Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 08:14, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются вопросы учета и контроля затрат по центрам ответственности.
Целью исследования, проводимого в ходе написания курсовой работы, является: изучение организации учета и контроля издержек производства и продажи продукции по центрам ответственности согласно требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
• ознакомиться с понятием и классификацией центров ответственности;
• изучить подробнее учет издержек по центрам затрат, центрам прибыли, центрам инвестиции;
• рассмотреть применение трансфертных цен.
Объектом исследования в данной курсовой работе являются центры ответственности. Предмет исследования - организация, учет и контроль затрат по центрам ответственности.
В данной курсовой работе были использованы План счетов бухгалтерского учета, материалы справочно-правовой системы «Консультант Плюс», интернет-ресурсы, учебный материал.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка литературы.
В первой главе рассматриваются вопросы по учету и контролю затрат по центрам ответственности. В практической части решена задача.
Данная курсовая работа написана в объеме 29-ти страниц.
Введение 3
1.Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по центрам ответственности 5
1.1.Понятие и классификация центров ответственности 5
1.2.Учет по центрам затрат 7
1.3.Учет и отчетность по центрам прибыли 11
1.4.Отчет центра инвестиций 15
1.5.Трансфертные цены 17
1.6.Синтетический и аналитический учет затрат по центрам ответственности 19
2.Практическая часть 25
Заключение 28
Список литературы 29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Всероссийский
заочный финансово-
Филиал
в г. Барнауле
Факультет | Кафедра | |
«Учетно-статистический» | «Бухгалтерского учета, аудита и статистики» | |
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Бухгалтерский
управленческий учет»
на
тему: «Учет и контроль
издержек производства
и продаж
продукции по центрам ответственности»
Барнаул
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.Учет и контроль
издержек производства и
1.1.Понятие
и классификация центров
1.2.Учет по центрам затрат 7
1.3.Учет и отчетность по центрам прибыли 11
1.4.Отчет центра инвестиций 15
1.5.Трансфертные цены 17
1.6.Синтетический и аналитический учет затрат по центрам ответственности 19
2.Практическая часть 25
Заключение 28
Список литературы 29
Введение
Руководителям организаций для выработки и принятия управленческих решений необходима как общая информация по организации в целом, так и детализированная, по внутренним сегментам деятельности - центрам ответственности. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете назван учетом затрат по центрам ответственности.
Концепция
учета затрат по центрам ответственности
позволяет количественно
Концепцию
учета по центрам ответственности
впервые выдвинул американский ученый
Джон Хиггинс. Обосновывая необходимость
организации такой системы
В данной курсовой работе рассматриваются вопросы учета и контроля затрат по центрам ответственности.
Целью исследования, проводимого в ходе написания курсовой работы, является: изучение организации учета и контроля издержек производства и продажи продукции по центрам ответственности согласно требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
Объектом исследования в данной курсовой работе являются центры ответственности. Предмет исследования - организация, учет и контроль затрат по центрам ответственности.
В данной курсовой работе были использованы План счетов бухгалтерского учета, материалы справочно-правовой системы «Консультант Плюс», интернет-ресурсы, учебный материал.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка литературы.
В первой главе рассматриваются вопросы по учету и контролю затрат по центрам ответственности. В практической части решена задача.
Данная
курсовая работа написана в объеме
29-ти страниц.
1.
Учет и контроль издержек
1.1.
Понятие и классификация
Центр ответственности – это часть организации, выделяемая в учете для контроля за ее деятельностью.
В каждом центре ответственности осуществляются расходы и производится продукция (работы, услуги). Затраты каждого центра ответственности обязательно измеряются и контролируются менеджером центра или исполнителем. Однако произведенную продукцию, выполненную работу не всегда можно измерить в качестве дохода центра ответственности. Например, практически невозможно выразить в качестве дохода услуги, оказываемые бухгалтерией. Не все центры ответственности, соизмеряющие расходы и доходы, могут принимать решения по использованию полученной прибыли.[4,с.121]
Организация контроля и анализа по центрам ответственности направлена на выявление отклонений между плановыми и фактическими показателями по каждому центру, фиксирование отклонения во внутренней управленческой отчетности с организацией последующего анализа причин возникновения отклонений.[6]
По принципу возможности и целесообразности исчисления прибыли и ее использования центры ответственности подразделяются на три вида:
В центрах затрат контролируются, как правило, только их расходы. Их основной целью является минимизация затрат.
В центрах прибыли менеджер контролирует не только затраты, но и доходы. Сопоставлением доходов и расходов по центру определяют прибыль. Основной целью центра прибыли является получение максимально высокой прибыли.
Центры инвестиций контролируют не только затраты, доходы и прибыль, но и использование прибыли, в том числе инвестиции в собственные активы. Центрами инвестиций являются дочерние организации и другие достаточно самостоятельные части головной организации.
По принципу осуществления производственных функций можно выделить следующие центры ответственности: снабжения, производства, сбыта продукции, управления.
Центр ответственности за снабжение планирует, учитывает и контролирует закупки товарно-материальных ценностей, их хранение, затраты по закупке и хранению материальных ценностей, их отпуск в производство.
Центр
ответственности за производство планирует,
учитывает и контролирует затраты
на производство продукции, объем и
ассортимент выпускаемой
Центр ответственности по сбыту продукции (центры продаж) планирует, учитывает и контролирует затраты по продаже продукции (работ, услуг), объем и структуру проданной продукции, выручку от продажи, рентабельность проданной продукции и ее отдельных видов. Центр продаж иногда называют центром доходов.
Центр управления (служба главного технолога, бухгалтерия, служба управленческого учета и т.д.) планирует, учитывает и контролирует затраты на их функционирование и определяет эффективность своей деятельности.
Основа функционирования центров ответственности – сопоставление фактических затрат с расходами по смете. Смета является финансовым планом для каждого центра ответственности. При составлении смет во внимание принимаются, как правило, только затраты.
Система учета по центрам ответственности может быть эффективным средством управления затратами и прибылью, если будут обеспечены:
Таким
образом, организация учета и
контроля затрат по центрам ответственности
позволяет активно управлять
процессом формирования фактических
расходов, создает предпосылки для
повышения ответственности не только
за количественные, но и за качественные
показатели деятельности подразделений
предприятия. Характер разграничения
центров затрат зависит от специфики предприятия,
уровня организации производства, целей
контроля отдельных издержек. Чем выше
степень дифференциации центров издержек
на предприятии, тем лучше может быть контроль
за экономичностью производства и точнее
исчисление калькуляции себестоимости
продукции.[7]
1.2.
Учет по центрам затрат
Центр затрат – это любая единица деятельности организации, выделяемая в учете для осуществления контроля за затратами данной единицы. Предполагается, что в этой единице можно организовать нормирование, планирование, учет использованных ресурсов, оценку их использования и определить ответственного за расходы.
В качестве центра затрат может выступать организационная единица организации (бригада, участок, отделение, цех и др.) или же соответствующая организационная единица подразделяется на отдельные центры затрат. Основой выделения центров затрат является единство выполнения операций и функций и используемого оборудования.
Выбор центров затрат зависит от организационных и других особенностей организации, а также целей, поставленных ее руководством. Следует при этом учитывать, что с увеличением центров затрат эффективность контроля за затратами повышается с одновременным увеличением расходов на ведение учета с эффектом осуществления контроля за затратами по каждому центру затрат.
Определение центров затрат начинают с низшего уровня управления затратами – отдельных исполнителей. За каждым исполнителем закрепляют ответственность за те затраты, величина которых зависит от него.
После установления центров затрат первого уровня определяют центры затрат второго, третьего и последующих уровней. При этом центры затрат последующих уровней могут нести ответственность и за затраты центров предшествующих уровней.
По каждому центру затрат ответственность соответствующих руководителей или исполнителей устанавливается только по контролируемым ими расходам.
При отнесении расходов к контролируемым и неконтролируемым необходимо учитывать уровень управления и время осуществления расходов. Сущность влияния первого фактора заключается в том, что одни и те же расходы могут быть неконтролируемыми на одном уровне и контролируемыми – на другом. Например, заработная плата начальника цеха является неконтролируемой статьей расходов на уровне цеха, но она является контролируемой на уровне руководителя организации, утверждающего штатное расписание.
После выбора центров затрат по каждому из них составляют смету затрат. При этом в смету включают только те затраты, которые непосредственно контролируются исполнителем или другим ответственным за расходы.