Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:56, курсовая работа
Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:
- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
- оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
- контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
- контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
Введение
Хозяйственные
связи – необходимое условие
деятельности предприятий, так как
они обеспечивают бесперебойность
снабжения, непрерывность процесса
производства и своевременность
отгрузки и реализации продукции. Оформляются
и закрепляются хозяйственные связи
договорами, согласно которым одно
предприятие выступает
Четкая
организация расчетов между поставщиками
и покупателями оказывает непосредственное
влияние на ускорение оборачиваемости
оборотных средств и
У
предприятия возникают
Между предприятиями, учреждениями и организациями большинство расчетов производятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие).
Банком являются учреждения, созданные для привлечения денежных средств предприятий и размещения их на условиях возвратности, платности и срочности. Банк является юридическим лицом.
Кредитные отношения банков с предприятиями оформляются кредитными договорами. Их цель – повышение эффективности использования кредитных ресурсов и усиление воздействия кредитного механизма на конечные результаты работы предприятий.
Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:
- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
- оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
- контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
- контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
-
своевременная выверка расчетов с дебиторами
и кредиторами для исключения просроченной
задолженности.
Глава 1. Порядок открытия
расчетного счета
Денежные средства как собственные, так и заемные, за исключением переходящих остатков денег в кассе, организации обязаны хранить на счетах в банке.
Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п.
К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п.
В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяются на иногородние и одногородние (местные).
Иногородними называют расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, находящимися в разных населенных пунктах, а одногородними – расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населенном пункте.
Предприятия могут открывать в банках расчетные и текущие счета.
Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня.
Текущие
счета открываются во всех случаях,
когда происходит обособление каких-либо
операций. К текущим счетам относятся:
валютные, ссудные, счета по операциям
со средств целевого назначения, счета,
обусловленные особенностями
Корреспондентский счет – счет, на котором отражаются расчеты, произведенные банком по поручению и за счет другого банка на основе заключенного корреспондентского договора.
Предприятие вправе открыть расчетный счет в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
Для открытия расчетного счета предприятие представляет в банк следующие документы:
- заявление на открытие счета;
- временное свидетельство о регистрации с последующей заменой на постоянное;
- копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально;
- два экземпляра банковских карточек с образцами подписей и оттиском печати, заверенные нотариально.
- справка о постановке на учет в налоговой инспекции и в Пенсионном фонде и др. (фонд занятости, статорганы).
После
открытия расчетного счета для получения
постоянного свидетельства о
регистрации необходимо представить
справку из банка о внесении половины
зарегистрированного уставного
капитала. Банк имеет право выдать такой
документ после внесения предприятием
половины (50%) уставного капитала на расчетный
счет.
Глава
2. Движение средств
по расчетному счету
На
расчетном счете
С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия - владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).
При
расчетах между предприятиями, банками
и государством применяется календарная
система расчетов. Это значит, что
все платежи с расчетного счета,
включая отчисления в бюджет и
выплату заработной платы, производятся
в порядке календарной
Безналичные расчеты производятся при соблюдении следующих условий:
- банк хранит денежные средства предприятий на счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договорами;
- средства со счетов предприятий списываются по распоряжению владельца счетов;
- без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом;
- при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная отчетность), если иное не предусмотрено законом
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями).
Взаимные претензии по
В случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных законом.
Ограничение
прав клиента на распоряжение денежными
средствами, находящимися на счете, не
допускается, за исключением наложения
ареста на денежные средства находящиеся
на счете, или приостановления операций
по счету в случаях, предусмотренных
законом.
Глава
3. Документальное оформление
операций по расчетному
счету
Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальной формы, утвержденной им же. Из них наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, чек (денежный), платежное поручение, расчетный чек, платежное требование – поручение.
Расчетные
документы должны соответствовать
требованиям установленных
- наименование расчетного документа;
- номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
- номер и наименование банка плательщика;
- наименование плательщика, номер его счета в банке и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). (ИНН указывается перед наименованием плательщика);
- наименование получателя средств, номер его счета в банке, идентификационный номер налогоплательщика. Наименование банка-получателя (в чеке не указывается), номер банка получателя средств;
- назначение платежа (в чеке не указывается);
- сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;
- подписи предприятия на первом экземпляре расчетного документа независимо от способа его изготовления, на первом экземпляре документа проставляется также оттиск печати.
Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии подписей должностных лиц, имеющих право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.
Расчетные документы по операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.
Платежные поручения представляют собой распоряжение организации, даваемое банку, на перечисление соответствующей суммы с ее расчетного счета на расчетный счет поставщика, финансового органа или другой организации. Платежные поручения могут быть местными (когда счета получателя и плательщика находятся в одном банке), одногородними
(когда
они находятся в одном городе,
но в разных банках) и иногородними
(когда плательщик и
Разновидностью
платежных поручений являются платежные
требования – поручения. Они содержат
требование поставщика покупателю оплатить
полученные товары и услуги согласно
направленным в банк плательщика
расчетным и отгрузочным
Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установлена договором, и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.