Учет и аудит дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:15, курсовая работа

Описание

Цель и задачи обусловили следующую структуру работы:
В первой главе:
-понятие дебиторской и кредиторской задолженности;
- учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60);
- учет расчетов с покупателями и заказчиками (счет 62);
- учет расчетов с персоналом по прочим операциям;
- учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
1.1 . Нормативное регулирование учета дебиторской и кредиторской задолженности
1.2 . Учет дебиторской и кредиторской задолженности
1.3 . Аудит учета дебиторской и кредиторской задолженности
Глава 2. Оценка и организация учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
2.1 . Краткая характеристика и организационная структура
предприятия
2.2 .Особенности учета дебиторской и кредиторской задолженности
2.3 .Особенности аудита дебиторской и кредиторской задолженности
Глава 3. Пути совершенствования и автоматизация учета
и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
3.1 .Пути совершенствования учета дебиторской и кредиторской задолженности
3.2 .Автоматизация учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
3.3 . Расчет экономический эффективности путей
совершенствования и автоматизации учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

вариант №2.docx

— 64.25 Кб (Скачать документ)

·          счетные ошибки при отражении расчетов с поставщиками и подрядчиками (при имерении количества, веса, размеров и т.п.);

·          регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы;

·          отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;

·          отсутствие графика документооборота;

·          ошибки при регистрации документа, несвоевременная регистрация документа в учетном регистре;

·          нарушение срока хранения документации в архиве;

·          уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;

·          перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту;

·          несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности;

·          необоснованное отражение налогового вычета по НДС (по неотфактурованным поставкам, по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями и т.д.);

·          отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете;

·          счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;

·          отражение суммовых разниц на счетах учета прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;

·          неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет внереализационных расходов;

·          отсутствие аналитического учета по поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам, по неотфактурованным поставкам, по авансам выданным и т.п.;

·          несвоевременное предъявление претензий поставщикам и др.

Основная цель проверки расчетов с покупателями и заказчиками  – установить правильность ведения  учета расчетов с покупателями и  заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

Источниками информации являются: Положение об учетной политике, договоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; учетные регистры по счету 62; Главная книга; бухгалтерская отчетность.

При проверке расчетов с  покупателями и заказчиками используются приемы фактического и документального  контроля, аналитические процедуры. Логический анализ, устные опросы должностных  лиц по отдельным вопросам данного  раздела аудиторской программы.

В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных  писем от покупателей. По данным первичных  расчетно-платежных документов, актов  инвентаризации расчетов и учетных  регистров по счету 62 устанавливаются  достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).

При аудите расчетов с использованием различных форм безналичных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости  проводятся встречные сверки в банке  или у покупателя. Особое внимание обращается на правильность отражения  в учете и налогообложении  операций с использованием векселей.

Аудитор должен проверить  правильность отражения в учете  сумм неистребованной дебиторской  задолженности по договорам поставки (купли-продажи и др.), срок исполнения по которым покупателями превысил 4 месяца со дня фактического получения  ими товаров (работ, услуг). Данная задолженность должна списываться на убытки предприятия-поставщика без уменьшения налогооблагаемой базы. Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете полученных авансов.

В заключение выясняется правильность применяемых схем корреспонденций  счетов по расчетам с покупателями и заказчиками.

Типичные ошибки:

·          отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или неполное их оформление;

·          неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС и т.д.;

·          некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

·          недостоверность аналитического учета;

·          формальное проведение инвентаризации.

К расчетам с разными дебиторами и кредиторами относятся расчеты  с транспортными организациями  за услуги, оплачиваемые чеками; по депонированным суммам заработной платы; по суммам, удержанным из заработной платы работников предприятия  в пользу разных организаций и  отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов, и др.

Источниками проверки являются: Положение об учетной политике предприятия; договоры выполнения работ, оказания услуг, поставки продукции; акты сверки расчетов; акты инвентаризации расчетов; копии  платежных документов; учетные регистры по счетам 76, 60, 62, 63, 91 и др.; Главная  книга и бухгалтерская отчетность.

По данным первичных документов и учетных регистров по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" аудиторам предстоит  установить причины и давность возникновения  дебиторской и кредиторской задолженности. Правильность ее документального оформления, реальность, не пропущены ли сроки  исковой давности. Какие меры принимаются  для погашения и взыскания  задолженности.

При необходимости проводится сверка отдельных, сомнительных. По мнению аудиторов, операций по расчетам с организациями-дебиторами. Устанавливается также правильность отражения дебиторской и кредиторской задолженности в балансе – такая задолженность должна отражаться развернуто.

При аудите этих видов расчетов аудитору необходимо проверить:

·          обоснованность, своевременность и правильность оформления документов (несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства);

·          обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию (в случае удовлетворения претензий нужно проверить проводились ли административные расследования в целях установления виновных лиц и. если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб);

·          правильность ведения аналитического учета (он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям), а также соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере №8, Главной книге и балансе;

·          правильность составления бухгалтерских проводок по субсчету 76-2.

В обязательном порядке проверяется  правильность составления корреспонденции  счетов по каждому виду расчетов, организация  аналитического учета по ним, обоснованность начисления (или возмещения) НДС  по этим операциям.

Типичные ошибки:

·          несоблюдение финансовой дисциплины по расчетам;

·          несоответствие данных аналитического и синтетического учета;

·          необоснованное признание доходов и расходов организации;

·          неправомерное использование счета 76 вместо счетов 60 и 62;

·          несоблюдение сроков предъявления претензий;

·          неправильные корреспонденции счетов.

Из анализа содержания задач, выполняемых в ходе аудита для достижения этой цели, можно  сделать вывод, что в этом случае используется минимальный объем  аналитических процедур.

Аналитическая процедура - это  разновидность аудиторской процедуры, представляющая собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических  показателей проверяемого экономического субъекта в целях выявления необычных  или неверно отраженных в бухгалтерском  учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин ошибок и искажений. Положительным моментом применения аналитических процедур в аудите является то, что они: 1) дают доказательства верности отдельных счетов или групп счетов; 2) позволяют сделать оценку ликвидности, рентабельности (в общем, финансового состояния предприятия) как на конкретную дату проверки (что дает возможность сделать вывод о функционировании предприятия в обозримом будущем - "принцип действующего предприятия"), так и за прошлые периоды;

 

Таблица 2.3 Аудиторские процедуры  по аудиту дебиторской и кредиторской задолженности в ООО "Кора"

сегмент АУДИТА: кредиторская задолженность ООО "Кора"

 

Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности

Направления аудита

Источники получения аудиторских  доказательств

Методы получения аудиторских  доказательств

Планируемое время на проведение процедуры

Исполнитель

 

1.Существование

Подтверждение юридических  оснований на исполнение обязательств

Внутренние документы, устав, кредитные договора, договора займа

Процедуры проверки по существу

10/02 – 11/02

Аудитор, руководитель ауд. Группы

 

2. Права и обязанности  (обязательства)

Подтверждение принадлежности актива (обязательства) на определенную дату

Договора купли-продажи  активов, акты на списание, выписки  банка, договора лизинга, аренды, учетные регистры

Процедуры проверки по существу, аналитические процедуры

10/02 – 18/02

Юрист, аудитор, ассистент

 

3. Возникновение

Подтверждение отношения  к деятельности ЗАО хозяйственной  операции или события, имевших место  в течение аудируемого периода

Внутренние документы, учетные  регистры

аналитические процедуры

12/02 – 22/02

Аудитор

 

4. Полнота

Подтверждение отсутствия не отраженных в бухгалтерском учете  активов обязательств, хозяйственных  операций или событий либо нераскрытых  статей учета

Договора купли-продажи  активов, акты на списание, выписки  банка, договора лизинга, аренды, учетные регистры акты сверки, встречной проверки

Процедуры проверки по существу, аналитические процедуры

19/02 – 25/02

Аудитор, юрист, ассистент

 

5.Стоимостная оценка

Подтверждение отражения  в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства

Документация по переоценке, данные из СМИ

Аналитические процедуры

21/02 – 1/03

Руководитель ауд. группы, аудитор, ассистент

 

6.Точное измерение

Подтверждение точности отражения  суммы хозяйственной операции или  события с отнесением доходов  или расходов к соответствующему периоду времени

Внутренняя документация, ПБУ 5/2001, ПБУ 6/2001, ПБУ 15/2001

Процедуры проверки по существу, инспектирование

10/02 – 1/03

Аудиторы, ассистенты

 

7. Представление и раскрытие

Объяснение, классификация  и описание обязательства в соответствии с правилами его отражения  в финансовой (бухгалтерской) отчетности

Выписки банка, договора аренды, кредита, займа, учетные регистры акты сверки, встречной проверки

Аналитические процедуры, инспектирование

10/02 – 1/03

Аудиторы, ассистенты, руководитель ауд. Группы

 

 

3) помогают сконцентрировать  внимание аудитора на наиболее  важных моментах или на "узких  местах", что сокращает объем  проверок и, как следствие,  сроки их проведения, а также  влияет на размер аудиторских  гонораров; 4) дают возможность проверить  взаимоувязку показателей. В экономической литературе раскрываются лишь общие подходы к организации анализа дебиторской задолженности. Исследование анализа дебиторской задолженности в ходе аудита является малоизученной темой. Так, в работах В.В. Ковалева представлена общая схема контроля и анализа дебиторской задолженности, которая включает в себя несколько этапов. На первом этапе задается критический уровень дебиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке. На втором этапе из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из самых распространенных является n-процентный тест (так, при n = 10% проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например, по времени возникновения обязательства). На третьем этапе проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете суммы. На заключительном этапе оценивается существенность выявленных ошибок.

Информация о дебиторской  и кредиторской задолженности отражается в бухгалтерском балансе в  развернутом виде: счета расчетов, имеющие дебетовое сальдо, приводятся в активе, а кредитовое сальдо - в  пассиве.

 

 


Информация о работе Учет и аудит дебиторской и кредиторской задолженности предприятия