Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 23:07, курсовая работа

Описание

Как известно, хозяйственная деятельность промышленного предприятия складывается из трех непрерывных, взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжение (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов) производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства. Следовательно, важнейшие объекты бухгалтерского учета на промышленном предприятии - основные и оборотные средства в их движении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Теоретические основы и нормативно-правовая база бухгалтерского учета основных средств. 5

. Определение, классификация, оценка основных средств 5
. Учетная политика по учету основных средств 9
2. Документальное оформление и учет движения основных средств 16

2.1. Документы по оформлению движения основных средств 16

2.2. Учет поступления основных средств 21

2.3. Аналитический учет основных средств 26

2.4. Учет выбытия основных средств 27

2.5. Учет аренды основных средств 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

учет основных средств.docx

— 84.92 Кб (Скачать документ)
 

       Приобретение  основных средств  подотчетным лицом. 

       Подотчетное лицо правомочно приобрести основные средства за наличные деньги у юридических . Приобретенный у юридического лица объект отражается обычным порядком (дебет счетов 08, 19, кредит счета 60) с оплатой платежного требования-поручения поставщика через подотчетных лиц (дебет счета 60, кредит счета 71). 

       Приобретение  основных средств  у физического  лица. 

       Основные  средства приобретают у физических лиц на основании договора купли-продажи, который необходимо заключить в письменной форме. Здесь есть одна особенность: продавец может быть зарегистрирован как предприниматель (иметь свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя) и плательщик подоходного налога или не быть предпринимателем и выступать как частное лицо. В первом случае предприятие выплачивает по расходному кассовому ордеру требуемую сумму за приобретенные основные средства (дебет счета 08, кредит счета 50), а во втором ему будет выплачена сумма за минусом удержанного с нем подоходного налога в установленном размере, о чем сообщают в налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия (о выплаченных гражданам суммах и удержанных с них налогах) по установленной форме не реже одного раза в квартал в срок, согласованный с налоговой инспекцией. 

       2.3. Аналитический учет  основных средств. 

       Аналитический учет основных средств на предприятии  ведется в бухгалтерии по классификационным группам, а внутри групп по инвентарным объектам и месту нахождения (эксплуатации) объектов у лиц, ответственных за их сохранность.

       Основным  регистром аналитического учета  основных средств является инвентарная карточка (форма № ОС-6). На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.

       Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии  на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.

       Инвентарные карточки заполняют на основе первичных  документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.), и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.

       По  месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) - дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют в разрезе лиц, ответственных за сохранность этих средств.

       Инвентарный объект основных средств - это законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет (например: станок, холодильник и т.п.), выполняющий самостоятельные функции, либо комплекс конструктивно сочлененных предметов (например, поточная линия), представляющих собой единое целое и вместе выполняющих определенную работу.

       Согласно  “Типовой классификации” выделяют следующие  виды инвентарных объектов:

- Инвентарный объект зданий (кроме жилых) - каждое отдельно стоящее здание. Если здания имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами. Постройки, ограждения и другие надворные сооружения, обслуживающие здание, составляют вместе с ним отдельный инвентарный объект. Наружные надстройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки  являются самостоятельными инвентарными объектами.

- Инвентарный объект сооружений - отдельное сооружение (передаточное устройство) со всеми устройствами, составляющими с ним одно целое.

- Инвентарный объект жилищ.

- Инвентарный объект транспортных средств (локомотивы, машины, прицепы и полуприцепы и т.п.) - объект с относящимися к нему приспособлениями и принадлежностями (набор инструментов, магнитола и др.).

- Инвентарный объект инвентаря производственного и хозяйственного.

- Инвентарный объект скота рабочего, продуктивного и племенного.

- Инвентарный объект насаждений многолетних.

- Инвентарный объект материальных основных фондов.

- Инвентарный объект геолого-разведочных работ.

- Инвентарный объект компьютерного программного обеспечения.

- Инвентарный объект машин и оборудования - отдельная машина, аппарат, агрегат, установка, прибор и т.д., включая относящиеся к ним приспособления, принадлежности, приборы, инструменты, электрооборудование, а также индивидуальное ограждение и фундамент.

- Инвентарный объект инструментов - это только те предметы, которые не входят в состав машины, станка, аппарата и т.п. и имеют самостоятельное значение.

- Инвентарный объект прочих машин и оборудования - единица оборудования, включая относящиеся к ней принадлежности приборы и инструменты.

       Для учета и контроля сохранности  основных средств каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств.

       Применительно к сложным инвентарным объектам, т.е. включающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющим вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот  же номер, что и на основном, объединяющем их объекте.

       Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться  другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия.

       Арендуемые  основные средства могут учитываться  у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем. 

       2.4. Учет выбытия основных  средств. 

       Основные  средства выбывают с предприятия  по различным причинам: в результате их безвозмездной передачи, финансовых вложений предприятия, продажи неиспользуемых, ликвидации ветхих и морально изношенных объектов, недостач и стихийных бедствий. Предприятия могут сдать основные средства другим предприятиям на условиях текущей или долгосрочной аренды. 

       Реализация (продажа) основных средств. 

       Все операции по реализации (продаже) основных средств фиксируют на счете 44:

  • на дебете счета – первоначальную стоимость списываемого объекта (кредит счета 01), все расходы предприятия по его демонтажу и другие, обусловленные продажей (кредит счетов 23, 60, 70, 69, 67, 71, 76);
  • на кредите счета – сумму износа реализуемого объекта (дебет счета 02) и сумму предъявленного для оплаты счета (дебет субсчета 76-3).

       При реализации основных средств кроме  возможного начисления и уплаты налога на прибыль, необходимо начислять НДС  в составе выручки от реализации основных средств.

       Документами, на основе которых осуществляются записи в регистрах бухгалтерского учета, являются: накладная, товарно-транспортная накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура, платежно-расчетные документы. 
 
 
 

       Причины списания основных средств. 

       С баланса предприятия могут быть списаны здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящиеся к основным средствам:

    • если они пришли в негодность вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам;
    • морально устарели;
    • в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, цехов или других объектов.

       Имущество, относящееся к основным средствам, целесообразно списывать в случаях, когда восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно, или если оно не может быть реализовано.

       Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание на предприятиях приказом руководителя создаются постоянно действующие комиссии в составе: главного инженера или заместителя руководителя (председатель комиссии); начальников соответствующих структурных подразделений (служб); главного бухгалтера или его заместителя (на предприятиях, где выделены учетно-контрольные группы, – руководителя такой группы); лиц, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

       Если  оборудование списывают в связи  со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением  действующих предприятий, цехов  и других объектов, комиссия должна проверить соответствие предъявленного к списанию оборудования, оборудованию, поименованному в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, цехов (производств) и сделать в акте на их списание ссылку на пункт и дату утверждения плана.

       В актах на списание указывают данные, характеризующие объекты основных средств: год изготовления или постройки, дату поступления на предприятие, время  ввода в эксплуатацию, первоначальную стоимость (для переоцененных –  восстановительную), сумму начисленного износа по данным бухгалтерского учета, количество проведенных капитальных ремонтов. Подробно освещаются также причины выбытия объектов основных средств, состояние его основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

       При списании с балансов предприятий  основных средств, выбывших вследствие аварий, к акту о списании прилагают  копию акта об аварии, а также  поясняют причины, вызвавшие аварию, и указывают меры, принятые в отношении  виновных лиц. Составленные комиссией акты на списание основных средств утверждает руководитель предприятия. 

       Ликвидация  основных средств. 

       Списание  основных средств в результате ликвидации может происходить по разным причинам: в связи с негодностью в результате аварий, пожаров, стихийных бедствий и др., физическим износом и моральным устареванием.

       Ликвидация  отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного  использования и учитывающихся  как самостоятельные инвентарные объекты.

       При отражении в бухгалтерском учете  списания объектов основных средств, подвергавшихся дооценке, списание суммы дооценки по ним производится за счет добавочного капитала (в пределах имеющейся суммы).

       Списанию  подлежат только полностью непригодные  основные средства, которые невозможно восстановить или их восстановление экономически нецелесообразно (неэффективно), а также когда они не могут быть реализованы или переданы другим организациям.

       При отражении операций по ликвидации основных средств предприятие обязано выявить и списать финансовый результат (прибыль или убыток) от ликвидации. С этой целью все расходы по ликвидации основных средств, пришедших в негодность, предприятие относит в дебет счета 44 (кредит счетов 23, 60, 67, 69, 70, 71, 76), а полученные при разборке товарно-материальные ценности приходует (дебет счета 10, кредит счета 44). 

Информация о работе Учет основных средств