием денежных средств в кассе;
- недостачи и хищения денежных средств;
- потерю чеков, платежных документов и другой документации отделения;
- получение фальшивых денег и документов;
- потерю денег, полученных в банке
- невыполнение распоряжений и указаний главного бухгалтера.
Бухгалтер-кассир обеспечивает:
- сбор информации по счетам в банках, ежедневный отчет о движении денежных средств (с учетом доп. офисов).
- ведение журнала операциониста ККМ.
- ведение журнала учета приходных и расходных ордеров
Бухгалтер-кассир имеет право:
- Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию своей работы, связанной с данной инструкцией обязанностями;
- Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя информацию, документы, сведения у сотрудников других подразделений;
- Привлекать специалистов других подразделений для решения возложенных задач;
- Знакомиться с проектами решений руководства подразделения и компании, касающимися выполняемой работы.
Ответственность бухгалтера-кассира:
- Бухгалтер-кассир несет ответственность за эффективность своей работы, выполнение поставленных руководителем задач в установленные сроки.
- Бухгалтер-кассир отвечает за правильное оформление документации и составление отчетности.
- Бухгалтер-кассир несет дисциплинарную и материальную ответственность за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, приказами и распоряжениями директора, а также непосредственного руководителя.
Разработанный рабочий план счетов Брянского филиала ОСАО «Ингосстрах» соответствует описанному в учетной политике.
Учет денежных средств на предприятии осуществляется: наличных денег - счет 50 «Касса» с ведением кассовой книги (КО-4); безналичные расчеты - счет 51 «Расчетный счет» и субсчет 2 «Чековые книжки» счета 55 «Специальные счета в банках» и счета 57 «Переводы в пути» Чековая книжка выдана директору ОСАО «Ингосстрах».
Поступление денежных средств в кассу предприятия осуществляется: с расчетного счета в банке (заработная плата, пособия, хозяйственные расходы и т.д.); с платежей наличными от клиентов за оформление договоров страхования, оказания услуг оценки и другие страховые услуги, предоставляемые ОСАО «Ингосстрах».
При поступлении денежных средств в кассу бухгалтером-кассиром оформляется приходный кассовый ордер, квитанция от которого отдается вносителю денег.
Из кассы денежные средства могут быть выданы бухгалтером-кассиром: на оплату труда работникам филиала (платежная ведомость, составляется главным бухгалтером); под отчет для приобретения хозяйственных материалов необходимых при работе предприятия (например - канцелярские товары), в этом случае бухгалтером-кассиром оформляется расходный кассовый ордер, который затем подписывают директор и главный бухгалтер, а после этого материально-ответственное лицо получает деньги в кассе.
2.3 Инвентаризация денежных
Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №40 и сообщенным письмом Банка России от 4 октября 1993 г. №18. 37. В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения. В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Учредители предприятий, вышестоящие организации (в случае их наличия), а также аудиторы (аудиторские фирмы) в соответствии с заключенными договорами при производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины. При этом особое внимание должно уделяться вопросу обеспечения сохранности денег и ценностей.