Учет доходов и расходов от обычных видов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 03:56, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и действующей практики учета доходов и расходов предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы экономической категории «доходы» и «расходы».
1.1. Сущность и виды доходов предприятия
1.2. Сущность и виды расходов предприятия
1.3. Порядок признания доходов и расходов предприятия в соответствии с международными и национальными стандартами финансовой отчетности
2. Учет доходов и расходов от обычных видов деятельности
2.1. Синтетический и аналитический учет доходов и расходов от обычных видов деятельности
2.2. Формирование финансового результата. Реформирование баланса
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач по БФУ.doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)
Предмет деятельности организации Вид дохода от обычных  видов деятельности
Изготовление  продукции, приобретение и продажа  товаров Расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров
Выполнение  работ, оказание услуг Расходы, связанные  с выполнением работ, оказанием  услуг
Предоставление  за плату во временное пользование  своих активов по договору аренды Арендные платежи- расходы, осуществление которых  связано с этой деятельностью
Предоставление  за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы  и других видов интеллектуальной собственности Расходы, осуществление  которых связано с этой деятельностью
Участие в уставных капиталах Расходы, осуществление  которых связано с этой деятельностью
Различные предметы деятельности Возмещение  стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений
 

      При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты.

   В состав прочих расходов относятся расходы, не относящиеся к обычным видам деятельности. Прочими являются также расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (табл. 4).

Таблица 4. Классификация прочих расходов организации

Прочие  расходы Прочие расходы  от чрезвычайных обстоятельств хозяйственной  деятельности
Расходы, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование  активов организации Расходы от последствий  стихийных бедствий
Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности Расходы от последствий  пожара
Расходы, связанные с участим в уставных капиталах других организаций Расходы от последствий  аварии
Расходы, связанные с продажей, выбытием и  прочим списанием основных средств  и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции Расходы от списания непригодных к восстановлению и  использованию активов
Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств Расходы от ликвидации объектов основных средств
Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых  кредитными организациями Расходы от последствий  национализации имущества
Отчисления  в оценочные резервы, создаваемые  в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности Расходы от погашения  причиненных организации убытков  от чрезвычайных обстоятельств
Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий  договоров Страховые выплаты
Возмещение  причиненных организацией убытков  и убытки прошлых лет, признанные в отчетном году Убытки  прошлых лет, выявленные в отчетном году от чрезвычайных обстоятельств
Суммы дебиторской задолженности, по которой  истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания
Курсовые  разницы и сумма уценки активов Сумма уценки активов  от чрезвычайных обстоятельств
Перечисление  средств (взносов, выплат и т. д.), связанных  с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий  культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий Прочие расходы
 

   В бухгалтерской  отчетности организации, в частности  в отчете о прибылях и убытках, расходы организации согласно п. 21 ПБУ 10/99 должны отражаться с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие и прочие расходы. В случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет 5 % и более общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов. 
 
 
 
 
 
 

1.3. Порядок признания доходов и расходов предприятия в соответствии с международными и национальными стандартами финансовой отчетности

    Международный стандарт МСФО 18 "Выручка" определяет условия признания выручки, т.е. поступления экономических выгод от основной деятельности предприятия, которое приводит к увеличению собственного капитала (кроме вкладов акционеров). Данный стандарт разделяет понятия "доход" и "выручка".

     Согласно МСФО 18, выручка – это поступления экономических выгод за период, возникающие в ходе обычной деятельности компании, результатом которых является увеличение собственного капитала, кроме прироста капитала за счет вкладов акционеров, а доход – это любые поступления, увеличивающие собственный капитал (кроме вкладов акционеров), как в ходе обычной деятельности (выручка), так и прочие поступления. В практике казахстанского бухгалтерского учета понятие "выручка" традиционно заменено на понятие "доход от реализации продукции и оказания услуг".

     В соответствии со стандартом МСФО 18, выручка от продажи товаров признается, если выполняются все перечисленные условия:

     1. продавец перевел на покупателя риски и вознаграждения, связанные с владением товаром. В большинстве сделок перевод рисков совпадает с передачей права собственности и владения;

     2. продавец более не участвует в управлении товаром (не контролирует товар) на правах владения;

     3. сумма выручки может быть надежно оценена;

     4. существует вероятность поступления экономических выгод (платежа);

     5. затраты по сделке могут быть надежно измерены.

     Сделки с существенным риском владения (например, при высокой вероятности расторжения сделки покупателем), не считаются продажами и не образуют выручки - например, любые продажи в розничную сеть, при которых продавец обязывается за свой счет забрать из сети нераспроданный товар. Сделки, при которых риск расторжения незначителен (например, при массовых розничных продажах), образуют выручку немедленно, при условии оценки продавцом будущих рисков и обязательств [10, с.201].

     Таким образом, доход от реализации товаров признается тогда, когда товар отгружен, при этом право собственности перешло к покупателю, т.е. по стадии завершенности сделки на отчетную дату [7, с.50].

     В соответствии с Разделом 5 Национального стандарта финансовой отчетности №1 от 21 июня 2007 года, критериями признания дохода являются:

     1.   переход покупателю от продавца значительных рисков и преимуществ владения товарами;

     2.   продавец более не участвует в управлении и не контролирует проданный товар;

     3.   сумма дохода может быть надежно оценена;

     4.   существует вероятность того, что экономические выгоды, связанные со сделкой, поступят в организацию;

    5.   понесенные или ожидаемые затраты, связанные со сделкой, могут быть надежно оценены [11].

    Таким образом, в МСФО и в НСФО критерии признания доходов в бухгалтерском учете практически идентичны.

     Несмотря на то, что специального стандарта по расходам среди МСФО нет, существуют международные стандарты, косвенно регулирующие принципы учета расходов предприятия. Например, к таким стандартам относится Международный Стандарт Бухгалтерского Учета № 2 "Запасы" (IAS 2. Inventories), который действует в сфере системы учета запасов. Данный стандарт жестко устанавливает методику переноса косвенных производственных затрат на стоимость готовой продукции, пересекаясь с областью производственного управленческого учета. Стандарт устанавливает требования к ежегодной процедуре инвентаризации и переоценки запасов [9]. 

     Данным стандартом утверждена методика распределения косвенных затрат производства. Кроме прямых производственных расходов, в стоимость запасов также включаются косвенные (переменные и постоянные) расходы (overheads), распределяемые по продуктам на систематической основе. Стандарт требует распределения постоянных косвенных затрат методом стандарт-кост, при котором относительный норматив распределения накладных расходов фиксируется для нормальной загрузки (normal capacity) производственных мощностей. Международный стандарт не задает жестко принципов распределения косвенных затрат между различными видами продукции - главное, чтобы методика применялась последовательно и обоснованно [10, с.49].

    К принципам учета доходов и расходов также относятся правила предоставления информации о доходах и расходах предприятия в финансовой отчетности. При представлении финансовой отчетности предприятие в пояснительной записке должно раскрывать:

     - учетную политику, принятую для признания дохода, включая способы определения стадии завершения сделки по оказанию услуг;

     - сумму каждого значимого вида доходов, признанных за отчетный период;

     В учетной политике, в разделе "Признание дохода" предприятие должно обозначить принцип признания доходов. Согласно МСФО 18, таким принципом является признание дохода тогда, когда товар (готовая продукция) отгружен и при этом право собственности перешло к покупателю. Признание выручки по стадии завершенности называется методом "по мере готовности" [9].

     Вторым принципом является разделение сумм каждого из значимых видов дохода. При этом в учетной политике определяются основные виды доходов предприятия. Чаще всего, к ним относятся:

    - доход от реализации товаров, оказания услуг,

    - доход по процентам, роялти,

    - доход по дивидендам.

     Доход по процентам начисляется на временной основе, со ссылкой на основную сумму задолженности и применяемую процентную ставку [10, с.203].

     МСФО 18 "Выручка", в данном случае под процентами понимает плату за использование денежных средств или их эквивалентов или сумм, причитающихся предприятию. В Республике Казахстан, если предприятие осуществляет деятельность, не лицензируемую в соответствии с банковским законодательством, проценты оно может получать в виде пени, предоставления товарного кредита. Поэтому проценты по МСФО следует рассматривать как вознаграждение по инвестициям в ценные бумаги [7, с.50].

     Доход по дивидендам признается тогда, когда возникает право акционеров на их получение.

     По НСФО №1 необходимо различать и отдельно раскрывать доход, полученный в результате:

    1)   продажи товаров;

    2)   предоставления услуг;

    3)   доходы от финансирования;

    4)   прочие доходы [11].

     Порядок признания расходов, согласно МСФО во многом зависит от признания выручки в соответствии с принципом сопоставимости доходов и расходов. Следовательно, расходы, связанные с получением соответствующего дохода, признаются в финансовой отчетности в момент признания дохода.

    Все счета доходов и расходов, полученные за год, в конце года закрываются и отражаются в отчете о прибылях и убытках (Приложение А).

    Информация, представляемая субъектом непосредственно в самом отчете о прибылях и убытках, должна включать в себя, как минимум, агрегированные показатели следующих сумм:

     -    доход;

    -    затраты на финансирование;

    -    долю прибыли или убытка от инвестиций в ассоциированную организацию и совместную деятельность, учитываемых по методу долевого участия;

    -    расходы по уплате налогов;

    -    единую сумму, составляющую итоговую сумму из прибыли или убытка после налогов от прекращенной деятельности и прочего дохода или убытка после налогов, признанного при измерении справедливой стоимости, за вычетом затрат на продажу или выбытие активов или группы (групп) на выбытие, которые представляют собой прекращенную деятельность в соответствии с разделом 34 НСФО №1;

    -    прибыль или убыток [4, c.148].

     Предприятие должно раскрывать следующие статьи непосредственно в самом отчете о прибылях и убытках в качестве распределения прибыли или убытка за период:

    -    прибыль или убыток, относимые на долю меньшинства; и

    -    прибыль или убыток, относимые на владельцев долевых инструментов материнской организации.

    Дополнительные статьи, заголовки и промежуточные суммы должны представляться непосредственно в самом отчете о прибылях и убытках тогда, когда такое представление уместно для понимания финансовых результатов деятельности предприятия [4, c.148].

    Также предприятие должно представлять анализ расходов, используя классификацию, основанную либо на характере расходов, либо на функции расходов, в зависимости, что из них дает надежную и более уместную информацию.

     В рамках метода "анализ по характеру расходов" расходы объединяются в отчете о прибылях и убытках в соответствии с их характером (например, амортизация основных средств, закупки материалов, транспортные расходы, вознаграждения работникам и затраты на рекламу) и не перераспределяются между различными функциональными направлениями внутри субъекта.

     В рамках метода "анализ по функции расходов" классификации расходы обобщаются по их функции в соответствии с их функциональными направлениями (например, сбытовые расходы, административные затраты).        В соответствии с этим методом субъект, как минимум, раскрывает себестоимость продаж отдельно от других расходов.

Информация о работе Учет доходов и расходов от обычных видов деятельности