Учет материально-производственных запасов и их инвентаризация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 05:18, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов учета и инвентаризации материально-производственных запасов, а также действующих в настоящее время нормативных актов в сфере учета материально-производственных запасов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Роль материально-производственных запасов в производстве и задачи их учета………………………………………………………………………..5
Документальное оформление и учет поступления материалов…………8
Инвентаризация материалов, порядок ее проведения и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете……….…………..13
Совершенствование учета материалов с помощью ЭВМ………………20
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

       Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать все подписи лиц, совершивших ту или иную операцию, и коды соответствующих объектов учета. Контролировать соблюдение правил оформления движения материальных ресурсов должен главный бухгалтер и руководители соответствующих подразделений.

       Для выполнения производственной программы  организация определяет потребность  в материальных ресурсах и приобретает  или производит их. Сырье и материалы  поступают от поставщиков, подотчетных  лиц, закупивших материалы, от списания выбывающих основных средств.

На поставку материалов организация заключает  договоры с поставщиками, в которых  определяются права, обязанности и  ответственность сторон. 

       Контроль  за выполнением плана материально  – технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления материалов  возложен на службу снабжения. С этой целью в ней ведутся ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и т. д. Контроль за организацией этого учета осуществляет бухгалтерия.

       Порядок оформления поступления на предприятие  материалов:

       Поставщик одновременно с отгрузкой продукции  высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование, в 2-х экземплярах – один непосредственно покупателю, другой – через банк, товарно–транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и т. д. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию.

       В службе снабжения производят проверку соответствия ассортимента, объема, срока  поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В результате этой проверки на документе делают пометку о полном или частичном акцепте. Также, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. Для этих целей ведут журнал учета поступающих грузов, где указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса на розыск груза. В примечании делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

         Проверенные платежные требования  передают из службы снабжения  в бухгалтерию, а квитанции  транспортных организаций – экспедитору  для получения и доставки материалов.

       Экспедитор  принимает на станции или непосредственно у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе.  Если возникают сомнения в сохранности груза, экспедитор вправе потребовать от транспортной организации его проверку. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

       В этом случае если нарушение тары не обнаружено, то виновник недостачи – поставщик. Нарушение тары свидетельствует о том, что виновник – транспортная организация. После установления виновника составляется расчет претензий на недостачу и предъявляется виновной организации. Учет расчетов по претензиям ведется на счете 76/2 («Расчеты по претензиям»). Бухгалтерская проводка будет иметь вид:

       Д10 («Материалы»), 51 («Расчетные счета») К76/2 («Расчеты по претензиям») - Возмещение недостачи поставщиком

       Или

       Д51 («Расчетные счета») К76/2 («Расчеты по претензиям») - Возмещение недостачи транспортной организацией.

       Принятые  грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляются однострочными или многострочными приходными ордерами. Однострочный приходный ордер составляют только на определенный вид материала, в многострочный записывают все принятые материалы независимо от количества. Приходный ордер подписывается заведующим складом и экспедитором.

       Если  перевозку материалов осуществляют автомобильным транспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в 4-х экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй – для оприходования материалов получателем, третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку, четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя при отсутствии расхождений количества поступивших грузов с данными накладной. Если такое расхождение все же имеется, приемку материалов оформляют актом приемки материалов.

       На  данную операцию составляется проводка:

       Д10 («Материалы») К60 («Расчеты с поставщиками и подрядчиками»)

       Д19 («НДС по приобретенным ценностям») К60 («Расчеты с поставщиками и подрядчиками»)

       Д60 («Расчеты с поставщиками и подрядчиками») К51 («Расчетные счета»)

       Д68 («Расчеты по налогам и сборам») К19 («НДС по приобретенным ценностям»)

       Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств  и т.п., оформляют однострочными  или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в 2-х экземплярах. Один из них служит основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.

       Подотчетные лица приобретают материалы за наличные деньги. Товарный счет и акт (справка), подтверждающие стоимость приобретенных материалов составляются подотчетным лицом с участием других должностных лиц предприятия. В этих документах излагается содержание хозяйственной операции с указанием  даты, места покупки, количества, наименования и цены материалов. Подотчетное лицо отражает в акте также данные паспорта продавца товара. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.

       Материальные  ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы расходуются в единицах, отличных от тех, в которых они поступили, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

       Оприходование материалов без выписки приходного ордера возможно в случае отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Это сокращает количество первичных документов.

       Если  количество и качество прибывших  на склад материалов не соответствуют  данным счета поставщика, приемку  товара осуществляет комиссия, оформляя акт о приемке материалов, который  служит основанием для предъявления претензии поставщику. В состав комиссии входит представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

       Запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся на ее территории, учитываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку».

       Таким образом, для осуществления точного и полного отражения в системе бухгалтерского учета операций с материально-производственными запасами необходимо руководствоваться законодательными актами РФ, постановлениями Президента и правительства, нормативными документами и т.д. В системе материальных запасов предприятия часто встречаются нарушения и отклонения от действующих нормативных положений. Таким образом, бухгалтерский учет и аудит с материальными запасами являются жизненно необходимым предприятиям, ведущим свою деятельность. 

3. Инвентаризация материалов, порядок ее проведения и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете 

       Основными задачами инвентаризации являются:

       – установление фактического наличия хозяйственных ресурсов;

       – контроль за сохранностью материальных ценностей путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

       – выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;

       – проверка состояния складского хозяйства, условий хранения ценностей.

       Инвентаризация, документальное оформление снятия остатков фактического наличия, сличение их с данными бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь 05.12.1995 г. №54.

       Для проведения инвентаризации на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии на предприятии ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее.

       Персональный  состав постоянно действующей и  рабочих инвентаризационных комиссий имеет право формировать и  представлять руководителю предприятия  для утверждения главный бухгалтер.

       В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации предприятия, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (экономисты, инженеры, техники и др.). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита предприятия, независимых аудиторских организаций.

       Ответственность за проведение инвентаризации несут  руководитель и главный бухгалтер предприятия.

       Инвентаризации  материальных ценностей на предприятии необходимо проводить в сроки, оговоренные в планах контрольно-инвентаризационной работы и утвержденные руководителем.

       Инвентаризации, независимо от плановых проверок, проводят в обязательном порядке перед  составлением годового бухгалтерского отчета, но не ранее 1 октября отчетного года; при передаче имущества предприятия в аренду и продаже; при преобразовании предприятия; при смене материально ответственного лица; при установлении фактов хищения или злоупотребления и порчи товарно-материальных ценностей; в случае пожара или стихийных бедствий.

       В начале ревизии необходимо проверить наличие всех необходимых документов, подтверждающих ее проведение. В их число входят приказы или распоряжения, о проведении инвентаризации и составе инвентаризационной комиссии, материальные отчеты, инвентаризационные описи или акты инвентаризации ценностей, сличительные ведомости, письменные объяснения материально ответственных лиц по результатам инвентаризаций; протоколы, приказы и прочие документы по рассмотрению и утверждению результатов инвентаризаций.

       Результаты  инвентаризаций должны быть оформлены инвентаризационными описями, которые составляются по каждому местонахождению материальных ценностей и материально ответственному лицу. Никаких помарок и подчисток в описях не допускается. Исправление ошибок производится путем зачеркивания неправильных записей и проставлением над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и материально ответственными лицами.

       На  каждой странице инвентаризационной описи  указывают прописью число порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общий итог количества всех ценностей в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности учитываются. Такой подсчет исключает возможность внесения в опись каких-либо изменений или приписок. Каждая страница описи подписывается всеми членами комиссии и материально ответственным лицом. В конце описи комиссия записывает количество порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общий итог количества ценностей в натуральных показаниях на последней странице и по всей описи в целом.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов и их инвентаризация