Учет операций по расчетному счету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание

Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:

- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;

- оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;

- контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;

- контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;

- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

Работа состоит из  1 файл

Учёт операций по расчётному счёту.docx

— 31.40 Кб (Скачать документ)

 

Введение 

     Хозяйственные связи – необходимое условие  деятельности предприятий, так как  они обеспечивают бесперебойность  снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность  отгрузки и реализации продукции. Оформляются  и закрепляются хозяйственные связи  договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком  товарно-материальных ценностей, работ  или услуг, а другое – их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.

     Четкая  организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости  оборотных средств и своевременное  поступление денежных средств.

     У предприятия возникают взаимоотношения  с персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой  расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения  и другими организациями и  лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.

     Между предприятиями, учреждениями и организациями  большинство расчетов производятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие).

     Банком  являются учреждения, созданные для  привлечения денежных средств предприятий и размещения их на условиях возвратности, платности и срочности. Банк является юридическим лицом.

     Кредитные отношения банков с предприятиями  оформляются кредитными договорами. Их цель – повышение эффективности  использования кредитных ресурсов и усиление воздействия кредитного механизма на конечные результаты работы предприятий.

     Основными задачами учета денежных средств  и расчетов являются:

     - своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;

     - оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;

     - контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;

     - контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;

     - контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

     - своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности. 

 

      Глава 1. Порядок открытия расчетного счета 

     Денежные  средства как собственные, так и  заемные, за исключением переходящих  остатков денег в кассе, организации  обязаны хранить на счетах в банке.

     Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п.

     К нетоварным операциям относят расчеты  с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями  и т.п.

     В зависимости от местонахождения  поставщика и покупателя безналичные  расчеты разделяются на иногородние  и одногородние (местные).

     Иногородними  называют расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, находящимися в разных населенных пунктах, а одногородними – расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населенном пункте.

     Предприятия могут открывать в банках расчетные  и текущие счета.

     Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня.

     Текущие счета открываются во всех случаях, когда происходит обособление каких-либо операций. К текущим счетам относятся: валютные, ссудные, счета по операциям  со средств целевого назначения, счета, обусловленные особенностями расчетов, и т.п.

     Корреспондентский счет – счет, на котором отражаются расчеты, произведенные банком по поручению и за счет другого банка на основе заключенного корреспондентского договора.

     Предприятие вправе открыть расчетный счет в  любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и  кассовых операций.

     Для открытия расчетного счета предприятие  представляет в банк следующие документы:

     - заявление на открытие счета;

     - временное свидетельство о регистрации с последующей заменой на постоянное;

     - копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально;

     - два экземпляра банковских карточек с образцами подписей и оттиском печати, заверенные нотариально.

     - справка о постановке на учет в налоговой инспекции и в Пенсионном фонде и др. (фонд занятости, статорганы).

     После открытия расчетного счета для получения  постоянного свидетельства о  регистрации необходимо представить  справку из банка о внесении половины зарегистрированного уставного  капитала. Банк имеет право выдать такой документ после внесения предприятием половины (50%) уставного капитала на расчетный счет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Движение средств по расчетному счету 

     На  расчетном счете сосредоточиваются  свободные денежные средства и поступления  за реализованную продукцию, выполненные  работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

     С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия - владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).

     При расчетах между предприятиями, банками  и государством применяется календарная  система расчетов. Это значит, что  все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и  выплату заработной платы, производятся в порядке календарной очередности, т.е. в порядке их поступления  в банк.

     Безналичные расчеты производятся при соблюдении следующих условий:

     - банк хранит денежные средства предприятий на счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договорами;

     - средства со счетов предприятий списываются по распоряжению владельца счетов;

     - без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом;

     - при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная отчетность), если иное не предусмотрено законом

     Формы расчетов между плательщиком и получателем  средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями).

       Взаимные претензии по расчетам  между плательщиком и получателем  средств рассматриваются сторонами  в установленном порядке без  участия банковских учреждений.

     В случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных законом.

     Ограничение прав клиента на распоряжение денежными  средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения  ареста на денежные средства находящиеся  на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных  законом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Документальное оформление операций по расчетному счету 

     Прием и выдача денег или безналичные  перечисления производятся банком на основании документов специальной  формы, утвержденной им же. Из них наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, чек (денежный), платежное поручение, расчетный чек, платежное требование – поручение.

     Расчетные документы должны соответствовать  требованиям установленных стандартов и содержать:

     - наименование расчетного документа;

     - номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;

     - номер и наименование банка плательщика;

         - наименование плательщика, номер его счета в банке и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). (ИНН указывается перед наименованием плательщика);

     - наименование получателя средств, номер его счета в банке, идентификационный номер налогоплательщика. Наименование банка-получателя (в чеке не указывается), номер банка получателя средств;

     - назначение платежа (в чеке не указывается);

     - сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;

     - подписи предприятия на первом экземпляре расчетного документа независимо от способа его изготовления, на первом экземпляре документа проставляется также оттиск печати.

     Расчетные документы принимаются банком к  исполнению при наличии подписей должностных лиц, имеющих право  подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.

     Расчетные документы по операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями  от имени юридического лица, подписываются  лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.

     Платежные поручения представляют собой распоряжение организации, даваемое банку, на перечисление соответствующей суммы с ее расчетного счета на расчетный счет поставщика, финансового органа или другой организации. Платежные поручения могут быть местными (когда счета получателя и плательщика находятся в одном банке), одногородними

     (когда  они находятся в одном городе, но в разных банках) и иногородними (когда плательщик и получатель  находятся в разных городах). Иногородние  платежные поручения бывают почтовыми  и телеграфными.

     Разновидностью  платежных поручений являются платежные  требования – поручения. Они содержат требование поставщика покупателю оплатить полученные товары и услуги согласно направленным в банк плательщика  расчетным и отгрузочным документам.

     Аккредитивная форма расчетов применяется в  двух случаях: когда она установлена  договором, и когда поставщик  переводит покупателя на эту форму  расчетов в соответствии с положениями  о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

     Особенность аккредитивной формы расчетов состоит  в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Информация о работе Учет операций по расчетному счету