Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 11:49, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение расчетов с поставщиками и покупателями. В связи с поставленной целью можно выделить ряд задач, на которые необходимо ответить в процессе исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Методические основы учета расчетов с поставщиками и покупателями 5
1.1. Нормативно-правовое регулирование расчетов в организации 5
1.2. Понятие и виды дебиторской и кредиторской задолжности 8
1.3. Формы расчетов между организациями 10
1.4. Документальное оформление расчетов с поставщиками и покупателями 16
ГЛАВА 2. Организация учета расчетов с поставщиками и покупателями. 19
2.1. Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 19
2.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками. 25
2.3. Учет авансов и взаимозачетов 29
ГЛАВА 3. Особенности учета расчетов с поставщиками и покупателями. 38
3.1. Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями. 38
3.2. Резервы по сомнительным долгам. 43
3.3. Списание дебиторской задолжности 44
3.4. Списание кредиторской задолжности. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
Документальное оформление взаимозачетных операций
В соответствии
со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N
129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее
- Закон о бухгалтерском учете) все хозяйственные операции,
проводимые организацией, должны оформляться
оправдательными документами. Эти документы служат
первичными учетными документами, на основании которых
ведется бухгалтерский учет.
Кроме того, согласно ст. 161 ГК РФ сделки между юридическими лицами должны совершаться в письменной форме, а соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор. Следовательно, при внесении изменений в договор они должны быть отражены в письменном виде.
Таким образом, одного письменного распоряжения руководителя организации для оформления взаимозачетной операции бухгалтеру недостаточно.
Зачет взаимных требований может быть произведен либо по заявлению одной из сторон, либо по соглашению сторон.
Заявление
одной из сторон составляется после сверки
взаимных задолженностей. Акт сверки расчетов
оформляется сторонами в произвольной
форме с указанием всех реквизитов, необходимых при
составлении первичных
Организации часто совершают ошибку, ограничиваясь составлением акта сверки взаимных поставок (оказанных услуг, выполненных работ), в котором указываются все необходимые показатели, позволяющие определить наименование, количество, стоимость, даты совершенных поставок (оказанных услуг, выполненных работ), а также дата составления документа, сумма НДС. Однако из текста акта сверки следует лишь то, что стороны выявили сумму взаимных задолженностей, но не выразили своего волеизъявления о погашении этих задолженностей зачетом встречных требований или иным способом, например оплатой денежными средствами. Если в акте не указывается, что факт погашения сторонами взаимных задолженностей не прекращает обязательств сторон и не освобождает их от необходимости погашения указанных задолженностей в дальнейшем, это означает, что у каждой из сторон продолжают оставаться непогашенными как кредиторская, так и дебиторская задолженности.
Заявление
должно быть составлено в безусловном
порядке, то есть в нем не должна содержаться фраза
"просим Вашего согласия на проведение
зачета", иначе зачет встречных однородных
требований будет считаться совершенным
исключительно с момента
Сделка
по проведению взаимозачета вступает
в силу с момента получения указанного заявления другой
стороной. Подтверждением получения заявления
служит почтовая квитанция, уведомление
или роспись о получении.
Двусторонним
документом для оформления взаимозачета
может быть акт зачета взаимных требований,
в котором обязательно
Большое значение при составлении акта взаимозачета играет правильное отражение дат. Обязательно в акте указываются дата его составления, дата проведения сделок и возникновения задолженностей, дата проведения взаимозачета. Дата проведения зачета не должна быть более ранней, чем дата осуществления операций по договорам и дата возникновения задолженностей.
Акт зачета взаимных требований составляется как в произвольной текстовой форме, так и в форме таблиц.
Необходимыми документами для проведения взаимозачета являются:
- акты выполненных работ (
- накладные на отгрузку и
- акты сверок сумм начисленных
кредиторских и дебиторских
Акты выполненных работ и накладные определяют объем реализации продукции (работ, услуг), который полежит отражению на счетах реализации.
В ООО «Автостиль» в последнее
время не проводилось зачетов встречных требований.
3.1. Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями.
Информация об инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями содержится в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.
Основными
целями инвентаризации являются выявление
наличия дебиторской
Наиболее целесообразным и рациональным представляется ежеквартальное проведения инвентаризации расчетов в первую очередь с поставщиками и покупателями. Сроки и периодичность проведения инвентаризации нужно отразить в учетной политике.
При инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями комиссия путем документальной проверки должна установить правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, включая суммы, по которым истек срок исковой давности. Для этого необходимо сверить учетные данные счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с данными актов сверки взаиморасчетов с контрагентами (по соглашению сторон акт Сверки составляется организацией или контрагентов: поставщиком, покупателем, арендатором и др.), т.е. с каждым дебитором и кредитором.
Форма
акта сверки взаиморасчетов не является
унифицированным первичным
Акты сверок
с контрагентами составляют в двух экземплярах,
один из которых регистрируют в специальном журнале
и хранят для контроля своевременности
и полноты возврата задолженностей. 2-й экземпляр отправляется
контрагенту для соглашения. В момент получения
ответа в указанном журнале по строке регистрации акта
сверки в соответствующей графе делается
отметка о результатах
Выявленные
по итогам расхождения рассматриваются
и по ним принимается
Организациям, создающим резерв по сомнительным долгам, также необходимо проводить инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами. Именно по ее результатам устанавливается задолженность с истекшим сроком исковой давности, а также дебиторская задолженность организации, которая не погашается в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, т.е. сомнительная задолженность.
Результаты инвентаризации расчетов с контрагентами и персоналом организации сводятся в один акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками. (ф. № ИНВ-17).
Он составляется на основании актов сверки и справки о дебиторской и кредиторской задолженности (приложение к ф. № ИНВ-17) в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – остается в комиссии.
Образец ф. № ИНВ-17 приведен в приложении 23 к постановлению Госкомстата России от 18.08.98 № 88. В акте указывают:
- в гр.2 - счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;
- сумма задолженности,
- сумма задолженности, по
Акт заполняется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – остается в комиссии.
Результаты
инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной
комиссии. При этом в задачи комиссии входит
выявление причин, которыми обусловлена
необходимость внесения уточняющих записей в регистры
бухгалтерского учета, кроме этого комиссия
должна предложить способы отражения в
учете результатов
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом отчете.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражается на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
Расчеты с дебиторами
и кредиторами отражаются каждой стороной
в своей бухгалтерской отчетности в суммах,
вытекающих из бухгалтерских записей и
Только если по итогам сверки неправильность данных будет доказана другой стороной и с этим согласится сама организация, бухгалтерские записи могут быть приведены в соответствии с реально оказанными объемами услуг при условии наличия правильно оформленных первичных учетных документов.
По итогам
инвентаризации расчетов с покупателями
и поставщиками б бухгалтерском учете организации могут быть
оформлены следующие записи:
Таблица 4. Типовые бухгалтерские проводки по проведенной инвентаризации в ООО «Автостиль»
|
Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками