Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:14, курсовая работа
целью данной работы является рассмотрение порядка учета и контроля выпуска и продаж готовой продукции на конкретном предприятии – ООО «Пласт», а также проведение экономического анализа выпуска и продаж готовой продукции.
Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников (научная и учебная литература, законодательная база, СМИ и т.п.)
рассмотреть порядок отражения в учете операций по учету выпуска и продажи готовой продукции в теоретическом и практическом аспектах;
оценить качество учета выпуска готовой продукции на предприятии, на базе которого проводилось данное исследование и предложить меры по регулированию учетного процесса;
провести анализ динамики выпуска и продаж, ассортимента и структуры, качества продукции на предприятии;
дать оценку ритмичности работы предприятия;
выявить резервы увеличения выпуска и продаж готовой продукции на предприятии.
Введение 3
Глава 1. Методологические аспекты учета и анализа выпуска и продажи готовой продукции 6
1.1. Учет выпуска готовой продукции 6
1.2. Учет продаж готовой продукции 14
1.3. . Экономическая характеристика ООО «Пласт» 18
Глава 2. Учет выпуска и продажи готовой продукции в ООО «Пласт» 21
2.1. Первичный учет выпуска и продаж готовой продукции 21
2.2. Аналитический и синтетический учет выпуска и продаж готовой продукции………………………………………………………………………...22
2.3. Совершенствование учета выпуска готовой продукции: разработка программы контроля учета готовой продукции 28
Глава 3. Анализ выпуска и продаж готовой продукции ООО «Пласт» 32
3.1. Анализ динамики выпуска и продаж готовой продукции 32
3.2. Анализ качества и ритмичности выпущенной продукции 39
3.3. Пути увеличения выпуска и продаж готовой продукции 40
Заключение 42
Список литературы 46
1. В оформлении первичных учетных документов по выпуску готовой продукции имеют место некоторые недочеты по заполнению дополнительных реквизитов первичных документов, например, в приходном ордере по ф. М-4 без номера от 15 января 2005 года не заполнено наименование организации и нет расшифровки подписи лица, сдавшего продукцию на склад.
2. По некоторым видам продукции в карточках складского учета не выведен остаток готовой продукции на конец периода.
3. По ряду договоров,
4. Но самым существенным недостатком работы бухгалтерской службы ООО «Пласт» является отсутствие системы внутреннего контроля по учету выпуска продукции.
Для осуществления внутреннего контроля на анализируемом предприятии можно порекомендовать создание программы внутрихозяйственного контроля учета выпуска и продаж готовой продукции. Разработкой такой программы должен заниматься создаваемый на предприятии контрольно-ревизионный отдел. Контрольно-ревизионный отдел предприятие вправе создать на основании распоряжения директора предприятия для системы контроля за установленным порядком ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Контрольно-ревизионный отдел представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение и оценку фактически достигнутого результата с поставленными целями и задачами предприятия. Контрольно-ревизионный отдел должен систематически контролировать деятельность всех объектов управления, выявляет причины отступления от стандартов, отклонение от целей поставленных перед конкретным объектом, что способствует оперативному устранений выявленных нарушений. Состав данного отдела может состоять из: начальника контрольно-ревизионного отдела; контролера-ревизора; ревизора.
В задачи контрольно-ревизионного отдела должно входить создание системы внутреннего контроля, необходимой для осуществления компетенции, прав и ответственности органов управления и должностных лиц, а также четкой системы экономической ответственности должностных лиц и специалистов предприятия. На внутренних контролеров могут возлагаться и функции управленческого аудита, целью которого является изучение деловых операций для выработки рекомендаций по эффективному использованию ресурсов, оптимальному достижению конечного результата. Управленческий учет должен помогать руководителям в выполнении их функций, формулировании правильной политики предприятия. Желательно, чтобы контрольно-ревизионный отдел ООО «Пласт» был независим от руководителей подразделения, с целью сохранения его объективности. Подчиняться данная служба должна непосредственно директору ООО «Пласт». Комплектование службы следует производить за счет высококвалифицированных и заслуживших доверие специалистов, знающих специфику предприятия, его организационную структуру, круг вопросов, который подлежит проверке, законодательные и нормативные акты, умеющие владеть техникой и методикой проведения проверок.
Работа службы контрольно-ревизионного отдела на предприятии должен организовываться в соответствии с индивидуальными и календарными планами работ, которые должны быть утверждены руководителем предприятия. По окончании любого вида работ контрольно-ревизионный отдел должен представлять руководителю ООО «Пласт» отчет, позволяющий привлечь внимание руководителя к выявленным или возможным нарушениям. Работа контрольно-ревизионного отдела должна считается выполненной тогда, когда вопросы, поставленные в отчетах контрольно-ревизионного отдела, рассмотрены руководителем предприятия и когда издано официальное распоряжение о принятии (непринятии) рекомендаций контрольно-ревизионного отдела. Цель непосредственно контроля цикла выпуска и продажи готовой продукции, осуществляемой создаваемым контрольно-ревизионным отделом, заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей данного раздела, т.е. выручки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи. При этом в процессе контроля решается комплекс взаимосвязанных задач:
Программа системы контроля учета выпуска и продажи готовой продукции в Приложении 8. Объекты контроля учета выпуска и продажи готовой продукции включают бухгалтерские документы, отчетность экономического субъекта и прочую внеучетную информацию (Приложение 9). Внутренний контроль организации бухгалтерского учета выпуска и продажи готовой продукции рекомендуется проводить по следующим направлениям: изучение учетной политики в части использования счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)"; осуществление арифметической проверки расчетов отклонений фактической производственной себестоимости, выпущенной из производства продукции, от нормативной (плановой) себестоимости; контроль правильности организации учета готовой продукции и ее списания; проверка правомерности распределения расходов на продажу счета 44 "Расходы на продажу" по видам продукции; анализ операций по продаже, который включает проверку достоверности отражения сумм фактической себестоимости отгруженной продукции на основании данных аналитического учета и первичных документов складского учета и правильности (своевременности) отражения суммы выручки за отгруженную продукцию на счете 90 "Продажи" на основании первичных документов . Результаты проверки оформляются в форме рабочих документов контроля организации аналитического и синтетического учета выпуска и продажи готовой продукции (табл.5)
Таблица 5
Рабочий документ «Результаты проверки»
№ п/п |
Характер нарушений |
Влияние нарушений на достоверность бухгалтерской отчетности |
1 |
||
2 |
||
3 |
Неполное отражение в учёте готовой продукции |
Искажение отчетности |
Учет готовой продукции в анализируемой организации согласно приказу об учетной политике ведется по нормативной (плановой) себестоимости. Так, остаток готовой продукции на складе на 1 января 2005 г. составил 3000 руб. Сумма экономии, т.е. превышения нормативной (плановой) себестоимости над фактической в остатке готовой продукции на складе на начало месяца - 800 руб. За месяц на склад из производства поступит продукции на сумму 6 000 000 руб. Сумма отклонений составит 3000 руб. (экономия). Будет продано покупателям готовой продукции за месяц по плановой себестоимости на сумму 5 000 000 руб. Согласно расчету сумма отклонений (экономия) в отгруженной (реализованной) продукции составит:
( -800 + (-3 000)) / (3000 + 6000 000) = -0,0006%
5 000 000 х -0,0006% = - 3000 руб.
Остаток готовой продукции на складе на конец месяца по фактической производственной себестоимости составит:
2200 (3000 - 800) + 5 997000 (6 000 000 - 3000) - 4 997 000 (5 000 000 - 3000) = 1 002 200 руб.
ООО «Пласт» по договору купли-продажи реализует готовую продукцию по договорной стоимости 9 600 000 руб., в том числе НДС – 1 600 000 руб. Расходы на продажу составили 700 000 руб. В процессе контроля необходимо также установить достоверность сумм аналитического и синтетического учета по счетам, отражающим движение готовой продукции, на основании первичных учетных документов. С этой целью суммы, отраженные в первичном документе, сопоставляются с данными регистров аналитического и синтетического учета по анализируемому счету.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл.6).
Таблица 6
Динамика выпуска и продаж готовой продукции ООО «Пласт»
Годы |
Объем выпуска продукции, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
Объем продажи, тыс. руб. |
Темпы роста, % | ||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные | |||
2003 |
85000 |
100 |
100 |
83000 |
100 |
100 |
2004 |
88000 |
103,5 |
103,5 |
85000 |
102,4 |
102,4 |
2005 |
95000 |
111,7 |
108 |
97000 |
116,8 |
114,1 |
Из таблицы видно, что за период 2003-2005 г.г. объем выпуска ООО «Пласт» вырос на 11,7 %, а объем реализации продукции увеличился на 16,8%. То, что за 2005 год темп выпуска продукции ниже темпа продаж, говорит о том, что нереализованная продукция на складах предприятия и неоплаченная покупателями в 2004 году реализована в 2005 году полностью. Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и продажи продукции можно рассчитать по среднегеометрической: ООО «Пласт» за период с 2003 по 2005 г.г.
(3.1)
Тпр = Тр – 100%;
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции в соответствии с данной формулой будет равен:
Тпр = 105,72 – 100 = 5,72 %
Среднегодовой темп роста (прироста) продажи продукции составит:
Тпр = 108,09 – 100 = 8,09 %
Также следует рассмотреть изменение отдельных видов продукции по годам (табл.7).
Таблица 7
Объем продаж ООО «Пласт» по видам продукции за 2003 – 2005 г.г.
Изделие |
Продано в 2003 г, тыс. руб. |
Продано в 2004 г., тыс. руб. |
Продано в 2005 г, тыс. руб. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Модели для подвесного потолка |
45000 |
54,2 |
43000 |
50,6 |
47000 |
48,4 |
Накладные светильники |
21000 |
25,3 |
28000 |
32,9 |
32000 |
32,9 |
Точечные светильники |
17 000 |
20,5 |
14 000 |
16,5 |
18 000 |
18,7 |
Итого: |
83 000 |
100 |
85 000 |
100 |
97 000 |
100 |
Очевидно, что общий объем продаж выпускаемой продукции в денежном выражении в 2003 году составлял 83000 тыс. рублей, в 2004 году – 85000тыс. рублей, 2005 году – 97000 тыс. рублей, т.е. объем выпуска продукции имеет тенденцию к увеличению. Увеличение объема выпуска сказалось и на структуре выпускаемой продукции. Наибольший удельный вес в 2003 году в общем объеме производства занимали модели светильников для подвесного потолка (54,2%), в 2004-2005 г.г. их удельный вес уменьшился и на 2005 год составлял 48,4%. В то же время увеличился удельный вес моделей накладных светильников в общем объеме продукции. Если в 2003 году он составлял 25,3%, то в 2005 году – 32,9 %. Далее можно проанализировать и дать оценку выполнению плана по выпуску и продаже продукции ООО «Пласт» за отчетный 2005 год (табл.8).
Таблица 8
Анализ выполнения плана по выпуску и продаже продукции ООО «Пласт»
Изделие |
Объем выпуска продукции, тыс. руб. |
продажа продукции, тыс. руб. | ||||||
План |
Факт |
+, - |
% к плану |
план |
факт |
+, - |
% к плану | |
Модели для подвесного потолка |
40000 |
44000 |
+ 4000 |
+ 10 |
39500 |
47000 |
+ 7500 |
+ 18,9 |
Накладные светильники |
30 500 |
32 500 |
+ 2 000 |
+ 6,5 |
30 500 |
32 000 |
+ 1 500 |
+ 6,5 |
Точечные светильники |
19 000 |
18 500 |
- 5 000 |
- 2,63 |
19 000 |
18 000 |
- 1 000 |
- 5,2 |
Итого: |
89 500 |
95 000 |
+ 5 500 |
+ 13,9 |
89 000 |
97 000 |
+ 8 000 |
+20,2 |
Из данной таблицы видно,
что фактический выпуск светиль
Таблица 9
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за декабрь 2005 г., тыс. руб.
Изделие |
Потребитель |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
Зачетный объем в пределах плана |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Модели для подвесного потолка |
1 |
600 |
600 |
- |
600 |
2 |
200 |
250 |
- |
200 | |
3 |
700 |
830 |
- |
700 | |
4 |
450 |
300 |
- 150 |
300 | |
5 |
800 |
850 |
- |
800 | |
6 |
400 |
400 |
- |
400 | |
7 |
1 100 |
1 000 |
- 100 |
1 000 | |
8 |
650 |
690 |
- |
650 | |
9 |
700 |
700 |
- |
700 | |
10 |
300 |
480 |
- |
300 | |
Накладные светильники |
1 |
200 |
300 |
- |
200 |
2 |
450 |
400 |
- 50 |
400 | |
3 |
120 |
100 |
- 20 |
100 | |
4 |
350 |
450 |
- |
350 | |
5 |
560 |
1050 |
- |
560 | |
6 |
620 |
700 |
- |
620 | |
Точечные светильники |
1 |
250 |
300 |
- |
250 |
2 |
100 |
100 |
- |
100 | |
3 |
50 |
100 |
- |
50 | |
4 |
320 |
300 |
- 20 |
300 | |
5 |
200 |
150 |
- 50 |
150 | |
6 |
150 |
150 |
- |
150 | |
Итого: |
9 270 |
10 200 |
- 390 |
8 780 |