Учет и отражение в финансовой отчетности основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:58, реферат

Описание

В условиях рыночной экономики задачами учета основных средств являются правильное и своевременное отражение поступле¬ния, выбытия и перемещения основных средств, контроль за их нали¬чием и сохранностью в местах эксплуатации; своевременное и точное исчисление износа основных средств и правильное его отражение в учете; определение затрат по ремонту и контроль за рациональным использованием средств, выделенных для этой цели; выявление неис¬пользуемых, лишних объектов основных средств; контроль за эффектив¬ностью использования, нахождение резервов повышения эффективности работы машин, оборудования, транспортных средств, других объектов, а также использования производственных площадей для увеличения вы¬пуска продукции; оперативное обеспечение необходимой информацией руководства предприятия о состоянии основных средств путем автоматизации учетно-вычислительных работ на базе средств вычисли-тельной техники.

Содержание

Введение 3
1. Цели и задачи учета основных средств 4
2. Первичный учет основных средств 5
3. Порядок аналитического и синтетического учета 7
4. Раскрытие в отчетности основных средств 15
Заключение 17
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Реферат_Учет и отражение в отчетности основных средств.docx

— 46.12 Кб (Скачать документ)

В условиях перехода к рыночной экономике можно  приобрести объект основных средств  в обмен (по бартеру) на товарно-материальные ценности.

При этом сумму  переданных товарно-материальных ценностей (без налога на добавленную стоимость) по предъявленным покупателям и  заказчикам товарным документам делается следующая запись на счетах бухгалтерского учета:

Дебет счета 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков».

Кредит счета 1330 «Товары».

Безвозмездно  полученные от других юридических и  физических лиц новые объекты  основных средств, не требующие монтажа (транспортные передвижные средства, строительные механизмы, сельскохозяйственные машины, рабочий скот и т.д.), в  результате субсидии исполнительных органов  власти в порядке спонсорской  помощи, соответственно после оформления актом приемки-передачи основных средств, включаются в состав основных средств  и отражаются в учете следующей  бухгалтерской записью:

Дебет счета 2410 «Основные средства»

Кредит соответствующих  счетов: 6230 «Доходы от государственных субсидий», 6280 «Прочие доходы».

Таким образом, во всех случаях поступление основных средств отражается на счете 2410 «Основные  средства».

При поступлении  основных средств составляется следующая  корреспонденция счетов (Таблица 1)

 

Таблица 1 - Корреспонденция счетов по поступлению основных средств

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приобретены основные средства у поставщиков

На договорную стоимость

на сумму НДС

 

2410

1420

 

3310

3310

Перемещение основных средств внутри предприятия (из цеха в цех)

2410

2410

Оприходованы основные средства, полученные безвозмездно (подаренные предприятию)

 

 

на балансовую стоимость

на сумму износа, начисленную  на день передачи

2410

2410

6280

2420

Оприходованы основные средства, внесенные  участниками в счет их вклада в  уставный капитал предприятия

2410

5020


 

Основные  средства учитываются по каждому  инвентарному объекту в суммах, округленных  до целых тенге.

Аналитический учет основных средств ведется в  инвентарных карточках ф.ОС-6,7, которые открыты на каждый инвентарный объект.

Инвентарную карточку заполняют на основании  актов на поступившие основные средства, технических паспортов и других документов. Основанием для отметок  о выбытии основных средств при передаче объекта основных средств другому субъекту, а также при перемещении объектов внутри предприятия  является Акт приемки – передачи (перемещения основных средств).

Заполненные инвентарные карточки регистрируются в Описях инвентарных карточек по учету основных средств (ф. ОС-10), которые  ведутся в одном экземпляре по каждой классификационной группе.

При поступлении  основных средств оформляются следующие  документы:

       1. Акт приемки - передачи ОС - 1

       2. Акт внутреннего перемещения  ОС - 2

       3. При приобретении за наличный  расчет - акт произвольной формы

Поступление основных средств оформляют Актом  приемки-передачи (перемещения) основных средств (ф.№ОС-1) применяется для  зачисления в состав основных средств  отдельных объектов; для оформления ввода их в эксплуатацию; для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного цеха в другой; для оформления передачи основных средств  со склада (из запаса) в эксплуатацию; для исключения из состава основных средств при передаче другому субъекту (вклады в уставный капитал, реализация, дарение).

При оформлении приемки основных средств акт  составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемочной комиссией, назначенной руководителем  объекта.

Составление общего акта, оформляющего приемку-передачу нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и  приняты в одном календарном  месяце.

Акт после  его оформления с приложенной  технической документацией, относящейся  к данному объекту, передается в  бухгалтерию, подписывается главным  бухгалтером и утверждается руководителем  предприятия.

Бухгалтерия закрепляет поступивший объект за материально-ответственным  лицом, открывает инвентарную карточку, присваивает объекту инвентарный номер, вносит объект в Инвентарный список (по месту нахождения и эксплуатации) и делает запись по оприходованию основных средств.

При оформлении внутреннего перемещения основных средств акт выписывается в двух экземплярах.

При реализации основных средств другому субъекту акт составляется в трех экземплярах: первые два остаются на предприятии (первый экземпляр прилагается к отчету об остатках и движении основных средств, а второй – к расчетно-платежным документам), третий экземпляр передается лицу, принимающему основные средства.

Каждый компонент объекта основных средств, первоначальная стоимость  которого значительна в сравнении  с совокупной себестоимостью объекта, в обязательном порядке должен амортизироваться отдельно.

Организация распределяет сумму, первоначально  признанную в отношении объекта  основных средств, на его существенные компоненты и отдельно амортизирует каждый такой компонент. Например, можно  отдельно амортизировать фюзеляж и  двигатели самолета, независимо от того, находится ли данный объект в  собственности или является предметом  финансовой аренды.

Срок полезной службы существенного  компонента объекта основных средств  и применяемый в отношении  него метод амортизации могут  быть точно такими же, как срок полезной службы и метод амортизации другого  существенного компонента того же самого объекта. Такие компоненты можно  объединять в группы при определении  величины амортизационного начисления.

Если организация отдельно амортизирует некоторые компоненты объекта основных средств, она должна отдельно амортизировать и остальную часть этого объекта. Остальная часть объекта состоит  из таких компонентов, которые по отдельности не имеют существенного  значения. Если организация имеет  неоднозначные ожидания в отношении  этих компонентов, может возникнуть необходимость в применении метода аппроксимации для амортизации  остальной части объекта таким  образом, чтобы точно отразить схему  потребления и/или срок полезной службы его компонентов.

Организация вправе отдельно амортизировать компоненты объекта, первоначальная стоимость  которых незначительна в сравнении  с себестоимостью объекта в целом.

Амортизационные начисления за каждый период должны признаваться в прибыли  или убытке, если только они не включаются в балансовую стоимость другого  актива.

Амортизационные начисления за период обычно признается в прибыли или  убытке. Но, иногда, заключенные в  активе экономические выгоды поглощаются  при производстве других активов. В  этом случае амортизационные начисления составляют часть первоначальной стоимости  другого актива и включаются в  его балансовую стоимость. Например, амортизация производственного оборудования включается в затраты по переработке товарно-материальных запасов (см. IAS 2). Аналогичным образом, амортизация основных средств, используемых в разработках, может включаться в первоначальную стоимость нематериального актива, которая признается согласно Международному стандарту IAS 38 «Нематериальные активы».

Амортизируемая стоимость актива в обязательном порядке должна на систематической основе распределяться на его срок полезной службы.

Ликвидационная стоимость и  срок полезной службы актива в обязательном порядке должны пересматриваться, по крайней мере, в конце каждого  финансового года, и, если текущие  ожидания отличаются от предыдущих оценок, эти изменения в обязательном порядке должны отражаться в учете  как изменение в расчетной  оценке, согласно Международному стандарту IAS 8 «Учетная политика, изменения в  расчетных оценках и ошибки».

Амортизация признается, даже если справедливая стоимость актива превышает его  балансовую стоимость, при условии, что ликвидационная стоимость актива не превышает его балансовую стоимость. Ремонт и обслуживание актива не исключают  необходимость его амортизации.

Амортизируемая стоимость актива определяется после вычитания его  ликвидационной стоимости. На практике, ликвидационная стоимость актива часто  бывает незначительной, и поэтому  не играет существенной роли при вычислении амортизируемой стоимости.

Ликвидационная стоимость актива может увеличиваться до суммы, равной или превышающей его балансовую стоимость. Если это происходит, то амортизационное начисление по данному  активу равно нулю, если только его  ликвидационная стоимость в последующем  не становится ниже его балансовой стоимости.

Срок полезной службы актива определяется с учетом предполагаемой полезности актива для организации. Политика организации  в вопросах управления активами может  предусматривать выбытие активов  по прошествии определенного времени или после потребления определенной части будущих экономических выгод, заключенных в активе. Таким образом, срок полезной службы актива может быть короче, чем срок его экономического использования. Оценка срока полезной службы актива является предметом профессионального суждения, основанного на опыте работы организации с аналогичными активами.

При ремонте основных средств составляется следующая корреспонденция счетов (Таблица 2)

 

Таблица 2 - Корреспонденция счетов при проведении ремонта основных средств

Содержание операции

Дебет

Кредит

Материалы отпущены на ремонт основных средств

8110

1310

Начислена заработная плата работникам, занятым ремонтом

8110

3350

Произведены отчисления от оплаты труда

8110

1430

Отнесена на расходы по ремонту  доля накладных расходов

8110

8410

Определены расходы по ремонту  основных средств ремонтного цеха

8310

8310

Затраты по ремонту основных средств списаны:

- на общие и административные  расходы

- на расходы по реализации

- цехам основного производства

- сторонним предприятиям  и организациям

 

7210

7110

8110

7010

 

8310

8310

8310

     8310


 

Стоимость объекта  основных средств, который выбывает или постоянно не используется для  производства продукции, выполнения работ  и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с  бухгалтерского учета.

Для определения  целесообразности (пригодности) дальнейшего  использования объекта основных средств, возможности и эффективности  его восстановления, а также для  оформления документации при выбытии  указанных объектов в организации  приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие  должностные лица, в том числе  главный бухгалтер (бухгалтер) и  лица, на которых возложена ответственность  за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.

Принятое  комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется  в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих  объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной  амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.

На основании  оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской  службе организации, в инвентарной  карточке производится отметка о  выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии  объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения.

Выбытие отдельных  частей, входящих в состав объекта  основных средств, имеющих разный срок полезного использования и учитываемых  как отдельные инвентарные объекты, оформляется и отражается в бухгалтерском  учете в порядке, изложенном выше в настоящем разделе.

Списание  стоимости объекта основных средств  отражается в бухгалтерском учете, как правило, на субсчете учета выбытия  основных средств, открываемом к  счету учета основных средств. При  этом в дебет указанного субсчета списывается первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета учета основных средств, а в кредит указанного субсчета - сумма начисленной амортизации за срок полезного использования в организации данного объекта в корреспонденции с дебетом счета учета амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта основных средств списывается с кредита субсчета учета выбытия основных средств в дебет счета прибылей и убытков в качестве операционных расходов.

Информация о работе Учет и отражение в финансовой отчетности основных средств