Учет производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:21, курсовая работа

Описание

Основными задачами учета производственных запасов являются контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам, контроль за выполнением планов снабжения материалами, выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов, контроль за соблюдением норм производственного потребления, правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции, рациональная оценка производственных запасов.

Содержание

Ведение 2
Глава 1. Сущность производственных запасов и теоретические основы
1. Понятие производственных запасов, их классификация и оценка 3
2. Нормативное регулирование учета производственных запасов 7
3. Документальное оформление поступления производственных запасов 9
Глава 2. Учет производственных запасов
1. Основы бухгалтерского учета производственных запасов 11
2. Документирование и оперативный учет движения производственных
запасов 16
3. Отражение в учете инвентаризации производственных запасов 19
4. Списания производственных запасов в производство или иное выбытие 24
Заключение 28
Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая бух учет2.docx

— 60.86 Кб (Скачать документ)

       других  расходов, включаемых в фактическую  себестоимость материалов.

       Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов должны оформляться  первичными документами.

       Первичные документы должны быть надлежащим образом  оформлены, с заполнением всех необходимых регистров.

       Для формирования показателей о наличии  и движении производственных запасов  используется счет: 10 – «Материалы».

       Этот  счет относится к активным инвентарным  счетам. По дебету этого счета в  начале года отражают остаток средств  и все дальнейшие поступления, а  по кредиту – выбытие, списание средств. Остаток на конец отчетного периода  указывается по дебету счета и  отражается в активе баланса.

       Материалы на счете 10 отражаются на отдельных  субсчетах:

       На  субсчете 10–01 «Сырье и материалы» –  учитываются наличие и движение основных и вспомогательных строительных материалов;

       На  субсчете 10–02 «Покупные полуфабрикаты  и комплектующие изделия, конструкции  и детали» – учитывают строительные конструкции и детали;

       На  субсчете 10–3 «Топливо» – учитываются  наличие и движение нефтепродуктов (нефти, дизельного топлива, керосина, бензина и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических  нужд производства;

       На  субсчете 10–4 «Тара и тарные материалы» – учитываются все виды тары, кроме той, которую используют как  хозяйственный инвентарь;

       На  субсчете 10–5 «Запасные части» –  учитываются запасные части, предназначенные  для ремонта и замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств, а также автомобильных  шин в запасе и обороте;

       На  субсчете 10–7 «Материалы, переданные в  переработку на сторону» – отражается движение материалов, которые переданы в переработку на сторону, а затем  включены в себестоимость изделий, полученных из них;

       На  субсчете 10–8 «Строительные материалы» – этот субсчет применяют

       организации-застройщики, на нем они учитывают наличие  и движение материалов, которые участвуют  непосредственно в процессе строительных и монтажных работ;

       Застройщик  – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы  собственности, имеющее в собственности  или на правах аренды земельный участок  и привлекающий денежные средства участников долевого строительства для создания на этом участке объект недвижимости на основании полученного разрешения на строительство.

       На  субсчете 10–9 «Возвратные отходы, лом, утиль».

       На  субсчете 10–10 «Инструменты, приспособления, инвентарь» – учитывается движение, наличие инвентаря, инструментов хозяйственных  принадлежностей и других средств труда, которые имеют срок полезного использования менее 12 месяцев или одного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

       На  субсчете 10–11 «Специальная оснастка и  специальная одежда на складе» –  учитывается поступление, наличие  и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды находящейся на складах организации  или в иных местах хранения;

       На  субсчете 10–12 «Специальная одежда и  специальная оснастка в эксплуатации»  – при выдаче специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды со склада их стоимость переносится  с кредита субсчета 10–11 в дебет  счета 10–12;

       На  субсчете 10–13 «Прочие материалы» –  учитывается наличие и движение прочих материалов, не нашедших отражение  на других счетах.

       При построении рабочего плана счетов организация  имеет право при необходимости  сама открывать субсчета исходя из нужд управления, в том числе анализа, контроля и составления отчетности. Из синтетических и аналитических  счетов, необходимых для ведения  бухгалтерского учета, и складывается рабочий план счетов.

       Хотелось  бы отметить, что в строительных организациях, работы могут выполняться  из материала, который не принадлежит  строительной организации. Такие производственные запасы учитываются, как давальческие на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2  Документирование и оперативный учет движения производственных запасов.

      Материалы хранятся на складе под ответственностью кладовщика, с которым заключен договор  о полной материальной ответственности.

      Приобретение  материалов у поставщиков осуществляется на основе заключенных договоров.

      Выполнение  договоров поставки по срокам, количеству, ассортименту учитывается службой  МТС (материально-технического снабжения). Поставщик отпуск или отгрузку сопровождает выпиской счетов фактур и транспортных документов (товаротранспортные накладные).

      На  складе покупателя кладовщик проверяет, взвешивает и пересчитывает принимаемые  ценности. На фактическое количество поступивших материалов кладовщик  составляет приходный ордер (однострочный, многострочный).

      При недостаче материала составляется приемный акт. Для составления акта создается комиссия. В ее состав должен входить представитель поставщика, транспортные организации или третьей  незаинтересованной стороны (исполкома).

      В том случае, если обнаружена недостача  по вине поставщика или транспортной организации, этот акт является основанием для предъявления претензии.

      Прием ценностей кладовщиком может  осуществляться у экспедитора (работника  данного предприятия) или у представителя  поставщика. Предварительно экспедитору  выписывается доверенность, по которой  он получает грузы на складе поставщика или от транспортной организации.

      Принятые  по приходным ордерам или актам  материалы, кладовщик отражает в  карточке складского учета. Карточка складского учета является регистром аналитического учета производственных запасов. Для  каждого отдельного вида, марки, типоразмера  материала заводится отдельная  карточка.

      Карточка  выписывается бухгалтером материального  отдела и передается на склад кладовщиком. Записи в карточку делаются на основании  первичных документов. По поступившим  ценностям, их количество отражается в  графе приход и тут же по этой строке выводится сальдо.

      Материалы, хранящиеся на складе, постоянно отпускается  на производственные и прочие нужды  предприятия. Каждая операция отпуска  обязательно фиксируется в первичном  документе.

      Существует  два основных вида расходных документов: требование, лимитно-заборная карта.

      Требование  используется для оформления разового отпуска материалов, чаще всего —  вспомогательных материалов, а также  запасных частей. Требования могут  быть однострочными и многострочными.

      Требования  выписываются цехом в двух экземплярах. Затем они проверяются в отделе снабжения, с целью уточнения  номенклатурного номера.

      При отпуске кладовщик в двух экземплярах  требования отражает фактически отпущенное количество товара. Один экземпляр  требования остается у кладовщика, а другой — у представителя  цеха.

      Лимитно-заборную карту используют для многократного отпуска одного и того же материала в течение месяца. Она выписывается плановым отделом до начала месяца в двух экземплярах для цеха и склада. Исходя из производственной программы, в ней определен месячный лимит отпуска или забора материалов. Каждая операция отпуска фиксируется в двух экземплярах карты и тут же отмечается остаток лимита. Удобство лимитно-заборных карт в том, что сокращается количество выписываемых расходных документов и контролируется фактический отпуск материалов.

      Если  при отпуске материалов возникают  разного рода отклонения (замена одного материала другим, сверхлимитный  отпуск для ликвидации аварий), то выписывается «сигнальное» требование с визой  главного инженера.

      Отпуск  материалов на сторону в порядке  реализации отражается в накладных, которые выписываются отделом сбыта. Накладная выписывается в трех, четырех  или пяти экземплярах, два из которых  остаются на данном предприятии: один у кладовщика, а второй на проходной.

      Карточка  складского учета является регистром  аналитического учета материалов, она  может вестись кладовщиком только в количественном или количественно-суммовом выражении.

      Из  карточек составляется картотека, которая  находится на складе у кладовщика.

      Ежедневно или раз в пять дней кладовщик  сдает в бухгалтерию для проверки все первичные документы, которые  оправдывают его действия с материалами.

      Документы передаются в бухгалтерию при  реестре.

      В конце месяца кладовщик заполняет  сальдовую ведомость, в нее заносятся  по каждому виду, типоразмеру материалов (то есть по каждому номенклатурному  номеру) количественные остатки из карточек складского учета.

      Сальдовая ведомость заводится на год и  заполняется один раз в месяц. Если на складе ведется учет в количественно-стоимостном  выражении, то вместо сальдовой ведомости  кладовщик заполняет оборотную  ведомость.

      Сальдовая ведомость передается бухгалтеру материального  отдела для контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.3 Отражение в учете инвентаризации производственных запасов

      Уточнение фактического наличия материалов и  других видов производится методом  сплошной или выборочной инвентаризации.

      Инвентаризацию  проводит инвентаризационная комиссия, создаваемая по приказу руководителя или контролирующих организаций, имеющих  на это право.

      Инвентаризация  проводится по следующим причинам:

  1. При смене материально-ответственных лиц.
  2. При передаче имущества в аренду или при приватизации предприятия.
  3. В случае пожара или стихийных бедствий.
  4. По требованиям контролирующих организаций.
  5. При установлении фактов хищений и злоупотреблений.
  6. Плановая ежегодная инвентаризация.

      До  начала инвентаризации в карточках  складского учета должны быть выведены количественные остатки. Все первичные  документы должны быть переданы в  бухгалтерию и обработаны. Факт сдачи  всех документов подтверждается распиской.

      Инвентаризационные  описи составляются по результатам  фактического пересчета. Их данные сверяются  с учетными данными, подготовленными  бухгалтером. По тем позициям, по которым  обнаружены расхождения, составляется сличительная ведомость. В ней отражается по каждой позиции недостача или  излишек.

      По  результатам сличительной ведомости  проводится взаимный зачет излишков и недостач, являющихся результатом  пересортицы.

      После отражения пересортицы подсчитывается недостача или излишек. Излишки  должны быть оприходованы как доход  предприятия, а недостачи рассматриваются  комиссией с целью определения  их причин:

  1. Естественная убыль при хранении на складе.
  2. Порча при хранении сверх норм естественной убыли.
  3. Недостача.

Информация о работе Учет производственных запасов