Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:15, курсовая работа
Цель и задачи обусловили следующую структуру работы:
В первой главе:
-понятие дебиторской и кредиторской задолженности;
- учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60);
- учет расчетов с покупателями и заказчиками (счет 62);
- учет расчетов с персоналом по прочим операциям;
- учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами;
Введение
Глава 1. Теоретические основы учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
1.1 . Нормативное регулирование учета дебиторской и кредиторской задолженности
1.2 . Учет дебиторской и кредиторской задолженности
1.3 . Аудит учета дебиторской и кредиторской задолженности
Глава 2. Оценка и организация учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
2.1 . Краткая характеристика и организационная структура
предприятия
2.2 .Особенности учета дебиторской и кредиторской задолженности
2.3 .Особенности аудита дебиторской и кредиторской задолженности
Глава 3. Пути совершенствования и автоматизация учета
и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
3.1 .Пути совершенствования учета дебиторской и кредиторской задолженности
3.2 .Автоматизация учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
3.3 . Расчет экономический эффективности путей
совершенствования и автоматизации учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
· счетные ошибки при отражении расчетов с поставщиками и подрядчиками (при имерении количества, веса, размеров и т.п.);
· регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы;
· отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
· отсутствие графика документооборота;
· ошибки при регистрации документа, несвоевременная регистрация документа в учетном регистре;
· нарушение срока хранения документации в архиве;
· уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;
· перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту;
· несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности;
· необоснованное отражение налогового вычета по НДС (по неотфактурованным поставкам, по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями и т.д.);
· отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете;
· счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;
· отражение суммовых разниц на счетах учета прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;
· неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет внереализационных расходов;
· отсутствие аналитического учета по поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам, по неотфактурованным поставкам, по авансам выданным и т.п.;
· несвоевременное предъявление претензий поставщикам и др.
Основная цель проверки расчетов с покупателями и заказчиками – установить правильность ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.
Источниками информации являются: Положение об учетной политике, договоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; учетные регистры по счету 62; Главная книга; бухгалтерская отчетность.
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками используются приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры. Логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы.
В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. По данным первичных расчетно-платежных документов, актов инвентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 устанавливаются достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).
При аудите расчетов с использованием различных форм безналичных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупателя. Особое внимание обращается на правильность отражения в учете и налогообложении операций с использованием векселей.
Аудитор должен проверить правильность отражения в учете сумм неистребованной дебиторской задолженности по договорам поставки (купли-продажи и др.), срок исполнения по которым покупателями превысил 4 месяца со дня фактического получения ими товаров (работ, услуг). Данная задолженность должна списываться на убытки предприятия-поставщика без уменьшения налогооблагаемой базы. Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете полученных авансов.
В заключение выясняется правильность применяемых схем корреспонденций счетов по расчетам с покупателями и заказчиками.
Типичные ошибки:
· отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или неполное их оформление;
· неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС и т.д.;
· некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;
· недостоверность аналитического учета;
· формальное проведение инвентаризации.
К расчетам с разными дебиторами
и кредиторами относятся
Источниками проверки являются:
Положение об учетной политике предприятия;
договоры выполнения работ, оказания услуг,
поставки продукции; акты сверки расчетов;
акты инвентаризации расчетов; копии
платежных документов; учетные регистры
по счетам 76, 60, 62, 63, 91 и др.; Главная
книга и бухгалтерская
По данным первичных документов и учетных регистров по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" аудиторам предстоит установить причины и давность возникновения дебиторской и кредиторской задолженности. Правильность ее документального оформления, реальность, не пропущены ли сроки исковой давности. Какие меры принимаются для погашения и взыскания задолженности.
При необходимости проводится сверка отдельных, сомнительных. По мнению аудиторов, операций по расчетам с организациями-дебиторами. Устанавливается также правильность отражения дебиторской и кредиторской задолженности в балансе – такая задолженность должна отражаться развернуто.
При аудите этих видов расчетов аудитору необходимо проверить:
· обоснованность, своевременность и правильность оформления документов (несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства);
· обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию (в случае удовлетворения претензий нужно проверить проводились ли административные расследования в целях установления виновных лиц и. если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб);
· правильность ведения аналитического учета (он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям), а также соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере №8, Главной книге и балансе;
· правильность составления бухгалтерских проводок по субсчету 76-2.
В обязательном порядке проверяется правильность составления корреспонденции счетов по каждому виду расчетов, организация аналитического учета по ним, обоснованность начисления (или возмещения) НДС по этим операциям.
Типичные ошибки:
· несоблюдение финансовой дисциплины по расчетам;
· несоответствие данных аналитического и синтетического учета;
· необоснованное признание доходов и расходов организации;
· неправомерное использование счета 76 вместо счетов 60 и 62;
· несоблюдение сроков предъявления претензий;
· неправильные корреспонденции счетов.
Из анализа содержания задач, выполняемых в ходе аудита для достижения этой цели, можно сделать вывод, что в этом случае используется минимальный объем аналитических процедур.
Аналитическая процедура - это
разновидность аудиторской
Таблица 2.3 Аудиторские процедуры по аудиту дебиторской и кредиторской задолженности в ООО "Кора"
сегмент АУДИТА: кредиторская задолженность ООО "Кора" |
||||||
Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Направления аудита |
Источники получения аудиторских доказательств |
Методы получения аудиторских доказательств |
Планируемое время на проведение процедуры |
Исполнитель |
|
1.Существование |
Подтверждение юридических оснований на исполнение обязательств |
Внутренние документы, устав, кредитные договора, договора займа |
Процедуры проверки по существу |
10/02 – 11/02 |
Аудитор, руководитель ауд. Группы |
|
2. Права и обязанности (обязательства) |
Подтверждение принадлежности актива (обязательства) на определенную дату |
Договора купли-продажи активов, акты на списание, выписки банка, договора лизинга, аренды, учетные регистры |
Процедуры проверки по существу, аналитические процедуры |
10/02 – 18/02 |
Юрист, аудитор, ассистент |
|
3. Возникновение |
Подтверждение отношения к деятельности ЗАО хозяйственной операции или события, имевших место в течение аудируемого периода |
Внутренние документы, учетные регистры |
аналитические процедуры |
12/02 – 22/02 |
Аудитор |
|
4. Полнота |
Подтверждение отсутствия не отраженных в бухгалтерском учете активов обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета |
Договора купли-продажи активов, акты на списание, выписки банка, договора лизинга, аренды, учетные регистры акты сверки, встречной проверки |
Процедуры проверки по существу, аналитические процедуры |
19/02 – 25/02 |
Аудитор, юрист, ассистент |
|
5.Стоимостная оценка |
Подтверждение отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства |
Документация по переоценке, данные из СМИ |
Аналитические процедуры |
21/02 – 1/03 |
Руководитель ауд. группы, аудитор, ассистент |
|
6.Точное измерение |
Подтверждение точности отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени |
Внутренняя документация, ПБУ 5/2001, ПБУ 6/2001, ПБУ 15/2001 |
Процедуры проверки по существу, инспектирование |
10/02 – 1/03 |
Аудиторы, ассистенты |
|
7. Представление и раскрытие |
Объяснение, классификация и описание обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Выписки банка, договора аренды, кредита, займа, учетные регистры акты сверки, встречной проверки |
Аналитические процедуры, инспектирование |
10/02 – 1/03 |
Аудиторы, ассистенты, руководитель ауд. Группы |
3) помогают сконцентрировать внимание аудитора на наиболее важных моментах или на "узких местах", что сокращает объем проверок и, как следствие, сроки их проведения, а также влияет на размер аудиторских гонораров; 4) дают возможность проверить взаимоувязку показателей. В экономической литературе раскрываются лишь общие подходы к организации анализа дебиторской задолженности. Исследование анализа дебиторской задолженности в ходе аудита является малоизученной темой. Так, в работах В.В. Ковалева представлена общая схема контроля и анализа дебиторской задолженности, которая включает в себя несколько этапов. На первом этапе задается критический уровень дебиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке. На втором этапе из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из самых распространенных является n-процентный тест (так, при n = 10% проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например, по времени возникновения обязательства). На третьем этапе проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете суммы. На заключительном этапе оценивается существенность выявленных ошибок.
Информация о дебиторской и кредиторской задолженности отражается в бухгалтерском балансе в развернутом виде: счета расчетов, имеющие дебетовое сальдо, приводятся в активе, а кредитовое сальдо - в пассиве.
Информация о работе Учет и аудит дебиторской и кредиторской задолженности предприятия