Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:21, курсовая работа
Основными задачами учета производственных запасов являются контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам, контроль за выполнением планов снабжения материалами, выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов, контроль за соблюдением норм производственного потребления, правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции, рациональная оценка производственных запасов.
Ведение 2
Глава 1. Сущность производственных запасов и теоретические основы
1. Понятие производственных запасов, их классификация и оценка 3
2. Нормативное регулирование учета производственных запасов 7
3. Документальное оформление поступления производственных запасов 9
Глава 2. Учет производственных запасов
1. Основы бухгалтерского учета производственных запасов 11
2. Документирование и оперативный учет движения производственных
запасов 16
3. Отражение в учете инвентаризации производственных запасов 19
4. Списания производственных запасов в производство или иное выбытие 24
Заключение 28
Список литературы 29
других расходов, включаемых в фактическую себестоимость материалов.
Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов должны оформляться первичными документами.
Первичные документы должны быть надлежащим образом оформлены, с заполнением всех необходимых регистров.
Для формирования показателей о наличии и движении производственных запасов используется счет: 10 – «Материалы».
Этот счет относится к активным инвентарным счетам. По дебету этого счета в начале года отражают остаток средств и все дальнейшие поступления, а по кредиту – выбытие, списание средств. Остаток на конец отчетного периода указывается по дебету счета и отражается в активе баланса.
Материалы на счете 10 отражаются на отдельных субсчетах:
На субсчете 10–01 «Сырье и материалы» – учитываются наличие и движение основных и вспомогательных строительных материалов;
На
субсчете 10–02 «Покупные полуфабрикаты
и комплектующие изделия, конструкции
и детали» – учитывают
На
субсчете 10–3 «Топливо» – учитываются
наличие и движение нефтепродуктов
(нефти, дизельного топлива, керосина,
бензина и др.) и смазочных материалов,
предназначенных для
На субсчете 10–4 «Тара и тарные материалы» – учитываются все виды тары, кроме той, которую используют как хозяйственный инвентарь;
На субсчете 10–5 «Запасные части» – учитываются запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств, а также автомобильных шин в запасе и обороте;
На субсчете 10–7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» – отражается движение материалов, которые переданы в переработку на сторону, а затем включены в себестоимость изделий, полученных из них;
На субсчете 10–8 «Строительные материалы» – этот субсчет применяют
организации-
Застройщик
– это юридическое лицо независимо
от его организационно-правовой формы
собственности, имеющее в собственности
или на правах аренды земельный участок
и привлекающий денежные средства участников
долевого строительства для создания
на этом участке объект недвижимости
на основании полученного
На субсчете 10–9 «Возвратные отходы, лом, утиль».
На субсчете 10–10 «Инструменты, приспособления, инвентарь» – учитывается движение, наличие инвентаря, инструментов хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые имеют срок полезного использования менее 12 месяцев или одного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
На субсчете 10–11 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» – учитывается поступление, наличие и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды находящейся на складах организации или в иных местах хранения;
На субсчете 10–12 «Специальная одежда и специальная оснастка в эксплуатации» – при выдаче специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды со склада их стоимость переносится с кредита субсчета 10–11 в дебет счета 10–12;
На субсчете 10–13 «Прочие материалы» – учитывается наличие и движение прочих материалов, не нашедших отражение на других счетах.
При построении рабочего плана счетов организация имеет право при необходимости сама открывать субсчета исходя из нужд управления, в том числе анализа, контроля и составления отчетности. Из синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, и складывается рабочий план счетов.
Хотелось
бы отметить, что в строительных
организациях, работы могут выполняться
из материала, который не принадлежит
строительной организации. Такие производственные
запасы учитываются, как давальческие
на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые
в переработку».
2.2 Документирование и оперативный учет движения производственных запасов.
Материалы хранятся на складе под ответственностью кладовщика, с которым заключен договор о полной материальной ответственности.
Приобретение материалов у поставщиков осуществляется на основе заключенных договоров.
Выполнение договоров поставки по срокам, количеству, ассортименту учитывается службой МТС (материально-технического снабжения). Поставщик отпуск или отгрузку сопровождает выпиской счетов фактур и транспортных документов (товаротранспортные накладные).
На складе покупателя кладовщик проверяет, взвешивает и пересчитывает принимаемые ценности. На фактическое количество поступивших материалов кладовщик составляет приходный ордер (однострочный, многострочный).
При
недостаче материала
В том случае, если обнаружена недостача по вине поставщика или транспортной организации, этот акт является основанием для предъявления претензии.
Прием ценностей кладовщиком может осуществляться у экспедитора (работника данного предприятия) или у представителя поставщика. Предварительно экспедитору выписывается доверенность, по которой он получает грузы на складе поставщика или от транспортной организации.
Принятые по приходным ордерам или актам материалы, кладовщик отражает в карточке складского учета. Карточка складского учета является регистром аналитического учета производственных запасов. Для каждого отдельного вида, марки, типоразмера материала заводится отдельная карточка.
Карточка выписывается бухгалтером материального отдела и передается на склад кладовщиком. Записи в карточку делаются на основании первичных документов. По поступившим ценностям, их количество отражается в графе приход и тут же по этой строке выводится сальдо.
Материалы,
хранящиеся на складе, постоянно отпускается
на производственные и прочие нужды
предприятия. Каждая операция отпуска
обязательно фиксируется в
Существует два основных вида расходных документов: требование, лимитно-заборная карта.
Требование
используется для оформления разового
отпуска материалов, чаще всего —
вспомогательных материалов, а также
запасных частей. Требования могут
быть однострочными и
Требования выписываются цехом в двух экземплярах. Затем они проверяются в отделе снабжения, с целью уточнения номенклатурного номера.
При отпуске кладовщик в двух экземплярах требования отражает фактически отпущенное количество товара. Один экземпляр требования остается у кладовщика, а другой — у представителя цеха.
Лимитно-заборную карту используют для многократного отпуска одного и того же материала в течение месяца. Она выписывается плановым отделом до начала месяца в двух экземплярах для цеха и склада. Исходя из производственной программы, в ней определен месячный лимит отпуска или забора материалов. Каждая операция отпуска фиксируется в двух экземплярах карты и тут же отмечается остаток лимита. Удобство лимитно-заборных карт в том, что сокращается количество выписываемых расходных документов и контролируется фактический отпуск материалов.
Если при отпуске материалов возникают разного рода отклонения (замена одного материала другим, сверхлимитный отпуск для ликвидации аварий), то выписывается «сигнальное» требование с визой главного инженера.
Отпуск материалов на сторону в порядке реализации отражается в накладных, которые выписываются отделом сбыта. Накладная выписывается в трех, четырех или пяти экземплярах, два из которых остаются на данном предприятии: один у кладовщика, а второй на проходной.
Карточка
складского учета является регистром
аналитического учета материалов, она
может вестись кладовщиком
Из карточек составляется картотека, которая находится на складе у кладовщика.
Ежедневно
или раз в пять дней кладовщик
сдает в бухгалтерию для
Документы передаются в бухгалтерию при реестре.
В конце месяца кладовщик заполняет сальдовую ведомость, в нее заносятся по каждому виду, типоразмеру материалов (то есть по каждому номенклатурному номеру) количественные остатки из карточек складского учета.
Сальдовая ведомость заводится на год и заполняется один раз в месяц. Если на складе ведется учет в количественно-стоимостном выражении, то вместо сальдовой ведомости кладовщик заполняет оборотную ведомость.
Сальдовая
ведомость передается бухгалтеру материального
отдела для контроля.
2.3 Отражение в учете инвентаризации производственных запасов
Уточнение фактического наличия материалов и других видов производится методом сплошной или выборочной инвентаризации.
Инвентаризацию проводит инвентаризационная комиссия, создаваемая по приказу руководителя или контролирующих организаций, имеющих на это право.
Инвентаризация проводится по следующим причинам:
До начала инвентаризации в карточках складского учета должны быть выведены количественные остатки. Все первичные документы должны быть переданы в бухгалтерию и обработаны. Факт сдачи всех документов подтверждается распиской.
Инвентаризационные описи составляются по результатам фактического пересчета. Их данные сверяются с учетными данными, подготовленными бухгалтером. По тем позициям, по которым обнаружены расхождения, составляется сличительная ведомость. В ней отражается по каждой позиции недостача или излишек.
По результатам сличительной ведомости проводится взаимный зачет излишков и недостач, являющихся результатом пересортицы.
После
отражения пересортицы