Учет государственной помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:34, творческая работа

Описание

Государственное воздействие и поддержка имеет важное значение в экономической жизни организации. Главная причина государственной помощи - побудить организацию на совершение определенных действий по выполнению условий, по которым производилась эта помощь, отвечающих интересам государства и имеющих определенный характер.
Учет государственной помощи включает в себя несколько проблем, рассмотрение которых требует радикальных решений и заключений.

Работа состоит из  1 файл

эссе по буху.docx

— 40.77 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

 

Кафедра «Бухгалтерский учет»

 

 

 

 

 

Домашнее творческое задание

на тему:

«Учет государственной помощи»

 

 

 

 

 

Выполнил: 

студент группы ФК1-14 Бердников А.О.

 

 

Научный руководитель:

Парасоцкая Н. Н.

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Основная  проблематика «Учет государственной помощи»

Государственное воздействие и поддержка имеет важное значение  в экономической жизни организации. Главная причина государственной помощи - побудить организацию на совершение определенных действий по выполнению условий, по которым производилась эта помощь, отвечающих интересам государства и имеющих определенный характер.

Учет государственной помощи включает в себя несколько проблем, рассмотрение которых требует радикальных решений и заключений.

Главной проблемой, которая будет рассмотрена в данной работе является неправильное и не полное понимание всех видов государственных поступлений и вследствие этого могут происходить ошибочное представление о некоторых формах государственной помощи. Также следует разобрать вопрос двойственного характера отражения средств целевого финансирования в бухгалтерском балансе и различных отчетах.

Прежде чем перейти к рассматриванию поставленной проблемы разберемся, что из себя представляет государственная помощь.

Вопросы учета государственной помощи регламентированы в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина РФ № 92н от 16.10.2000.

В ПБУ 13/2000 отражены виды государственной помощи, основания для ее получения и порядок ее отражения в бухгалтерском учете. Данное ПБУ не имеют распространение на банковские учреждения и организации некоммерческой деятельности.

Государственная помощь - доход или  экономические выгоды конкретной организации  в результате поступления активов, денежных средств.

Коммерческие организации получают государственную помощь в виде:

1. Денежных средств. Эта форма государственной получила отражение в ст.6 Бюджетного кодекса РФ. По характеру предоставления помощи в денежной форме можно выделять:

а) помощь, носящую безвозвратный и безвозмездный характер:

– субсидии - предоставляемые юридическому лицу денежные средства на условиях долевого финансирования целевых расходов;

– субвенции - предоставляемые юридическому лицу денежные средства на осуществление определенных целевых расходов;

б) предоставляемые на возмездной и возвратной основе (бюджетные кредиты);

2. Ресурсов не включающие денежные средства: земельные участки, природные объекты (водоемы, леса), объекты инженерной инфраструктуры, объекты жилого фонда и нежилые помещения, т. е. в форме имущества, числящегося в реестрах федерального имущества, имущества субъектов РФ, имущества муниципальных образований. Данный вид государственной помощи не вытекает прямо из положений Бюджетного кодекса РФ, но применяется на практике;

3. Прочей государственной поддержки - предоставляемой организации выгоды, которая не может быть обосновано оценена. Например, безвозмездное оказание консультационных услуг, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженными процентами, государственные закупки.

Информация о государственной  помощи формируется независимо от вида предоставляемых ресурсов. Бухгалтерский  учет государственной помощи должен обеспечить выполнение следующих задач:

– всецелое раскрытие информации о государственной помощи в бухгалтерской  отчетности.

– правильное оформление документов и принятие к учету разных видов  государственной помощи, признанной в качестве таковой и полученной;

– достоверное отражение в учете  в качестве дохода полученной государственной  помощи и ее возврата;

Для целей бухгалтерского учета  важной является классификации государственных  средств на:

– бюджетные средства на финансирование капитальных вложений (покупка, строительство, приобретение внеоборотных активов);

– бюджетные средства на финансирование текущих расходов на систематической  основе (на приобретение материально-производственных запасов, оплату труда персонала  организации и др. расходы аналогичного характера);

– на покрытие убытков (например, в  ЖКХ, АПК);

– на оказание немедленной финансовой поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией.

Именно эта классификация государственной  помощи определяет порядок ее учета  на счетах и признание в качестве дохода.

Вывод: Государственная помощь может носить как денежный, так и неденежный характер. Но главная ее цель это  побуждать организации на определенные действия, выгодные государству.

Область использования IAS 20 (ПБУ 13) является одним из самых важных вопросов, анализ которого является обязательным. Рассмотрев  ПБУ 13 и МСФО 20 можно сказать, что не все средства, полученные от государства можно принять в бухгалтерском учете в качестве государственной помощи. Рассмотрим эти ограничения подробнее.

Во-первых, рассмотренные и описанные ПБУ 13 порядок учета не распространяется на учет средств, которые были получены по договорам, отражающих продажу продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг. Особенность таких договоров состоит в том, что источнику финансирования (или иному другому лицу, определенному этим источником) передаются права собственности на товары, результат работ или оказываются услуги. Примером таких договоров является совершение организациями научно-исследовательских работ по заказу органов исполнительной власти и внебюджетных фондов. В этом случае государство представляется  обычным заказчиком (покупателем), а полученные от государства средства – выручка предприятия. При этом в случае если информация о государственных закупках и заказах имеет существенный характер, то для отражения характеристики финансового положения организации эти данные подлежат раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

 Во-вторых, отраженная в данной статье методика учета не распространяется также на учет средств (в том числе бюджетных), полученных по договорам, имеющих основанием безусловную обязанность организации возвратить полученные средства. Учет получения средств в рамках таких договоров регламентируется ПБУ 15/01. Вместе с тем, согласно п.17 ПБУ 13 при выполнении всех описанных условий организация освобождается от возврата, полученного от государства бюджетного кредита, и существует некая определенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном для государственной помощи.

Беспроцентные ссуды или займы под невысокий процент от государства также будет, являются одной из форм государственной помощи, но выгоды, которые они дают организации, не могут быть измерены с помощью применения процентной ставки. На первый взгляд, это не исключает необходимости дисконтировать такие займы, как того требует ПБУ 13.

В-третьих, значительным препятствием является также то, как применять поступления в ПБУ 13,особо остро с этим сталкиваются унитарные предприятия и иные компании с участием в капитале государства.

В-четвертых, стандарт не регулирует учет:

  • косвенных выгод, предоставляемых посредством влияния государства на общие условия функционирования: создание инфраструктуры в развивающихся районах или установление торговых ограничений для конкурентов и т.п. (не учитываются и обычно не отражаются в отчетности);
  • иных выгод, которые не могут быть обоснованно оценены: бесплатное проведение технических и маркетинговых консультаций и предоставление гарантий и т.п.. (обычно не учитываются, но если существенно — раскрываются в пояснительной записке);
  • иных выгод, которые происходят от регулирования налоговых обязательств компании: налоговые льготы, налоговые каникулы, налоговые вычеты и мн.др. (обычно учитываются только в рамках IAS 12 (ПБУ 18)).

Но не следует  ограничивать действие только ПБУ 13 поступлениями именно из бюджета. Кроме того, методологией учета, заложенной ПБУ 13 целесообразно руководствоваться и в других случаях, когда допустимы аналогии и стандарты не уточняют требований. Например, мы применяем аналогичный порядок учета (отражение доходов будущих периодов с амортизацией их по мере амортизации соответствующих основных средств) в отношении вмененных процентов при получении от сторонних организаций безвозмездных целевых займов на развитие инфраструктуры и иные капитальные вложения.

Теперь можно сравнить МСФО 20 и ПБУ 13.

При обобщении вопросов учета капитала организации, проблемы учета и порядка отражения в бухгалтерской отчетности средств государственной помощи требуют отдельного рассмотрения.

Основные вопросы учета государственной помощи в соответствии с международными стандартами определяет МСФО 20 «Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи» (МСФО 20). Все необходимые параметры учета, определяются этим стандартом, но он  имеет существенные различия от российских норм учетной практики в данной области.

Положениями МСФО 20 определяет два основных подхода к учету государственных помощи (например, субсидий).

1)Подход с позиции капитала. Он рассматривает субсидии непосредственно как увеличение счета, отражающие доли участия акционеров, а также;

 2) подход с позиции доходов, относящий субсидии к доходам на протяжении одного или нескольких отчетных периодов.

Можно привести значительные аргументы к каждому  подходу.

Если  рассматривать  первый  подход  то государственные  субсидии представляют в нем как один особых способов обеспечения финансирования и, соответственно, отражающие в отчете о финансовом состоянии и при этом не признаваться в составе прибыли или убытка в целях приведения их в соответствие со статьями расходов, на которых было направлено это финансирование. При этом возврат субсидий не предусмотрен, такие субсидии следует признавать не в составе прибыли или убытка.

Также неправомерно признание государственные помощи в составе прибыли или убытка, так как они не заработаны. Они представляют собой определенный стимул, предоставляемые правительством, с ними не связаны никакие затраты.

Рассмотрев второй подход к учету государственной помощи с позиции дохода является основой стандарта. В пользу подхода с позиции дохода можно выделить три основных аргумента:

Первый аргумента  предполагает, что государственная помощь представляет собой некие поступления из источников, отличных от акционеров, и их признание не осуществляется непосредственно в капитале, а в состав прибыли или убытка в отчетных периодах;

Второй  аргумент заключается в том, что государственная помощь редко предоставляются без каких-либо условий. Организация получает помощь посредством соблюдения связанных с ними условий и выполнения установленных обязательств. Поэтому государственную  помощь следует признавать в составе прибыли или убытка на протяжении всех периодов, в которых организация осуществляет признание в состав расходов соответствующие затраты, которые данные помощь  должны компенсировать.

И наконец, третий аргумент заключается в том, что поскольку налог на прибыль и другие налоги подразумевают собой расходы, логично так же отражение государственной помощи, являющиеся продолжением фискальной политики, в составе прибыли или убытка.

Таким образом, в отчетности можно отразить сразу две ошибки: в ней будут отражаться, и несуществующие обязательства и занижаться суммы реального капитала, суммы государственной помощи смешиваются с суммами, заработанными предприятием в ходе хозяйственной деятельности.

Разработчиками ПБУ 13/2000 «Учет государственной  помощи»  Департамента методологии  бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ отмечалось, что основные положения ПБУ 13/2000 были разработаны  на основе МСФО 20. Но в отличие от МСФО 20, в котором отражены два подхода отражения государственной помощи в бухгалтерском учете и в отчетности, в ПБУ 13/2000 принят безальтернативный вариант, а именно признание полученной государственной помощи в качестве дохода организации.

П. 5 ПБУ 13/2000  отражено, что государственная помощь учитывается в бухгалтерском учете при выполнении важных условий:

  1. в наличии имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
  2. имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

Согласно п. 9 ПБУ 13/2000, списание бюджетных  средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической  основе:

- при финансировании капитальных  расходов – целевое финансирование  отражается в составе доходов будущих периодов при вводе объектов в эксплуатацию с дальнейшим отнесением в течение всего срока полезного использования объектов необоротных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы;

- при финансировании текущих  расходов – целевое финансирование  признается доходами будущих  периодов в момент принятия  к бухгалтерскому учету материально-производственных  запасов, начисления оплаты труда  и осуществления других расходов  с последующим отнесением на  доходы отчетного периода при  отпуске материально-производственных  запасов в производство, на выполнение  работ (оказание услуг), начисления  оплаты труда и осуществления  других расходов аналогичного  характера.

Информация о работе Учет государственной помощи