Учет и организация безналичных расчетов в кредитных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:31, курсовая работа

Описание

Основную часть денежных расчетов (80-90%) составляет безналичный денежный расчет. Он возникает тогда, когда денежные расчеты производятся без непосредственного использования наличных денег, т.е. при перечислении денег по счетам кредитных учреждений или зачетах взаимных требований. Безналичный расчет используется в таких сферах хозяйственных отношений, как реализация продукции, работ и услуг; получение и возврат банковских кредитов; выплата и использование фактических доходов. Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот.

Содержание

Введение 3
1. Содержание и организация безналичных денежных расчетов 4
1.1. Сущность и значение безналичных расчетов 4
1.2. Принципы и законодательные основы организации безналичных расчетов 5
2 Формы безналичных расчетов 7
2. 1. Расчеты платежными поручениями 7
2.2. Расчеты платежными требованиями 8
2.3. Расчеты чеками 11
2.4. Расчеты аккредитивами 13
2.5. Расчеты пластиковыми картами 14
3 Учет безналичных расчетов 15
3.1. Пластиковые карты 15
3.2. Чеки 15
3.3. Аккредитивы 15
4. Проблемы организации и перспективы развития безналичного оборота 16
Заключение 19
Литература 20

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 55.42 Кб (Скачать документ)

В настоящее время  согласно указаниям ЦБР предусматривается  использование в расчетах только покрытых расчетных чеков. Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслуживающий его коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть

                                      -11-

проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается, руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.

Одновременно с  заявлением клиент представляет в банк платежное поручение на перечисление заявленной денежной суммы с его  расчетного счета на счет № 722 «Расчетные чеки» и только после депонирования  этих средств имеет право на получение  чеков.

Кроме того, работник банка должен под расписку проинформировать клиента о правилах пользования  чеками и предупредить об ответственности  за утраченные или похищенные чеки. Убыток, произошедший в результате утраты или похищения чеков, несет  сам чекодатель, если не будет доказано, что чек был оплачен по неосторожности или умыслу самого банка.

Вместе с чеками банк обязан выдать клиенту идентификационную  карточку (чековая карточка). Она  выдается в одном экземпляре независимо от количества чеков, и идентифицирует чекодателя по каждому выданному  им чеку.

Лицевая сторона  чековой карточки должна содержать  следующие данные:

* наименование банка  плательщика и его реквизиты;

* название «чековая  карточка» и ее номер;

* наименование чекодателя;

* образец подписи  чекодателя;

* номер лицевого  счета чекодателя.

На оборотной стороне  чековой карточки перечисляются  условия, при которых банк гарантирует  платеж по чекам:

* чек выписан на  сумму, не превышающую лимит  по нему;

* подпись чекодателя  в чеке и чековой карточке  идентична;

* номера счета  чекодателя в чеке и карточке  одинаковы;

* чек должен быть  предъявлен в банк в течение  10 дней со дня его выписки;

* чек должен быть  оплачен в полной сумме, на которую он выписан, без какой-либо комиссии. 

Перечисленные условия подписываются ответственным работником банка и удостоверяются печатью последнего.

Если клиент использовал  все расчетные чеки, чековая карточка должна быть возвращена в банк и подле­жит уничтожению. Карточка может быть оставлена предприятию в том случае, если предприятие заявило новую потребность в чеках, лимит одного чека при этом не изменился.

Документооборот при  расчетах чеками сводится в целом  к следующему. Чекодатель при приобретении товаров, работ, услуг выписывает расчетный  чек, проставляя в нем следующие данные:

* сумму платежа  (цифрами и прописью);

* наименование получателя  платежа; место выписки чека;

* дату совершения  платежа (при этом месяц указывается прописью).

                                      -12-

Выписанный чек  заверяется подписью чекодателя непосредственно  в момент совершения оплаты (вручения чека получателю платежа).

Убыток, произошедший в результате неправильной проверки чека, несет само предприятие, принявшее  чек: в оплату (поставщик). Представитель последнего расписывается на обороте чека и проставляет оттиск штампа. Далее поставщик как чекодержатель может предъявлять этот чек в свой банк для получения платежа. Срок предъявления чека в банк — 10 календарных дней (не считая дня выписки).

Чекодержатель сдает  чеки в банк при реестре в 4 экземплярах, который должен содержать полную информацию о чеках: номера чеков, счетов чекодателя и чекодержателя, а также обслуживающих их банков, сумму чеков. Реестр заверяется подписями двух первых лиц чекодержателя и печатью.

Главные территориальные управления ЦБР возлагают проведение операций по расчетам чеками внутри города на какой-либо один РКЦ. В этом РКЦ каждому коммерческому банку открывается отдельный счет на балансовом счете № 821.

При расчетах чеками списание средств РКЦ с банка  плательщика может производиться только при наличии у данного банка на счете № 821 достаточной суммы средств. Дебетовое сальдо по счетам РКЦ для проведения расчетов по чекам не допускается. 

2.4. Расчеты аккредитивами 

АККРЕДИТИВ —  это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных  в аккредитив­ном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.

Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в до­говоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту на­хождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

Аккредитивы могут открываться двух видов:

  • покрытые (депонированные)
  • непокрытые (гарантированные)

Покрытый аккредитив (депонированный) соответствует предварительному представлению в распоряжение банка-корреспондента покрытия в сумме аккредитива  на срок действия обязательств. В этом случае депонирование средств возможно также за счет ссуды покупателя в  своем банке. Отметим, что не предусмотрено  выставление 

аккредитива частично за счет собственных средств и  частично за счет банковской ссуды.

Непокрытый аккредитив (гарантированными), когда платежи поставщику гарантируют банки.

                                      -13-

 С предприятиями-плательщиками,  своевременно выполняющими обязательства  перед банками и поставщиками, могут заключаться договоры на открытие гарантированных аккредитивов.

Банк-эмитент в  таком случае предоставляетисполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика со своего корреспондентского счета.

Следует сказать, что  применение аккредитивов и в России может оказаться вполне перспективным  делом. По крайней мере, оно выглядит эффективнее по сравнению с предварительной  оплатой, которая превратилась по существу в преобладающую форму гарантии платежа. В то же время необходимо учитывать сложность и высокую  стоимость аккредитивной формы  расчетов. 

2.4. Расчеты пластиковыми картами 

Развитие электронной  техники позволило широко использовать безналичные расчеты в форме  пластиковых карточек, содержащих зашифрованную  информацию, позволяющую их владельцам осуществлять платежи и получать наличные деньги. Это значительно  облегчает взаиморасчеты и освобождает  человека от необходимости носить с  собой крупные суммы денег. До недавнего времени в России большими денежными средствами обладали только юридические лица, и банки были не заинтересованы в работе с частными вкладчиками. Но времена меняются, теперь деньги есть у многих, и банки  резко переориентировали направление  своей деятельности.

Самыми простыми в изготовлении и использовании  являются пластиковые карточки, а  как разновидность их – магнитная  карта. Это наиболее распространенные кредитные карточки. Банк гарантирует  открытие кредита владельцу карточки. Держатель карточки ежемесячно получает сообщение из компании, выдавшей кату. Там подводятся итоги расходов предыдущего  месяца. Оплата долга должны быть произведена  до конца месяца, в котором получено сообщение. С владельцев ежегодно взимается  взнос за карточку, некоторые виды карт являются бесплатными. Некоторые  магнитные карты используются как  «дебитные карты». Они применяются  по типу кредитных. Разница в том, что во время покупки плата взимается непосредственно со счета владельца в его банке.

Сейчас процесс развития в нашей стране пластиковых денег идет все более стремительными темпами. Но есть и проблемы. Во-первых, рядовому потребителю чисто психологически приятнее иметь туго набитый бумажник, а не пластиковую карточку.

Во-вторых, - и это  очень важно – предоставить гарантии своей будущей платежеспособности клиентам достаточно сложно. Именно поэтому  большинство карточек в России работает как дебитные и по ним нельзя получить в кредит. С учетом всего сказанного можно предположить, что пластиковые карточки являются самой перспективной формой безналичных расчетов. 

                                      -14- 

3.Учет безналичных расчетов

3.1. Пластиковые карты 

Одним из наиболее динамично  развивающихся направлений розничного бизнеса ТрансКредитБанка является выпуск и обслуживание банковских карт, а также предоставление услуг на их же основе.

Банк обладает статусом Принципиального члена в международных  платежных системах Visa International и MasterCard International, являются членом российской системы Юнион Кард, предлагает широкий спектр карт различных категорий – от массовых «электронных» до престижных золотых. Корпоративным Клиентам представляются карты категорий Business.

1.  Держателю пластиковой  карты выданы денежные средства:

Дт. – 42108(п), 42508(п), 42308(п), 42608(п)

Кт. – 20202(а) 

2.  На открытие  пластиковой карты зачислены  поступившие денежные средства:

Дт. – 40702(п), 30102(а), 20202(а)

Кт. – 42108(п), 42508(п), 42308(п), 42608(п) 

3.  С пластиковой  карты списывается сумма комиссии  для зачисления в доходы банка:

Дт. – 42108(п), 42508(п), 42308(п), 42608(п)

Кт. – 70107(п) 

3.2. Чеки 

1. С расчетного  счета клиента списаны денежные  средства на чековый счет:

Дт. – 40702(п)

Кт. – 40903(п) 

2. С чекового счета  клиента списаны денежные средства  в оплату предъявленного чека:

Дт. – 40903(п)

Кт. – 30102(а) 
 

3.3. Аккредитив

1. С расчетного  счета клиента для расчета  аккредитивом списаны денежные  средства поставщика:

Дт. – 40702(п)

Кт. – 30102(а)

                                      -15-

2. В банк поставщика  поступившая сумма  денежных  средств зачислена на счет  аккредитивов:

Дт. – 30102(а)

Кт. – 40901(п), 40902(п)

4.  Оплачен аккредитив  по заявлению клиента:

Дт. – 40702(п)

Кт. – 47409 

4.  Проблемы организации и перспективы развития безналичного оборота

В настоящее время  наиболее сложной стала проблема налаживания расчетно-платежной  системы  и проблема неплатежей в  экономике. Неплатежи являются одной  из причин увеличения дефицита бюджета.

За последние годы, однако, темпы роста неплатежей снизились. Если в 1997 г. суммарная просроченная задолженность росла достаточно высокими темпами (6,6% в месяц при  среднемесячном темпе инфляции 1,65%), то в 1999г. темп прироста составил 3,1% (что  меньше среднемесячного темпа инфляции). Стабилизация темпов роста неплатежей обусловлена прежде всего резко увеличившейся долей бартерных операций.  В январе-феврале 2000 г. произошло дальнейшее снижение темпов роста неплатежей (до 1% в среднем за месяц), прежде всего под воздействием частичного восстановления платежно-расчетной системы и относительно меньшего «денежного голода». [3] Экономика вошла в своего рода «равновесный», но нездоровый режим функционирования. В данных условиях совершенствование безналичных расчетов, разработка их норм и способов – одна из главных задач российской экономики.

Остановимся подробнее  на следующих проблемах: задержки расчетов банками, предприятиями, РКЦ; скорость совершения платежей; очередность платежей; проблемы вексельного обращения.

Задержки расчетов банками и РКЦ. С введением  расчетов банков через корсчета появляется много проблем: сбои и задержки расчетов в РКЦ, связанные в основном с  большим потоком бумажных носителей  с финансово-денежной информацией; нарушения в расчетах по вине самих  КБ.

Представив в банк платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки – лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, поступившим через РКЦ на счет предприятия

Информация о работе Учет и организация безналичных расчетов в кредитных организациях