Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:34, творческая работа
Государственное воздействие и поддержка имеет важное значение в экономической жизни организации. Главная причина государственной помощи - побудить организацию на совершение определенных действий по выполнению условий, по которым производилась эта помощь, отвечающих интересам государства и имеющих определенный характер.
Учет государственной помощи включает в себя несколько проблем, рассмотрение которых требует радикальных решений и заключений.
Таким образом, государственная помощь включается в состав доходов так же как в МСФО 20.
Все подробные сведения о наличии и движении средств государственной помощи отражается в следующих формах бухгалтерской отчетности:
- остаток средств по счету
учета средств целевого
- полученные в качестве государственной помощи средства, которые были признаны доходами отчетного периода, отражаются в составе прочих доходов отчета о прибылях и убытках как активы, полученные безвозмездно. Суммы средств государственной помощи, которые в прошлом году получили отражение в качестве доходов, но в отчетном периоде подлежат возврату, отражаются в составе прочих расходов организации как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году.
При исследовании данного вопроса необходимо учитывать, что из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности исключен п.81, который содержал понятие и порядок учета доходов будущих периодов. Однако Планом счетов счет 98 «Доходы будущих периодов» предусмотрен, кроме того, ПБУ 13/2000 предусматривает порядок отражения средств целевого финансирования в качестве доходов будущих периодов. Можно предположить, что имеются предпосылки дальнейшего изменения нормативной правовой базы по учету государственной помощи.
Таким образом, наблюдается смешение прибыли и средств государственной поддержки организации, что ведет к нарушению правильности отражения результатов хозяйственной деятельности организации. Это позволяет убыточным организации получать возможность демонстрации прибыли в финансовой отчетности и в следствии этого получать кредиты и выплачивать собственникам дивиденды.
Методика отражения в учете государственной помощи, в первую очередь, отражает зависимость от того, существуют или нет условия предоставления государственной помощи.
Для ликвидации погрешностей величины реально заработанной прибыли можно порекомендовать:
а) вести учет средств государственной помощи с позиции капитала, что позволит:
- произвести отделение капитала, заработанного в ходе осуществления хозяйственной деятельности, от капитала, полученного в помощь от государства;
- исключить возможность
б) учет средств государственной помощи, предоставление которой не обусловлено требованиями получения и использования, а также учет средств государственной поддержки, получение которых обусловлено определенными требованиями распределить на новых счетах которые можно ввести в план счетов.
Допустим в первом случая счет будет отражаться в III разделе «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса. А второй счет в V разделе «Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса.
Также является приемлемым более конкретная детализация тех средств, которые будет относиться к средствам целевого финансирования. Это позволит более точно оценить состояние и характер целевых поступлений. Ведь не все формы государственной помощи будут отнесены к этим средствам целевого финансирования. Этим вопросом должен заняться Министерство финансов РФ путем расширения ПБУ 13.2000 и его корректировки.
Данное положение позволит проконтролировать использование средств государственной помощи, которая предоставляется организации в первую очередь на развитие хозяйственной деятельности.
УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ.
Бухгалтерский учет средств целевого финансирования регламентируется в настоящее время только Инструкцией по применению Плана счетов. Согласно плану счетов учет поступления и расходования средств целевого финансирования осуществляется на счете 86 «Целевое финансирование».
По кредиту счета 86 «Целевое финансирование» имеет отражение поступление целевых средств, а по дебету – расходование или списание средств, израсходованных на те или иные проекты и прочие программы, на покрытие расходов по содержанию самой организации.
В характеристике счета 86, приведенной в Инструкции по применению Плана счетов, средства целевого финансирования определяются как:
- средства, используемые для осуществления программ целевого назначения;
- другие средства.
Поэтому к счету 86 целесообразно открыть субсчета исходя из специфики осуществления организацией основной деятельности и особенностей документооборота.
Что же касается сумм доходов, получение которых связано с осуществлением предпринимательской деятельности, то в соответствии с действующим законодательством они должны направляться на финансирование уставной деятельности некоммерческих организаций, и, следовательно, правомерным является их зачисление также на счет 86. Так как при осуществлении предпринимательской деятельности используется схема бухгалтерских проводок, применяемая в коммерческих организациях, то наиболее правильным будет включение в состав доходов, предназначенных для использования в основной деятельности (с отнесением их на счет 86), только сумм полученной прибыли. Поэтому для учета доходов от предпринимательской деятельности необходимо также открыть соответствующие субсчета.
В соответствии с классификацией доходов, приведенной в предыдущих разделах книги, можно рекомендовать открытие к счету 86 следующих субсчетов:
86-1 «Вступительные членские взносы»;
86-2 «Добровольные взносы и пожертвования от юридических и физических лиц»;
86-3 «Целевые поступления от юридических и физических лиц»;
86-4 «Ассигнования из бюджета»;
86-4 «Доходы
от внереализационных операций»
86-5 «Средства
от собственной
Учет поступления средств
Учет поступления средств целевого финансирования целесообразно вести в порядке, установленном для коммерческих организаций, то есть по поступлении достоверной информации о том, что необходимые средства будут выделены и получены организацией. В этом случае дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредитуется счет 86 «Целевое финансирование». После фактического получения денежных средств или иного имущества дебетуются счета учета активов, и кредитуется счет 76.
Такой порядок учета соответствует основному принципу бухгалтерского учета - принципу начисления, предполагающему фиксацию доходов и расходов в момент их возникновения независимо от даты оплаты.
Учет расходов некоммерческой организации.
В соответствии с действующей Инструкцией по применению Плана счетов при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации оформляется проводка по дебету счета 86 в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы».
Инструкция по применению Плана счетов не уточняет, каким образом необходимо группировать и обобщать информацию о расходовании средств целевого финансирования.
Счет 26 «Общехозяйственные расходы» целесообразно использовать для обобщения информации о произведенных административных, хозяйственных и иных аналогичных расходах, которые не относятся к конкретной программе или целевому мероприятию. Списание аккумулированных затрат следует производить ежемесячно с распределением по сметам расходов на проведение отдельных программ или мероприятий. При этом можно использовать один из следующих вариантов:
1. распределять
суммы расходов между
2. списывать
распределенные суммы
При этом следует
иметь в виду, что общехозяйственные
расходы, произведенные некоммерческими
организациями, могут осуществляться
за счет всех видов доходов. Средства
целевого финансирования направляются,
как правило, на обеспечение отдельных
программ. При этом может оговариваться
доля средств, которые некоммерческая
организация может направить
на общехозяйственные расходы, но может
быть и так, что целевыми поступлениями,
направленными участниками
Счет 20 «Основное
производство» целесообразно
В бухгалтерском учете некоммерческих организаций при учете средств целевого финансирования могут оформляться следующие основные проводки:
Некоторые типовые проводки по дебету счета 86 "Целевое финансирование".
Д |
К |
Содержание хозяйственной |
86 |
20 |
Учтена сумма средств целевого финансирования, израсходованная в основном производстве |
86 |
26 |
Отражено использование |
86 |
98 |
Средства целевого финансирования включены в состав расходов будущих периодов |
Некоторые типовые проводки по кредиту счета 86 "Целевое финансирование"
Д |
К |
Содержание хозяйственной |
08 |
86 |
Учтено целевое финансирование внеоборотных активов организации |
10 |
86 |
Отражено поступление |
41 |
86 |
Оприходованы товары, полученные в составе средств целевого финансирования |
51 |
86 |
Отражена сумма денежных средств, поступивших на расчетный счет в рамках целевого финансирования |
Список использованной литературы.
1. Положение по бухгалтерскому учету "учет государственной помощи "
ПБУ 13/2000 (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)
2. МСФО № 20 «Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи»
3. Журнал главбух. Государственная помощь и ее цена (Санкт-Петербург) № 12, 2009
4. Журнал главбух. ПИСЬМО УФНС РОССИИ ПО МОСКВЕ от 05.05.2011 № 16-15/044231 Тема: Доходы в виде целевых поступлений.