Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:06, дипломная работа
Целью данной работы является систематизация теоретических аспектов учета выпуска и отгрузки готовой продукции (работ, услуг).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-- изучить понятие готовой продукции, ее состав и задачи учета;
-- определить виды оценки готовой продукции;
-- исследовать опыт зарубежных стран по учету выпуска готовой продукции и международные стандарты;
-- изучить синтетический и аналитический учет готовой продукции;
-- исследовать организацию учета движения готовой продукции и отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета конкретной организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1 ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ КАК ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ……………………………………………………………………….
1.1 Понятие готовой продукции, ее состав и задачи учета………………..
1.2 Виды оценки готовой продукции и их сущность…………………..……
1.3 Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету выпуска готовой продукции …..………………………………………………….…..
2. 2 СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ……………………………………………………………...
2.1 Документальное оформление, порядок сдачи продукции из производства на склад и организация складского учета готовой продукции.
2.2 Учет выпуска готовой продукции (работ, услуг) из производства с использованием двух вариантов учета ..………………………..………...
2.3 Учет отгруженной продукции покупателя, документальное оформление и порядок определения фактической себестоимости отгруженной продукции …..…………………………..…………………..……………...
2.4 Инвентаризация готовой продукции и отражение ее результатов в учете
3 ПРАКТИКА УЧЕТА ВЫПУСКА И ОТГРУЗКИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ОАО «БЕЛКАРД» ……………………………………….
3.1 Организационные и методические аспекты учетной политики ООО «Белкард» …………………………………………………………………..
3.2 Исследование организации учета движения готовой продукции и отражения хозяйственных операций на бухгалтерских счетах ………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………..…………………………………………………
Запасы
обычно списываются до чистой цены
продажи постатейно. Однако в некоторых
случаях может оказаться
Информация о балансовой стоимости по видам запасов и о масштабе изменений в этих активах полезна для пользователей финансовой отчетности. Как правило, запасы делятся на следующие виды: товары, сырье, материалы, незавершенное производство и готовая продукция. Запасы поставщика услуг могут учитываться как незавершенное производство [14, c.89].
В зарубежных странах товарно-материальные запасы (сырье и материалы, незавершённое производство, готовая продукция и товары) отражаются в балансе по наименьшей величине из себестоимости или рыночной стоимости. Для оценки себестоимости наиболее распространёнными на данный момент являются методы средней себестоимости и ФИФО, но для налоговых целей с 1990 г. принят метод ЛИФО.
При оценке незавершённого производства зарубежные компании пользуются большой свободой выбора. Напомним, что счета Главной книги делятся на налоговые и коммерческие. Так, обязательному отнесению на затраты производства во всех случаях подлежат прямые расходы. В налоговых (но некоммерческих) счетах из накладных расходов подлежат включению в дебет счёта «Основное производство» только заработная плата, материалы и амортизация основных средств. Общехозяйственные расходы и различные отчисления социального характера компании по своему усмотрению могут включать или не включать в себестоимость незавершённого производства. Проценты могут включаться в состав себестоимости, только если они непосредственно связаны с созданием актива (и только в период его производства). Из себестоимости исключаются затраты, связанные с простоем производственных мощностей.
Если рыночная цена оказывается ниже себестоимости, необходимо провести переоценку товарно-материальных запасов (ТМЗ). При этом для сырья и материалов в качестве рыночной цены обычно берётся цена приобретения (замещения), а для готовой продукции – цена возможной реализации. Особенностью зарубежной учётной практики является то, что если цена замещения, ниже себестоимости приобретения, запасы должны отражаться по цене замещения, даже если чистая цена возможной реализации превышает историческую (фактическую) себестоимость, что вытекает из принципа консерватизма (осмотрительности).
Кроме того, зарубежные компании располагают возможностью создания резервов под ожидаемый будущий рост цен.
Таким образом, принятые методы оценки ТМЗ открывают бухгалтерам разнообразные пути занижения стоимости запасов и, тем самым, как правило, уменьшают налогооблагаемую величину прибыли.
Если готовая продукция и товары, приобретённые для перепродажи, будут проданы в течение 5 лет, то их стоимость может быть списана в убыток [3, c.99].
2.1 Документальное оформление, порядок сдачи продукции из производства на склад и организация складского учета готовой продукции
Сдача готовых изделий из производства на склад оформляются приемо-сдаточными накладными.
Приемо-сдаточная накладная подписывается представителем цеха, сдавшего продукцию, кладовщиком, принявшим ее на склад, работником отдела технического контроля, а также начальником цеха - сдатчика.
На форму и содержание приемо-сдаточных накладных, порядок их оформления оказывает влияние сложность продукции, ее комплектование и периодичность сдачи на склад.
В большинстве организаций применяется накопительная приемо-сдаточная накладная. В ней производятся записи в течение нескольких дней и по нескольким изделиям.
В ряде случаев вместо накопительных применяются разовые накладные, которые оформляются на каждый выпуск продукции.
Если продукция изготовляется по разовым заказам, то в накладной перечисляются изделия, входящие в заказ, и номер договора или письма, по которому выполняется данный заказ.
При изготовлении сложной и многокомплектной продукции вместо накладной составляется приемо-сдаточный акт, в котором указываются наименование изделий, количество, стоимость, а также отмечается, что изготовленные изделия закончены производством, полностью укомплектованы, отвечают техническим условиям (условиям договора) и согласно актам технической приемки в окончательно готовом и упакованном виде приняты техническим контролем и сданы на склад. Если договором предусмотрено участие в приеме продукции представителя заказчика, то сдаточная накладная или сдаточный акт также подписывается им.
В массовом производстве на многих предприятиях готовую продукцию передают из цеха на склад многократно в течение смены. В этом случае кроме накладной применяется приемо-сдаточная ведомость. Каждое поступление готовых изделий на склад фиксируется в сдаточной ведомости. По окончании смены подсчитывается общее количество принятых изделий и оформляется приемо-сдаточная накладная. Приемо-сдаточные ведомости остаются на складе, а сдаточные накладные, как и в других случаях, используются для ведения бухгалтерского учета, записей в накопительных сводках, регистрах синтетического и аналитического учета. При использовании приемо-сдаточной ведомости сокращается количество выписываемых накладных, трудоемкость их оформления и бухгалтерского учета. Для ускорения сдачи продукции на склад, упрощения порядка ее оформления целесообразно там, где это возможно, применять приборы для автоматического подсчета количества сдаваемых изделий, а также мерной тары.
В ряде отраслей промышленности применяются специализированные формы накладных, что обусловлено особенностями производства продукции.
Приемо-сдаточные накладные и приемо-сдаточные акты выписываются в сборочном или выпускном цехе в двух экземплярах: один экземпляр с подписью кладовщика, принявшего продукцию, остается в цехе - сдатчике и используется для оперативного учета, а другой с подписью представителя цеха - сдатчика вместе с продукцией поступает на склад и служит основанием для ведения складского и бухгалтерского учета.
Если предприятие выполняет работы для сторонних организаций, то в этом случае оформляется акт сдачи - приемки работ. Акт, так же как и накладная, выписывается в двух экземплярах. Один экземпляр с подписью представителя предприятия - исполнителя передается заказчику, а другой экземпляр с подтверждением принятых работ представителем заказчика остается у исполнителя и используется в дальнейшем для расчетов и отражения работ на счетах бухгалтерского учета. Оказанные услуги оформляются актом, наряд - заказом, квитанцией.
Приемо-сдаточные накладные после записей в карточках складского учета готовой продукции передаются в бухгалтерию, где на их основе формируются данные о выпуске продукции и ведется учет. Первичные документы на работы и услуги также поступают в бухгалтерию [4, c.420].
Для обобщения данных о выпуске продукции за отчетный период используется накопительная ведомость, в которую из сдаточных накладных и актов переносятся данные о количестве выпущенных изделий за смену или рабочий день с указанием даты и номера документа, проставляется учетная цена (плановая (нормативная) себестоимость или продажная цена). По окончании отчетного периода в ведомости подсчитывается общее количество каждого вида выпущенной продукции. Путем умножения цены на количество определяется стоимость по учетным ценам выпуска каждого вида изделий, а затем подсчитывается стоимость по учетным ценам всей выпущенной продукции.
Готовая продукция на складе учитывается в ведомостях складского учета в натуральном выражении или в книгах количественно-сортового учета аналогично учет материалов. Записи в ведомости производятся материально ответственными лицами на основании документов по поступлению и выбытию готовых изделий по мере совершения операций. Ведомости хранятся на складе в специальных ящиках, они располагаются по группам изделий, а внутри них по номенклатурным номерам (кодам).
Все первичные документы ежедневно (или один раз в несколько дней) материально ответственные лица сдают в бухгалтерию. При сальдовом методе это делается непосредственно на складе. Работник бухгалтерии должен систематически, но не реже одного раза в неделю (декаду) непосредственно на складе в присутствии заведующего складом (кладовщика) проверять правильность разноски данных первичных документов по движению продукции в карточки складского учета и подтверждать это своей подписью. Обнаруженные расхождения и ошибки здесь же устраняются. Одновременно производится приемка-сдача первичных документов работнику бухгалтерии.
Приемка-сдача первичных документов оформляется специальным реестром.
Однако с согласия материально ответственных лиц основанием для приемки- сдачи документов может служить роспись работника бухгалтерии в карточке складского учета о проверке записей по каждой операции.
При сальдовом методе связь количественно-сортового учета готовых изделий на складе с их учетом в суммовом выражении в бухгалтерии осуществляется с помощью ведомости учета остатков продукции на складе. В течение месяца она хранится в бухгалтерии и используется для справочных целей.
В конце месяца книга передается на склад для проставления остатков готовой продукции в количественном выражении на конец месяца из карточек складского учета по каждому номенклатурному номеру. После этого книга передается в бухгалтерию или на ВУ, где остатки таксируются и подсчитываются их суммы.
В ряде случаев вместо ведомости остатков продукции на складе связующим звеном складского учета с учетом в бухгалтерии может служить отчет материально ответственного лица о движении готовой продукции на складе за месяц. Он составляется по итоговым данным карточек (книг) складского учета, в котором отражается движение готовых изделий по складу в разрезе каждого номенклатурного номера в количественном выражении. Кроме того, в бухгалтерии ведут ведомость выпуска готовой продукции в натуральном и суммовом выражении, а также ведомость 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация [17, c.155]
Остаток продукции на складе по учетным ценам на конец месяца (отчетного периода), согласно ведомости учета остатков продукции на складе (отчета материально ответственного лица), сверяется с аналогичным остатком, отраженным в разделе 1 ведомости 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация». Совпадение остатков говорит о правильности учета, а несовпадение — о наличии ошибок, которые необходимо устранить.
2.2 Учет выпуска готовой продукции (работ, услуг) из производства с использованием двух вариантов учета
В плане счетов предусмотрена возможность учета выпуска продукции (работ, услуг) по двум вариантам: с использованием счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" и без его использования.
Первый вариант могут применять организации, использующие в учете плановые калькуляции на производимую продукцию или нормативный метод учета затрат и калькулирование себестоимости продукции. К числу его преимуществ можно отнести то, что отклонения между фактической и нормативной (плановой) себестоимостью выявляются в целом по предприятию на отдельном счете и нет необходимости определять их по каждому виду изделий; упрощается оценка остатков готовой продукции на складе, так как они оцениваются в течение продолжительного времени по стабильным учетным ценам (по плановой или нормативной себестоимости); хотя и незначительно, но сокращается трудоемкость учета: отклонения списываются непосредственно на проданную продукцию и нет необходимости составлять расчет по исчислению фактической себестоимости отгруженной и проданной продукции, вести стоимостный аналитический учет в двух разрезах: по учетной стоимости и по фактической себестоимости.