Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:21, курсовая работа
Основными задачами учета производственных запасов являются контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам, контроль за выполнением планов снабжения материалами, выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов, контроль за соблюдением норм производственного потребления, правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции, рациональная оценка производственных запасов.
Ведение 2
Глава 1. Сущность производственных запасов и теоретические основы
1. Понятие производственных запасов, их классификация и оценка 3
2. Нормативное регулирование учета производственных запасов 7
3. Документальное оформление поступления производственных запасов 9
Глава 2. Учет производственных запасов
1. Основы бухгалтерского учета производственных запасов 11
2. Документирование и оперативный учет движения производственных
запасов 16
3. Отражение в учете инвентаризации производственных запасов 19
4. Списания производственных запасов в производство или иное выбытие 24
Заключение 28
Список литературы 29
При
дальнейшем исполнении Программы реформирования
бухгалтерского учета в 2001 – 2002 годах
введены в действие новые Положения
по бухгалтерскому учету, в частности
ПБУ 5/01 «Учет материально –
Это
Положение устанавливает
Для
целей этого Положения к
Готовая продукция является частью МПЗ, предназначенных для продажи. Товары также являются частью материально–производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи.
Единицу бухгалтерского учета МПЗ предприятие выбирает самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах и надлежащий контроль за их наличием и движением. Единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т. п.
Но
это Положение не применяется
в отношении активов, используемых
при производстве продукции, выполнении
работ, оказании услуг или для
производственных нужд организации
в течение периода, превышающего
12 месяцев или обычный
1.3 Документальное оформление поступления производственных запасов.
Первичные документы по поступлению производственных запасов являются основой организации материального учета. Именно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и использованием производственных запасов.
Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать все подписи лиц, совершивших ту или иную операцию, и коды соответствующих объектов учета. Контролировать соблюдение правил оформления движения материальных ресурсов должен главный бухгалтер и руководители соответствующих подразделений.
Для выполнения производственной программы организация определяет потребность в материальных ресурсах и приобретает или производит их. Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы, от списания выбывающих основных средств.
На поставку материалов организация заключает договоры с поставщиками, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон.
Контроль за выполнением плана материально – технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления материалов возложен на службу снабжения. С этой целью в ней ведутся ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и т. д. Контроль за организацией этого учета осуществляет бухгалтерия.
Порядок оформления поступления на предприятие материалов:
Поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование, в 2-х экземплярах – один непосредственно покупателю, другой – через банк, товарно–транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и т. д. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию.
В службе снабжения производят проверку соответствия ассортимента, объема, срока поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В результате этой проверки на документе делают пометку о полном или частичном акцепте. Также, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. Для этих целей ведут журнал учета поступающих грузов, где указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса на розыск груза. в примечании делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.
Проверенные платежные
Экспедитор принимает на станции или непосредственно у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе. Если возникают сомнения в сохранности груза, экспедитор вправе потребовать от транспортной организации его проверку. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.
Принятые
грузы экспедитор доставляет на склад
предприятия и сдает
Если перевозку материалов осуществляют автомобильным транспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в 4-х экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй – для оприходования материалов получателем, третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку, четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя при отсутствии расхождений количества поступивших грузов с данными накладной. Если такое расхождение все же имеется, приемку материалов оформляют актом приемки материалов.
Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств и т.п., оформляют однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в 2-х экземплярах. Один из них служит основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.
Подотчетные лица приобретают материалы за наличные деньги. Товарный счет и акт (справка), подтверждающие стоимость приобретенных материалов составляются подотчетным лицом с участием других должностных лиц предприятия. В этих документах излагается содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, количества, наименования и цены материалов. Подотчетное лицо отражает в акте также данные паспорта продавца товара. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.
Материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы расходуются в единицах, отличных от тех, в которых они поступили, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.
Оприходование материалов без выписки приходного ордера возможно в случае отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Это сокращает количество первичных документов.
Если
количество и качество прибывших
на склад материалов не соответствуют
данным счета поставщика, приемку
товара осуществляет комиссия, оформляя
акт о приемке материалов, который
служит основанием для предъявления
претензии поставщику. В состав комиссии
входит представитель поставщика или
представитель
Запасы,
не принадлежащие организации, но находящиеся
на ее территории, учитываются на забалансовых
счетах: 002 «Товарно – материальные ценности,
принятые на ответственное хранение»
и 003 «Материалы, принятые в переработку».
Глава 2. Учет производственных запасов
2.1. Основы бухгалтерского учета производственных запасов
Производственные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой весь производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Себестоимость производственных запасов полностью передается на вновь созданный продукт.
Основными задачами бухгалтерского учета производственных запасов являются:
– обеспечение контроля за сохранностью строительных материалов по центрам ответственности, а также по материально ответственным лицам;
– предупреждение хищения и порчи материалов в местах хранения и центрах ответственности;
– выявление всех затрат, связанных с заготовлением и приобретением материалов;
– достоверное и своевременное отражение в учете и документальное оформление поступления и расходования материальных ценностей;
– контроль за соблюдением обязательств, связанных с движением производственных запасов.
К хозяйственным операциям, связанным с движением производственных запасов, относятся:
– заготовление (приобретение) у поставщиков;
– внутреннее перемещение, отпуск в производство;
– реализация юридическим или физическим лицам;
– отпуск на непроизводственные нужды.
В
настоящее время система
Для более успешного решения задач бухгалтерского учета по производственным запасам в строительных организациях должно быть правильно организовано складское хозяйство, хорошо налаженный документооборот; обеспечение подбора и подготовки кадров материально ответственных лиц и лиц, связанных с учетом запасов; рациональное ведение аналитического и синтетического учета производственных запасов.
Характеристика счетов, которые применяются для учета производственных запасов, и корреспонденции этих счетов даны в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном приказом Минфина России от 31.10.2000 №94.
На основе этих документов организация может сформировать ряд элементов учетной политики по учету производственных запасов. В частности, это вопросы, касающиеся оценки производственных запасов, выбора способа отражения в учете процесса их приобретения.
При организации бухгалтерского учета производственных запасов в первую очередь необходимо определить:
– вариант оценки производственных запасов;
– вариант учета процесса заготовления и приобретения производственных запасов, то есть выбрать бухгалтерский счет, на котором они будут учитываться;
– порядок списания отклонений фактической себестоимости производственных запасов от учетной цены.
Выбор варианта учета производственных запасов влияет в определенной степени на формирование себестоимости готовой продукции, на величину прибыли. Чтобы решить, какой вариант оценки использовать, организации необходимо проанализировать номенклатуру и объем закупаемых и используемых в производстве материалов, формы расчетов с поставщиками, порядок оплаты (предоплата или последующая оплата), а также совокупность