Учет нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:45, курсовая работа

Описание

Нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов бухгалтерского учета, появившихся в ее теории и практике на этапе становления и развития рыночных отношений в России с 1992г.
Целью написания курсовой работы является изучение особенностей учёта нематериальных активов и определения путуй их совершенствования в ОАО «Вымпел».

Содержание

Введение
1. Порядок учета нематериальных активов
1.1.Характеристика нематериальных активов и задачи их учёта
1.2. Оценка нематериальных активов
1.3.Бухгалтерский учет нематериальных активов
2. Учёт и оценка нематериальных активов в ОАО «Вымпел»
2.1.Характиристика ОАО «Вымпел»
2.2.Организация учета нематериальных активов в ОАО «Вымпел»
2.3.Пути совершенствования учета нематериальных активов в ОАО «Вымпел»
Выводы и предложения
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

НМА 1.doc

— 333.00 Кб (Скачать документ)

налогооблагаемую  прибыль  и   должен  быть  показан  в  Справке  о  порядке

определения  данных,  отражаемых    по    строке   1   “Расчета   (налоговой

декларации)  налога от фактической прибыли.

    При списании в учете делаются следующие записи:

    Дебет 05  Кредит 04  -  списывается начисленная амортизация;

    Дебет 91  Кредит 04  -  списывается  остаточная    стоимость    объекта

без уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

    Дебет 99  Кредит 91  -  определяется финансовый результат - убыток.

    Организации могут передавать нематериальные активы в качестве вклада  в

уставный  капитал  другой организации. Их  стоимость  определяют  исходя  из

денежной  оценки, согласованной  учредителями  организации.

    Для  учета информации  о  наличии  и  движении  инвестиций  в  уставные

капиталы других организаций используется счет 58 “Финансовые вложения”.

    Дебет  58   Кредит  91/1    -    отражается    передача     вклада    в

согласованной оценке;

    Дебет  91/2  Кредит  04  -  списана  остаточная  стоимость   переданных

нематериальных активов;

    Дебет 05 Кредит 04 - списана начисленная амортизация;

    Дебет 91/3 Кредит 19 - списана сумма НДС;

    Дебет 91/9 Кредит 99 - отражен финансовый результат

    Эта прибыль подлежит налогооблажению в том налоговом периоде, в котором

была осуществлена передача объекта НМА.

    Если  же согласованная оценка передаваемого НМА меньше  его  остаточной

стоимости, то организация получит убыток:

    Дебет сч. 99  Кредит сч. 91/9

    Сумма  нанесенного  убытка  не  уменьшает налогооблагаемую прибыль.

    Согласно  п. 1  статьи  146  Налогового  кодекса  РФ,   передача   прав

собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается

    их реализацией и облагается НДС.

    Таким  образом, передающая сторона должна   составить  счет-фактуру  по

установленной форме и уплатить  в  бюджет  НДС  с  рыночной  стоимости  иму-

щества, передаваемого безвозмездно. Организация-получатель не  возмеща-   ет

из   бюджета  сумму  НДС,  указанную  в  счете-фактуре,  а  включает  ее   в

первоначальную стоимость материальных ценностей.

    В связи с тем, что цена реализации  при  безвозмездной  передаче  равна

нулю, она  всегда  будет  меньше  остаточной (балансовой) стоимости  объекта

НМА.  Поэтому   у   организации  всегда  будет  возникать  убыток  от  такой

передачи, даже при отсутствии возможных расходов, связанных с  безвозмездной

передачей объектов НМА.

    В  соответствии с п.  2.4  Инструкции   по   налогу  на  прибыль  №  62

отрицательный  результат   от   реализации   и   от  безвозмездной  передачи

нематериальных   активов    в    целях    налогооблажения    не    уменьшает

налогооблагаемую прибыль.

    Для целей  бухгалтерского  учета  расходы,  связанные  с  безвозмездной

передачей   объектов   НМА,  согласно     ПБУ   10/99[3]   относятся   к

операционным  расходам, отражаемым  по   строке   100  “Прочие  операционные

расходы” формы № 2 “Отчет о прибылях и убытках”.

    Для целей налогооблажения убытки от  безвозмездной  передачи  имущества

относятся к внереализационным расходам.

    Безвозмездная  передача  нематериальных  активов  отражается  в   учете

следующими проводками:

    Дебет 05   Кредит  04  -  списана  сумма  амортизации,  накопленная  по

выбывающему объекту;

    Дебет  91   Кредит  04   -    отнесена    на    операционные    расходы

остаточная стоимость выбывающего объекта  без  уменьшения   налогооблагаемой

базы по налогу на прибыль;

    Дебет 91  Кредит 68  субсчет  “Расчеты  по  НДС”  -  начислен  НДС   от

остаточной стоимости;

    Дебет 99  Кредит 91 - отражен убыток от безвозмездной передачи.

    Очень  часто  выбытие  нематериальных  активов происходит в связи с  их

реализацией.

    Продажа  НМА  осуществляется  на  основе  целого  ряда  договоров:   об

уступке прав, лицензионного договора, договора о ноу-хау и др.

    Продажная  цена  определяется  в  договоре. Реализация   НМА   подлежит

обложению  НДС,  т. е.  продажа  объектов   НМА   производится   по   ценам,

включающим НДС.  Полученная  от  покупателя  сумма  НДС  подлежит  уплате  в

бюджет.

    Финансовый  результат  от  реализации  НМА  определяется  как   разница

между продажной ценой и остаточной стоимостью объекта  без  учета  расходов,

связанных  с   продажей.  Таким  образом,  указанные  расходы  относятся  на

финансовые  результаты  организации,  но   не   уменьшают   налогооблагаемую

прибыль.

    Реализация  нематериальных  активов  отражается  в   учете   следующими

проводками:

    Дебет 62  Кредит 91 - отражена реализация объекта;

    Дебет 91  Кредит 68 субсчет “Расчеты по НДС” - начислен НДС;

    Дебет 05   Кредит  04  -  списана  сумма  амортизации,  накопленная  по

реализованному активу;

    Дебет 91  Кредит  04  -  списана   остаточная   стоимость,  выбывающего

объекта;

    Дебет 91  Кредит  99  -  отражен  финансовый  результат  от  реализации

актива.

    Общим  требованием  для  организации  учета   нематериальных    активов является  документальное  оформление   движения   объектов    нематериальных активов.

    Помимо  документа,  подтверждающего    существование   самого    актива (патент,   свидетельство,   лицензионный   договор  ...),  в   бухгалтерском учете каждый инвентарный объект нематериальных  активов  должен  оформляться соответствующей    первичной    документацией.   Эти    документы     служат первичными учетными документами, на основании которых ведется  бухгалтерский   учет.  Первичные   учетные   документы   принимаются  к  учету,  если  они составлены   по   форме,  содержащейся   в   альбомах  унифицированных  форм первичной учетной документации.

    Приказом  или  распоряжением   по   организации  необходимо  определить круг  лиц,   на   которых   возлагается   ответственность   за   сохранность документов,  удостоверяющих    право     организации    на    нематериальные активы,   и  определить   должностных  лиц,  которым   предоставлено   право подписи    документов    на    приобретение,    перемещение    и    списание нематериальных активов. Перечень  лиц,  имеющих   право   подписи первичных учетных документов, утверждает     руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

    В  соответствии  с  Положением  по  бухгалтерскому  учету  долгосрочных инвестиций нематериальные   активы  по  мере   создания  или   поступления   в организацию  и  окончания  работ по доведению их до  состояния,  в   котором они пригодны к использованию в запланированных  целях, следует  зачислять  в состав нематериальных активов на основании акта приемки.

    Акты оформляются по факту поступления (выбытия)  прав  интеллектуальной собственности, по    факту    создания      объектов     интеллектуальной собственности,  по  факту  получения   прав   на   использование    объектов интеллектуальной   собственности  на  основании  документов,  подтверждающих права организации в качестве  правообладателя и отражающих сущность сделок  и хозяйственных операций.

 

 

 

2. Организация учета и оценка нематериальных активов в ОАО «Вымпел»

                                  2.1. Характеристика ОАО «Вымпел»

    ОАО “Вымпел” г. Омск  является  акционерным обществом  открытого  типа.

Уставный  капитал  предприятия разделен на определенное число акций.

    Участники  акционерного   общества  (акционеры)  не   отвечают  по  его обязательствам   и   несут   риск   убытков,  связанных   с    деятельностью общества, в  пределах   стоимости   принадлежащих  им  акций.

  ОАО  “Вымпел” занимается   продажей  компьютеров,  комплектующих  к  ним,   оргтехники   и расходных материалов к ней, кондиционеров, телефонов  и  мини  АТС, а  также осуществляет  техническое  обслуживание, сборку,  установку  и   гарантирует ремонт данной техники.

    Численность работников предприятия составляет 92 человек.

    ОАО   “Вымпел”   является   автоматизированным    дилером    московской фирмы “Партия”.

    Организация ОАО “Вымпел” состоит из отделов:  отдела  продаж   техники, отдела  технического  обслуживания  сервиса, отдела маркетинга и  финансово-аналитического отдела. Каждый отдел   имеет  своего   руководителя,  которые являются партнерами по бизнесу, а также бухгалтера. Для организации бухгалтерского учета на предприятии "Вымпел" разработана учетная политика, в которую вносятся изменения в соответствии с внесением изменений в нормативную и законодательную базу по бухгалтерскому учету. Так на 2006-2007гг. действует приказ от 27.12.2003г.№ 37 «Об учетной политике организации». Согласно этого приказа предприятие ведет бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 129-97 ФЗ, положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08, утвержденным Приказом Минфина России № 60н от 09.12.1998 года, приказом Минюста России по Волгоградской области  №444 от 29 декабря 2001 года, в целях обеспечения целостности и достоверности бухгалтерского учета. Организация  бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» № 129 ФЗ от 21 ноября 1996 года и Налоговым кодексом РФ. Хозяйственные операции производимые на предприятии отражаются в бухгалтерских регистрах. Учетная политика организации предусматривает  срок хранения первичных документов – 5 лет.

В ОАО "Вымпел"  бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме в электронном виде, с использованием программы автоматизации бухгалтерского учета "1С: Предприятие 7.7"

    Нематериальные  активы на  рассматриваемом  предприятии  принимаются  к учету по первоначальной стоимости.

Экономические характеристики ОАО "Вымпел" представлены в таблицах 1,2,3.

Таблица 1.

Анализ финансового состояния

ОАО "Вымпел" за 2006-2008 годы

 

№п./п.

 

Показатель

Оптимальное значение

На

01.01.

2006г

На

01.01.

2007г.

На

01.01.

2008г.

Отклонение

2008(+,-)

К 01.01

2006г

К 01.01.

2007г

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Коэффициент автономии

>0,5

0,035

0,009

0,032

-0,003

+0,023

2

Коэффициент критической ликвидности (промежуточного покрытия)

 

 

0,7-1

 

 

0,326

 

 

0,344

 

 

0,428

 

 

+0,102

 

 

+0,084

 

 

 

3

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2-0,25

 

0,159

 

0,166

 

0,169

 

+0,01

 

+0,003

4

Коэффициент текущей ликвидности

>2

0,539

0,478

0,565

+0,026

+0,087

5

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

 

³0,1

 

0,559

 

0,776

 

0,517

 

-0,042

 

-0,259

6

.Коэффициент заемного капитала

< 0,5

0,97

1,01

1,03

+0,06

+0,02

7

Коэффициент маневренности

³0,2-0,5

9,916

30,297

10,981

+1,065

+19,316

Информация о работе Учет нематериальных активов