Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 00:34, курсовая работа

Описание

Цель работы -изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства, проанализировать деятельность действующего предприятия, пользуясь документами бухгалтерии и первичными документами по оформлению движения основных средств и разработать мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств для их практического применения экономическим субъектом, в качестве которого выступает ОАО «АТЭК».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить классификацию основных средств
2. рассмотреть информационную базу учета движения основных средств
3. осуществить проверку правильности документального оформления и своевременного отражения в учетных регистрах поступления основных средств
4. предложить мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «АТЭК»…………...5
1.1 Технико-экономическая характеристика организации………………….5
1.2 Организация бухгалтерского учета……………………………………….8
2 Методическое обеспечение бухгалтерского учета основных средств в
ОАО «АТЭК»…………………………………………………………………..13
2.1 Документальное оформление и аналитический учет основных
средств…………………………………………………………………….13
2.2 Синтетический учет основных средств…………………………………17
2.3 Проведение инвентаризации и отражение в учете ее результатов…...20
3 Предложения по совершенствованию бухгалтерского учета основных
средств в организации………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

курсовик бух учет.docx

— 59.00 Кб (Скачать документ)

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит 60(71) «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» («Расчеты с подотчетными лицами») учтен НДС, предъявленный поставщиком:

Дебет 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

переданы книги в пользование:

Дебет 01 «Основные средства»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы»

списана стоимость при передаче в использование:

Дебет 26(44) «Общехозяйственные расходы» («Расходы на продажу»)

Кредит 01«Основные средства»

Выбор варианта отражения  книг, брошюр на счета бухгалтерского учета не окажет влияния на показатели бухгалтерской отчетности и величину налогов, но от данного выбора зависит какие формы первичных документов будут заполняться: документы, отражающие движение основных средств или документы, отражающие движение инвентаря.

 

2.2 Синтетический учет основных средств

 

Синтетический учет наличия  и движения основных средств, принадлежащих  предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:

01 «Основные средства» (активный);

02 «Амортизация основных средств» (пассивный);

91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный).

Счет 01 «Основные средства»  предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих  организации на правах собственности  основных средств, находящихся в  эксплуатации, запасе, на консервации  или сданных в текущую аренду.

Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в  уставный капитал, оформляют бухгалтерскими записями:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями»

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Основные средства, приобретенные  за плату у других организаций  и лиц, а также созданные в  самой организации, отражают по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Безвозмездные принятые основные средства приходуют по дебету счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления». Стоимость безвозмездно полученных основных средств по мере начисления амортизации по ним списывается с субсчета 2 «Безвозмездные поступления» счета 98 в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Следовательно, по безвозмездно принятым основным средствам составляются следующие бухгалтерские записи:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит 98 «Доходы будущих  периодов» и др. счетов - на первоначальную стоимость

Дебет 01 «Основные средства»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы» - на первоначальную стоимость

Дебет счетов учета затрат (25, 26 и др.)

Кредит 02 «Амортизация основных средств» - ежемесячно на сумму амортизации

Дебет 98 «Доходы будущих периодов»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» - ежемесячно на сумму амортизации .

При выбытии основных средств  накопленная амортизация по объекту  списывается в уменьшение его  первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют счет 01 «Основные средства».

При выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту - все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.).

Таким образом, на счете 91 «Прочие  доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат  списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

При продаже основных средств  их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или. 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным средствам - в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также НДС по основным средствам (с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам») и расходы по продаже основных средств с кредита счета 23 «Вспомогательные производства» и др.

При безвозмездной передаче основных средств их остаточную стоимость  списывают с кредита счета 01 «Основные  средства» в дебет счета 91 «Прочие  доходы и расходы», а сумму амортизации - с кредита счета 01 в дебет  счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке  по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с кредита  соответствующих расчетных и  других счетов. Финансовый результат  от безвозмездной передачи основных средств списывают со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

Основные средства, переданные в счет вклада в уставный капитал (фонд) других организаций и в  счет вклада в общее имущество  по договору простого товарищества, списывают  по остаточной стоимости в дебет  счета 58 «Финансовые вложения» с  кредита счета 01 «Основные средства», а сумму амортизации по переданным основным средствам - с кредита счета 01 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.

Разница между согласованной  оценкой вклада (которая должна быть отражена по счету 58) и остаточной стоимостью основных средств отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в  качестве операционного дохода или  расхода. При этом если согласованная  оценка превышает остаточную стоимость  основных средств, то на сумму разницы  дебетуют счет 58 и кредитуют счет 91. Если согласованная оценка ниже остаточной стоимости, то разницу отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 58.

По окончании отчетного  периода (месяца, квартала) определяют разность между дебетовыми и кредитовыми  оборотами по каждому субсчету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и  списывают ее на счет 99 «Прибыли и  убытки». Превышение дебетового оборота  над кредитовым отражают по дебету счета 99 и кредиту счета 91, а превышение кредитового оборота над дебетовым - по дебету счета 91 и кредиту счета 99.

Выявленные по инвентаризации неучтенные основные средства подлежат оприходованию по дебету счета 01 «Основные  средства» с кредита счета 91 «Прочие  доходы и расходы» с последующим  установлением причин возникновения  излишка и виновных лиц (у бюджетных  организаций излишки относят  на увеличение финансирования или фондов).

Для учета выбытия основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносят стоимость выбывшего объекта, а в кредит - сумму накопленной амортизации. Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

 

 

2.3 Проведение инвентаризации и отражение в учете ее результатов

С целью проверки полноты  и достоверности бухгалтерских  данных по основным средствам, соответствия записей бухгалтерского учета реальному  положению дел регулярно производится инвентаризация основных средств, в  ходе которой производится их физический пересчет (проверка их наличия и  состояния), данные инвентарных карточек или записи в инвентарной книге  суммарно сверяются с данными  синтетического учета, проверяются  учетные записи по движению основных средств и начислению по ним амортизации, проверяется соответствие учетной оценки объектов требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету и внутренних нормативных документов организации, анализируются события в жизни организации для выявления объектов основных средств, подлежащих отражению в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, либо подлежащие списанию с бухгалтерского учета.

Порядок проведения инвентаризации основных средств и оформления ее результатов установлен Методическими  указаниями по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утвержденными  Минфином России от 13.06.95 №49.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель.

Однако есть случаи, когда  проведение инвентаризации обязательно. Согласно п. 2 ст. 12 ФЗ она должна проводиться:

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- если были выявлены  факты хищения основных средств;

- если основные средства  были частично или полностью  уничтожены из-за стихийного бедствия, пожара, других чрезвычайных ситуаций.

Инвентаризацию проводит специальная комиссия, назначенная  приказом руководителя. В состав комиссии, как правило, включают представителей администрации предприятия, работников бухгалтерии и других специалистов, способных оценить состояние  основных средств (например, инженеров, техников и т.д.).

До начала инвентаризации проверяются: наличие и состояние  инвентарных карточек, инвентарных  книг, описей и других регистров  аналитического учета, технических  паспортов или иной технической  документации; наличие документов на основные средства, сданные или принятые организациям в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические  или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, которые в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или по ним указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Неучтенные объекты, выявленные инвентаризацией, оцениваются по рыночным ценам, а износ определяют по фактическому техническому состоянию объектов с  оформлением сведений об оценке и  износе соответствующими актами. В  случае, когда отдельные выявленные объекты основных средств неправильно  числятся в составе малоценных и  быстроизнашивающихся предметов, их переводят  в состав основных средств путем  внесения в инвентаризационную опись.

Основные средства вносятся в инвентаризационные описи по наименованиям  в соответствии с основным назначением  объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его  основное назначение, то он вносится в  опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работа капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых  помещений и др.) или частичная  ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или  снижения балансовой стоимости объекта  и привести в описи данные о производственных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально  с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, году выпуска, назначению, мощности. Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации  и учитываемые на типовой инвентарной  карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием  количества этих предметов.

На основные средства, не подлежащие восстановлению, комиссия составляет отдельную опись с  указанием времени ввода в  эксплуатацию и причин, приведших  их к непригодности (порча, полный физический износ и т.п.).На основные средства, принятые в аренду, опись составляется отдельно, они составляются отдельно по каждому арендодателю. В ней, кроме общих сведений, указывают арендодателя и срок аренды. Один экземпляр инвентаризационной описи высылают в адрес арендодателя. Объекты, сданные в аренду, вносятся в отдельную инвентаризационную опись после уточнения с арендатором. После оформления в установленном порядке опись передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости.

Если при инвентаризации выявлены недостачи или неучтенные основные средства, комиссия должна потребовать  от материально ответственного лица письменное объяснение, которое позволит установить порядок регулирования  расхождений данных инвентаризации и бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации отражают в описи  основных средств (форма № ИНВ-1). Если же данные описи или акта отличаются от данных бухгалтерского учета (например, выявлены недостачи или излишки механизмов и оборудования), бухгалтер составляет сличительную ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма № ИНВ-18) .

Информация о работе Учет основных средств