Учет нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание

С развитием рыночных отношений становится все более очевидным, что так называемые материальные активы не являются единственным фактором обеспечения доходности организации, и что существуют иные их виды, которые не имеют такого классического признака, как вещественная субстанция, но могут играть важнейшую роль в процессе получения предприятием прибыли.
Нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов бухгалтерского учета, появившихся в ее теории и практике на этапе становления и развития рыночных отношений в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……………….3
1. Понятие и виды нематериальных активов……………………………………4
2. Характеристика нематериальных активов.
Документальное оформление прав на нематериальные активы………………9
3. Оценка нематериальных активов…………………………………………….21
4. Амортизация нематериальных активов……………………………………..23
5. Документальное оформление движения нематериальных активов...……..26
6. Синтетический учет нематериальных активов………………...……………29
Заключение………………………………………………………….……………32
Список использованной литературы……………

Работа состоит из  1 файл

УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ2.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

Программа для  ЭВМ - объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

База данных - объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

Правообладатель всех имущественных  прав на программу для ЭВМ или  базу данных может по своему желанию  зарегистрировать программу для  ЭВМ или базу данных путем подачи заявки в Российское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.

Имущественные права  на программу для ЭВМ или базу данных могут быть переданы полностью  или частично другим физическим или  юридическим лицам по договору.

Договор заключается  в письменной форме и должен устанавливать  следующие существенные условия:

  • объем и способы использования программы для ЭВМ или базы данных;
  • порядок выплаты и размер вознаграждения;
  • срок действия договора.

Договор о полной уступке  всех имущественных прав на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных подлежит регистрации в Роспатенте.

Договоры о передаче имущественных прав на программу  для ЭВМ или базу данных могут  быть зарегистрированы в Роспатенте по соглашению сторон.

Российским агентством по патентам и товарным знакам Приказом от 31.12.98 № 245 утверждены Правила регистрации договоров на программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральных микросхем, которыми устанавливается порядок регистрации договоров о полной уступке всех имущественных прав и договоров о передаче имущественных прав на программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральных микросхем.

Топология интегральной микросхемы - это зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.

Имущественные права  на топологию могут быть переданы полностью или частично другим физическим или юридическим лицам по договору.

Договор заключается  в письменной форме и должен устанавливать  следующие существенные условия:

  • объем и способы использования топологии;
  • порядок выплаты и размер вознаграждения;
  • срок действия договора.

Договор о полной уступке  всех имущественных прав на зарегистрированную топологию подлежит регистрации в Роспатенте.

Договоры о передаче имущественных прав на топологию  могут быть зарегистрированы в Роспатенте по соглашению сторон.

Права на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняет «Патентный закон Российской Федерации» от 23.09.92 № 3517-1.

Объектом изобретения может быть устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, если он является новым, имеет изобретательский уровень, и промышленно применим. Авторство изобретения и исключительное право на его использование удостоверяет патент, который действует в течение двадцати лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство.

К полезной модели относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Полезная модель должна быть новой и промышленно применимой. Право на полезную модель удостоверяет свидетельство, которое действует в течение пяти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Действие свидетельства на полезную модель продлевается Патентным ведомством по ходатайству патентообладателя, по не более чем на три года.

К промышленному образцу относится художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Промышленный образец должен быть новым, оригинальным и промышленно применимым. Право на промышленный образец охраняет закон и подтверждает патент, который действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Действие патента па промышленный образец продлевается Патентным ведомством по ходатайству патентообладателя, но не более чем на пять лет.

С разрешения патентообладателя  права на использование охраняемого  объекта промышленной собственности  предоставляются другому лицу на основе лицензионного договора в объеме, предусмотренном договором.

По лицензионному договору:

  • правообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной собственности в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату);
  • лицензиат принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

Лицензия может быть исключительной либо неисключительной:

  • при исключительной лицензии лицензиату передается исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату;
  • при неисключительной лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и па предоставление лицензий третьим лицам.

Лицензионный договор  подлежит регистрации в Патентном  ведомстве и без регистрации  считается недействительным.

Отношения, возникающие  в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров регулируются Законом РФ от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Выдача свидетельства на товарный знак производится Патентным ведомством и действует в течение десяти лет.

Использованием товарного  знака считается применение его  на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке владельцем товарного знака или  лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.

Право на использование  товарного знака может быть предоставлено  владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному  договору. Лицензионный договор должен содержать условие о том, что  качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Договор об уступке товарного  знака и лицензионный договор  регистрируются в Патентном ведомстве. Без этой регистрации они считаются недействительными.

Наименование  места происхождения товара — это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами, либо природными условиями и людскими факторами одновременно.

Использованием наименования места происхождения товара считается  применение его на товаре, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот. Так, в качестве примера наименования места происхождения товара, используемого для обозначения товара, можно привести, в частности, минеральную воду «Нарзан», «Боржоми», «Ессентуки», коньяк «Кизляр», вино «Новый свет» и т.д. Приобретая данную продукцию, потребитель рассчитывает на то, что местом происхождения, к примеру, коньяка «Кизляр» является именно г. Кизляр, а не иной географический объект.

В то же время обозначения  географических объектов, ставшие со временем видовыми (то есть обозначающие товар определенного вида) в результате их многократного и неконтролируемого  использования, в качестве наименования места происхождения товара признаны быть не могут (п. 2 ст. 30 Закона РФ от 23.09.92 № 3520-1). Например, не могут быть признаны в качестве наименования места происхождения товара географические объекты в таких товарах, как «Вологодское масло», «Краковская колбаса», «Грильяж восточный», «Булка французская», водка «Московская» и пр. Это объясняется тем, что в данном случае указанный товар в представлении потребителя ассоциируется уже не с географическим местом, обозначенным в названии товара, а с определенной рецептурой, по которой этот товар изготовлен.

Наименование места  происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими  юридическими или физическим» лицами. Закон допускает регистрацию  права на использование наименования места происхождения товара несколькими субъектами одновременно при условии, что последние находятся в том же географическом объекте и производят товар с теми же свойствами. Из этого следует, что наименование места происхождения товара не является объектом исключительного права отдельного лица и может быть предоставлено любому другому лицу. Важно отметить, что регистрация наименования места происхождения товара действует бессрочно. Лицо, зарегистрировавшее наименование места происхождения товара, получает право пользования им, если производимый данным лицом товар отвечает требованиям, установленным пунктом 1 статьи 30 Закона № 3520-1. То есть право на использование наименования места происхождения товара возникает в отношении не любого товара, производимого лицом, а только в отношении того, который обладает особыми свойствами.

Регистрация и предоставление права пользования наименованием  места происхождения товара осуществляются на основании подаваемой соискателем  заявки. Она подается в Патентное  ведомство заявителем либо через  патентного поверенного (п. 2 ст. 8, ст. 32 Закона № 3520-1). Заявка должна содержать:

  • заявление о регистрации и предоставлении права пользования наименованием места происхождения товара или о предоставлении права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара с указанием заявителя (заявителей), а также его (их) местонахождения или местожительства;
  • заявляемое обозначение;
  • вид товара, для обозначения которого испрашивается регистрация и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, с указанием места его производства (границ географического объекта);
  • описание особых свойств товара.

Кроме того, к заявке в  обязательном порядке прилагаются:

  • заключение компетентного органа о том, что заявитель находится в указанном географическом объекте и производит товар, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно;
  • документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере.

По результатам экспертизы Патентное ведомство принимает  решение о регистрации наименования места происхождения товара и предоставлении права пользования им или об отказе в регистрации наименования места происхождения товара и предоставлении права пользования им, либо решение о предоставлении права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара или об отказе в предоставлении права пользования им.

На основании решения  экспертизы Патентное ведомство  производит регистрацию наименования места происхождения товара в  Государственном реестре наименований мест происхождения товаров РФ и  выдачу свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, которое действует в течение десяти лет. Срок действия свидетельства может продлеваться каждый раз на десять лет.

Обладатель свидетельства  не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.

Фирменное наименование коммерческой организации регистрируется вместе с самой организацией в составе ее учредительных документов. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования на вывесках, бланках, упаковке, в рекламе, при заключении сделок и любым иным, не запрещенным законом способом.

Фирменное наименование, будучи средством индивидуализации его обладателя и являясь объектом исключительного права, может быть использовано только с согласия правообладателя. Частным случаем такого использования является договор коммерческой концессии (франчайзинга), предусмотренный статьей 1027 Гражданского кодекса РФ.

Франчайзинг (англ, franchising) основан на том, что один предприниматель за вознаграждение предоставляет другому предпринимателю:

  • право использовать свои средства индивидуализации - фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания;
  • передает ему охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау);
  • оказывает постоянное консультационное содействие в организации бизнеса.

Информация о работе Учет нематериальных активов