Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть на примере конкретной организации порядок учета и организации контроля расчетов с подотчетными лицами.
Задачи работы:
1. изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета расчетов с подотчетными лицами, быть в курсе последних изменений законодательства;
Дебет 71 Кредит 50 – 500 руб. – выданы наличные деньги водителю;
Дебет 10 Кредит 71 – 445 руб. – на сумму закупленных запасных частей водителем;
Дебет 44 Кредит 10 – 445 руб. – списание замены запчасти старой на новую.
Пример 2
Подотчетным лицом – Мордвинцевой И.В. в феврале 2011 года произведена закупка глины. Операция оформлена закупочным актом от 24 февраля. В нем указано, что продукция закуплена именно у физического лица (Смирновой С.Б.) с указанием его паспортных данных, количества, цены продукции, соответствующих подписей. Право на сдачу глины подтверждается соответствующей справкой
В бухгалтерском учете даются проводки:
Дебет 71 Кредит 50 – 9 576 руб. – выданы деньги подотчет из кассы;
Дебет 10 Кредит 71 – 9 756 руб. – подотчетным лицом произведен закуп глины.
Остатка или перерасхода нет.
Но прежде чем выплатить физическому лицу денежные средства, следует отметить, что удерживать с этих денег НДФЛ не нужно.
Пример 3 (см. приложение)
В марте 2011 года организация выдала под отчет своему сотруднику 80 000 руб. на закупку оборудования. В этом же месяце работник нашел продавца – физическое лицо и приобрел у него станок за 32 000 руб. Станок предназначен для работы самой организацией.
Остаток неизрасходованных средств сотрудник сдал в кассу организации.
В марте 2011 года в бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие проводки:
Дебет 71 Кредит 50 – 80 000 руб. – выданы сотруднику денежные средства под отчет из кассы на закупку станка;
Дебет 41 Кредит 71 – 32 000 руб. – оприходован станок на основании авансового отчета и закупочного акта;
Дебет 50 Кредит 71 – 48 000 руб. – возвращен остаток неиспользованных подотчетных сумм в кассу организации.
Пример 4 (см. приложение)
Работник бюджетного учреждения Кутырев М.М. направлен в служебную командировку в город Белгород на 10 дней, с 17 по 26 января. Согласно личного заявления Кутырева М.М., ему разрешен проезд до места командировки поездом в купейном вагоне, и выданы под отчет:
- на поезд 6 800 рублей,
- на оплату гостиничного номера 3 500 рублей,
- суточные 1 000 рублей.
После возвращения из командировки Кутырев М.М. представил авансовый отчет, к которому были приложены:
- проездные билеты до места командировки и обратно на сумму 6 800 рублей,
- счет за проживание в гостинице за 7 суток на общую сумму 2 800 рублей.
Кутырев М.М. вернул в кассу учреждения остаток аванса в размере 700 рублей.
В бюджетном учете операции будут отражены следующим образом:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
1 208 05 560 | 1 201 04 610 | 6 800 | Выдан под отчет аванс на приобретение проездных билетов |
1 208 09 560 | 1 201 04 610 | 3 500 | Выдан под отчет аванс на оплату гостиничных услуг |
1 208 02 560 | 1 201 04 610 | 1 000 | Выданы под отчет суточные |
1 401 01 222 | 1 208 05 660 | 6 800 | Списаны на основании авансового отчета расходы на проезд |
1 401 01 226 | 1 208 09 660 | 2 800 | Списаны расходы на оплату гостиницы |
1 401 01 212 | 1 208 02 660 | 1 000 | Списаны расходы по оплате суточных |
1 201 04 510 | 1 208 09 660 | 700 | Возвращена в кассу оставшаяся сумма аванса |
3. Мероприятия по совершенствованию учета расчетов с подотчетными лицами
В ООО «Кулебакпромстрой» в командировку направляется любой сотрудник организации по усмотрению руководителя, так как не утвержден круг должностных лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет. Это может привести к тому, что при проверке, налоговые органы посчитают, что срок выдачи подотчетных сумм не установлен. А значит, расчеты по подотчетным суммам должны быть осуществлены в пределах одного рабочего дня. Хотя денежные средства под отчет на предприятии выдаются на более длительный срок. Данный недостаток повлечет за собой штрафные санкции.
Чтобы избежать это, на предприятии необходимо создать приказ, в котором должен быть утвержден перечень лиц, которые имеют право на получение средств под отчет. Также в приказе должны быть установлены:
сроки, на которые выдаются подотчетные суммы, и их предельный размер;
порядок представления авансовых отчетов;
запрещение выдачи денег работнику под отчет при условии неполного отчета по ранее выданному авансу;
запрещение передачи подотчетных денежных средств от одного работника другому.
Перечисленных в приказе сотрудников необходимо ознакомить с ним в обязательном порядке.
Также необходимо создать письменный приказ об установлении размера (норм) суточных.
Часто по невнимательности бухгалтера и неопытности подотчетного лица к учету принимаются авансовые отчеты, к которому прилагаются чеки ККМ и товарные чеки, где просто указано «хозтовары» или «канцтовары». Этого не должно быть, так как чек служит для расшифровки сведений указанных в кассовом чеке. В нем должно быть подробно описано, что, сколько и за какую цену приобрел подотчетник.
К такому товарному чеку налоговые органы обязательно предъявят претензию. Вдруг подотчетное лицо приобрело товарно-материальные ценности стоимостью меньше 10 000 рублей, но сроком службы больше 12 месяцев (например, вентилятор или калькулятор). В таком случае они должны быть оприходованы как основные средства в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
Допущенную ошибку бухгалтера и подотчетного лица можно исправить, организовав комиссию из уполномоченных лиц. Комиссия составит акт, в котором зафиксирует, что конкретно и для каких целей приобретено. Данный акт подшивается к авансовому отчету и служит оправдательным документом.
Также по неопытности подотчетного лица и предприятия-продавца встречается такая ошибка, когда на приобретенные ТМЦ выдаются подтверждающие документы (квитанция к ПКО) с указанием суммы, превышающей лимит расчетов с юридическими лицами. В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 20.07.2007 г., установленный предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами установлен в 100000 рублей. В ходе проверки за данное нарушение грозит штраф не только самому предприятию, но и руководителю. Единственным выходом из данной ситуации является замена подтверждающего документа продавцом-предприятием.
В ООО «Кулебакпромстрой» встречается такая ситуация, когда командированному работнику выдаются наличные средства организации, поступившие от покупателей. Это тоже является нарушением правил расчетов с подотчетными лицами, так как у предприятия нет специального разрешения обслуживающего банка на использование данных денежных средств на свои нужды.
Существует определенная последовательность выдачи денег подотчетнику на приобретение той или иной продукции. Предприятие должно сначала сдать наличную выручку в банк, затем снять с расчетного счета необходимую сумму и оприходовать ее в кассу.
А можно, заранее снять с расчетного счета денежные средства на хозяйственные нужды. Данную сумму можно будет хранить в кассе предприятия и постепенно расходовать на покупку необходимых товаров, выдавая деньги под отчет. Самое главное – не превысить лимит наличных в кассе. Для данного предприятия банк установил лимит 21300 рублей.
Находясь в командировке, зачастую подотчетные лица должны информировать руководителя предприятия или фирму-партнера по телефону о ходе выполнения задания. В таких случаях организация должна компенсировать стоимость переговоров.
Но на предприятии все телефонные переговоры оплачиваются за счет собственных средств подотчетного лица. Это тоже является нарушением правил расчетов с подотчетными лицами. Организация ссылается на то, что при приобретении карт эксперсс-оплаты за наличный расчет, подтверждающими документами являются только кассовый чек и сама карта. А данные карты не соответствуют понятию первичного учетного документа, данному в п.2 ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете», следовательно, эти расходы нельзя признать в целях налогообложения прибыли. Но, несмотря на это предприятие, может самостоятельно составить первичные учетные документы, в частности бухгалтерскую справку или авансовый отчет.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Таким образом, перечень документов, косвенно подтверждающих произведенные затраты, является открытым, поэтому карты экспресс-оплаты также могут быть признаны документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Суды чаще всего подтверждают обоснованность таких расходов (постановление ФАС ВВО от 19.12.05 № А28-4833/2005-137/18). В любом случае расходы работника на приобретение экспресс-карт должны быть возмещены работодателем.
Единственной неразрешимой проблемой остается НДС, поскольку в этом случае счет-фактура не предоставляется, а без этого документа организация не вправе принять к вычету НДС.
Так же дело обстоит при оплате услуг сотовой связи подотчетным лицом через свободные кассы.
Лучшим разрешением данной проблемы является заключение договора на оказание услуг сотовой связи. Тогда предприятие сможет получать от операторов мобильной связи подтверждающие документы (счета-фактуры, акты, расшифровку телефонных переговоров).
Для подтверждения законности и целесообразности расходов по подотчетным суммам на хозяйственные и операционные нужды необходимо вести вспомогательную ведомость, в которой сличают счета, товарные чеки с накладными на оприходование материальных ценностей с карточками складского учета, отчетами движения приобретенных ТМЦ.
Чтобы контролировать прибывших из командировки подотчетных лиц необходимо вести журнал регистрации работников, прибывших из командировки.
Также нужно вести журнал регистрации работников, направленных в командировку.
Для того чтобы было значительно меньше ошибок при расчетах с подотчетными лицами, в штат предприятия необходимо ввести новую штатную единицу – бухгалтер по расчетам с подотчетными лицами, поставщиками и подрядчиками, покупателями, дебиторами и кредиторами.
Лишь, соблюдая все «подотчетные» нюансы, организация сможет оградить себя от возможных проблем при налоговых проверках.
Заключение
На примере конкретного предприятия ООО «Кулебакпромстрой» была рассмотрена организация учета расчетов с подотчетными лицами, а также общая теория учета данных расчетов.
Рассмотрены такие вопросы как: понятие подотчетных сумм, право и порядок получения денег под отчет при закупе товаров, продукции у физических и юридических лиц, при направлении подотчетных лиц в командировки, документальное оформление соответствующих операций, отражение расчетов с подотчетными лицами в бухгалтерском учете.
Как выяснилось, на предприятии деньги под отчет выдаются достаточно часто и разным работникам, так как не всегда есть возможность приобретения ТМЦ безналичным путем.
Вследствие перехода предприятия в 2006 по настоящее время(2011г) на автоматизированный учет с использованием программы 1С: Предприятие стало значительно меньше ошибок при расчетах с подотчетными лицами по сравнению с предыдущими годами, так как программа позволяет механизировать обработку информации о командированных работниках, снижает вероятность ошибок при перенесении информации из первичных документов в регистры бухгалтерского учета, а также сокращает количество первичной учетной документации, что, в свою очередь, способствует повышению точности и оперативности учета расчетов с подотчетными лицами на предприятии.