Учет денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:32, курсовая работа

Описание

В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Расчеты могут быть как внешними, так и внутренними, а организации могут выступать как продавцами, так и покупателями. Наиболее распространёнными видами внешних расчётов являются: расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары, расчеты с покупателями и заказчиками. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.

Работа состоит из  1 файл

Учет денежных средств новый последний.doc

— 383.00 Кб (Скачать документ)

Держатель карты –  лицо, уполномоченное совершать операции по карте, т.е. покупатель товаров, работ, услуг.

Банк – агент – это банк, осуществляющий взаиморасчеты между участниками расчетов по операциям с использованием банковских карт.

Банк – эквайрер – кредитная организация, осуществляющая расчеты с предприятиями торговли по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, и операции наличных денежных средств держателям банковских карт, не являющимся клиентами данной кредитной организации.

Система расчетов с использованием банковских карт достаточно сложна, поэтому для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов создаются процессинговые центры. Процессинг – это деятельность, включающая в себя сбор, обработку и рассылку участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами, осуществляемым процессинговым центром. Такие центры берут соответствующие комиссии за оказываемые услуги.

Организации, обслуживающие клиентов по картам - организации торговли, бытового и медицинского обслуживания, гостиницы, туристические агентства, т.е. продавцы товаров, работ, услуг.

Для того чтобы стать  держателем банковской карты, организация  должна представить заявление на ее приобретение в соответствии с  условиями использования, которые оговариваются банком. В заявлении обычно указывают тип карты; вид валюты, вносимой на специальный карточный счет; желаемый порядок получения выписок со счета; имя и паспортные данные будущего пользователя карты. Все условия пользования картой затем оговариваются в договоре между банком и держателем карты.

Рассмотрим организацию  и ведением учета у двух участников этой сложной системы расчетов: поставщика товаров, работ, услуг и их покупателя.

Обычно в качестве продавцов выступают юридические  лица (магазины, гостиницы), в качестве покупателей могут выступать физические и юридические лица. Собственником карты, как правило, является банк, выпустивший карту в пользу юридического или физического лица (банк –эмитент).

Для осуществления расчетов по операциям с использованием карты  банк открывает так называемый  “Специальный карточный счет” (СКС), при этом сумма средств, которая должна храниться на данном счете, оговаривается в договоре. За счет указанных средств будут осуществляться расчеты по картам.

Для перечисления средств  с расчетного счета на специальный  счет в банк –эмитент организация подает в свой обслуживающий банк платежное поручение на перевод средств.

Учет средств, перечисленных  на специальный карточный счет, следует  вести на счете 55 “ Cпециальные счета в банках”, к которому целесообразно открыть субсчет “Специальный карточный счет “. При этом аналитический учет карт следует вести по банкам – эмитентам; валюта, в которых открыты карты; видам карт и сотрудникам. По дебету данного субсчета будут показаны суммы, поступившие на СКС с расчетного счета держателя карты, по кредиту – суммы, списанные в оплату расходов, произведенных по карте, и суммы комиссии, уплаченной банку – эмитенту за обслуживание. Сальдо по субсчету показывает остаток средств, не использованных по картам на конец месяца.

На основании выписки с расчетного счета на дату снятия средств с расчетного счета организации – держателя карты делается запись:

Д –т сч. 55 “Специальные счета в банках”, субсчет  “Специальный           карточный счет”,

К- т сч. 51 “Расчетный счет”.

Если списание денежных средств с расчетного счета и зачисление на СКС производятся в один день, то в использовании счета 57 “Переводы в пути” не имеется необходимости, если в разные дни – то до зачисления средств на СКС они должны быть учтены как денежные средства в пути. Таким образом, выполняется следующая проводка:

Д –т сч. 57 “Переводы  в пути”,

К –т сч. 51 “Расчетный счет “.

На основании выписки  банка со специального карточного счета  в бухгалтерском учете на дату зачисления средств делается запись:

Д –т сч. 55 “Специальные счета в банках”, субсчет “Специальный карточный счет “.

К –т сч. 57 “Переводы  в пути “.

После зачисления средств  на специальный карточный счет банк – эмитент выдает карточки представителям организации в соответствии с условиями договора.

Сотрудник, который получил карту, получает возможность приобретать материальные ценности или услуги с оплатой через карту. В месте обслуживания он получает документы, свидетельствующие о расходах, произведенных по карте. Таким документом, в первую очередь, является бланк специальной формы (так называемый “слип”), а также товарные чеки, накладные, квитанции, счета- фактуры.

О произведенных расходах сотрудник, как обычно, представляет авансовые отчеты,  к которым  прилагаются оправдательные документы, в том числе документы, подтверждающие приобретение материальных  ценностей, оказание услуг или снятие наличных денег.

На основании авансовых  отчетов сотрудников о произведенных  расходах по пластиковым картам бухгалтерия  делает записи:

Д –т сч. 10, 12, 26, 44,

К –т сч. 71 “Расчеты с  подотчетными лицами “.

Банк, обслуживающий расчеты  по карте, представляет в организацию  выписки со специального карточного счета в сроки, оговоренные в договоре. Суммы, указанные в выписках, должны быть подтверждены первичными документами  (слипами). На основании выписок делают записи:

Д- т сч. 71 “Расчеты с  подотчетными лицами”,

К –т сч. 55 “Специальные счета в банках”, субсчет  “Специальный карточный счет”

оплата по карте, открытой на конкретного сотрудника фирмы.

Учёт расчётов по пластиковым картам на ОАО ”Нижнеомском маслозаводе”  не ведётся.

 6.Организация приобретения и эксплуатации контрольно-кассовых машин.

 

В соответствии с Законом  РФ от 18.06.93 № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин” (32, с. 29-32) при осуществлении денежных расчетов с населением при ведении торговых операций или оказания услуг на территории РФ все организации (в т.ч. физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) обязаны применять ККМ. Исключение из этого порядка допускается только для организаций, включенных в перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.06.93 № 745.

 Главное требование нового Федерального закона № 54- ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» это, то, что организации должны пробивать чек, получая деньги и от лиц юридических, отсюда возникла проблема с заполнением кассовой книги, книги продаж и оформлением приходных кассовых ордеров, счетов-фактур. Юридическому лицу надо выставить счет-фактуру, как предписывает п.3 ст.168 Налогового кодекса РФ. А также необходимо оформить товарную накладную. Напомним, что расчеты наличными не должны превышать 60 000 руб. по одной сделке, это установлено п.1 указания ЦБ РФ от 14 ноября 2001г. № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке».

В конце дня кассир-операционист выбивает итоговый чек (так называемый Z-отчет), в котором значится общая сумма наличности, полученной от всех клиентов – как от юридических, так и от физических лиц. На основании чека на общую итоговую сумму бухгалтер или главный кассир тоже выписывает приходный ордер и фиксирует все сведения в кассовой книге. В результате получается, что сумма, полученная от юридических лиц, проходит в кассовой книге дважды. Один раз – по отдельному приходному ордеру, а второй раз – по ордеру на сумму всей выручки. Из-за этого в дебет счета 50 «Касса» будут записаны суммы, превышающие фактическую наличность фирмы.

Чтобы решить эту проблему продавцу просто не надо выписывать покупателю-юр.лицу отдельный приходный кассовый ордер. Таким образом, сумма выручки будет отражаться только в том приходном кассовом ордере, который выписан на основании итоговых данных кассового аппарата. Такой порядок надо закрепить приказом руководителя.

Чтобы разделить выручку, полученную от граждан и организаций, лучше пробивать чеки в разных секциях кассового аппарата. И выручку по каждой секции оформлять отдельным приходным ордером. Или же вообще приобрести новый кассовый аппарат для расчетов с юр.лицами.

Клиент аудиторской  фирмы приступил к новому виду деятельности-реализации туристических  путевок как туроператор. Он обратился  к аудиторской фирме с вопросом: надо ли использовать ККМ при приеме наличных денег за реализованные путевки? Ответ аудиторской фирмы был отрицательным, так как организация реализует туристические путевки форма ТУР-1, которые являются бланками строгой отчетности. Значит, ККМ можно не применять. Получение денег в этом случае оформляется приходным кассовым ордером. (16, с. 71-72)

При денежных расчетах с  покупателями должны применяться модели (типы) ККМ, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в Государственный реестр ККМ. Все ККМ подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации. Организации, использующие ККМ для учета выручки, ведут книгу кассира-операциониста. В ней обязательно фиксируют показания счетчика ККМ на начало и конец рабочего дня, а также сумму поступившей за день выручки.

 В организации ОАО ”Нижнеомский маслозавод” используют несколько ККМ и на каждую из них заведена книга кассира-операциониста.

Для проверки полноты  оприходования выручки через  ККМ аудитор сверяет на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира-операциониста, кассовой книги. Одновременно он проверяет, сделаны ли на полученные суммы записи по счетам учета реализации.

Контроль за соблюдением  правил использования ККМ и полнотой учета выручки осуществляют налоговые органы. Закон РФ “О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением” предусмотрены следующие санкции за нарушение установленного порядка применения ККМ:

  • предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
  • предприятие, использующее неисправленную ККМ, подвергается штрафу в 200-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
  • предприятие, осуществляющее торговые операции после приостановления его деятельности, подвергается штрафу в 700-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
  • предприятие, не вывесившее ценник на продаваемый товар, подвергается штрафу в 100-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
  • невыдача чека лицом, обязанным выдать его покупателю (клиенту), или выдача чека с указанием суммы менее уплаченной наказывается штрафом в 10-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, но не менее 20% от стоимости покупки (услуги).

При принудительном исполнении решения о наложении административного штрафа за ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ в соответствии со ст. 6,7 Федерального закона от 21.07.97 № 119-Ф3 “Об исполнительном производстве”(25, с. 16-19) взыскатель направляет исполнительный документ о взыскании денежных средств:

непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств:

либо судебному приставу- исполнителю, если он не располагает  такими сведениями.

Налоговому органу для  принудительного взыскания штрафа необходимо принять решение о  наложении административного штрафа в форме постановления с соответствующим  КоАП   РСФСР содержанием, направить данное постановление и инкассовое поручение на взыскание сумм штрафа в банк, где, по сведениям налогового органа, нарушитель имеет счет. Если же нарушитель не имеет счета или налоговый орган не имеет сведений о наличии денежных средств на счете нарушителя, то налоговый орган должен направить постановление по месту жительства нарушителя судебному приставу-исполнителю, указав в сопроводительных документах, что сведений о счетах или наличии денежных средств на них не имеется.(19, с. 71-76)

Таким образом, действующим  административным законодательством  не предусмотрена подача искового заявления  о взыскании штрафа в судебном порядке, что не исключает право  на подачу заявления, оспаривающего  правомерность привлечения к ответственности не только в вышестоящем органе, но и в суде. Конституционный суд, указывая на судебное взыскание административного штрафа, вышел за пределы своей компетенции, подменяя законодателя и вводя судебный порядок взыскания штрафа по рассматриваемой категории правонарушений. Аналогичным образом должен решаться вопрос об исполнении решения в отношении юридического лица.

Отсутствие механизма  реализации Закона порождает на практике многочисленные споры и разные, порой противоположные, толкования. Законодательно необходимо урегулировать сроки обжалования решений налоговых органов о привлечении к ответственности за нарушение правил применения ККМ.

Согласно Федеральному закону о контрольно-кассовых машинах, принятому еще в 1993г., примерно только 70% товарооборота и потребительских услуг обязаны осуществляться с помощью контрольно-кассовых машин. Кроме того, у торговых организаций и организаций, оказывающих платные услуги населению, обязанных по закону осуществлять все операции с наличными деньгами через ККМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Совершенствование учета денежных средств.

 

Учетный процесс организуется самим предприятием исходя из особенностей его деятельности и принятой учетной политики.

В связи с тяжелой  экономической ситуацией   ОАО ”Нижнеомский маслозавод” не имеет возможности приобрести для бухгалтерского учета денежных средств все необходимое для этого оборудование. Для совершенствования учета денежных средств в   ОАО ”Нижнеомский маслозаводе” необходимо автоматизировать данный объект учета, так как на данный момент он ведется в ручную,  на простых вычислительных машинах, т.к. не хватает компьютеров. В связи  с этим одни формы заменяются другими, либо пишутся вручную на чистых листах, а другие просто не ведутся. Для улучшения контроля денежных средств в ОАО ”Нижнеомский маслозавод” необходимо внедрить машинно-ориентированную форму учета, т.е. перейти к автоматизации учета, также переподготовку и подготовку кадров. ЭВМ внесёт большие и качественные изменения в организацию бухгалтерского учета денежных средств и создаваемых на их основе автоматизированных систем управления производством. Применение ЭВМ позволяет значительно повысить контрольные функции, достоверность и оперативность бухгалтерского учета, использование его данных для управления производством, открывает широкие возможности для комплексной механизации и автоматизации всех планово-экономических расчетов.

Информация о работе Учет денежных средств