Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 16:12, курсовая работа
Глава I. Теоретическая часть.
1. Общие положения по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
Любая организация, осуществляющая деятельность, не может функционировать односторонне. Поставщики и подрядчики составляют одну из сторон взаимодействия. К поставщикам и подрядчикам относятся организации (юридические лица) и физические лица, осуществляющие поставку товарно-материальных ценностей, оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа, транспортные перевозки, обеспечение связи, коммунальные услуги), а также выполняющие работы (монтаж оборудования, погрузочно-разгрузочные работы,
Глава I. Теоретическая часть.
Любая
организация, осуществляющая деятельность,
не может функционировать
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками направлен на сбор и обобщение информации о расчетах за полученные покупателем товарно-материальные ценности, принятые заказчиком выполненные работы и потребленные услуги, расчетные документы по которым акцептованы и подлежат оплате через банк.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются на основании договоров, заключаемых в письменной форме. Понятие договора регламентировано ст. 420 ГКРФ: «Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращения гражданских прав и обязанностей». С договором тесно связано понятие оферты (ст. 435 ГКРФ) и акцепта (ст. 438 ГКРФ).
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляют после отгрузки им товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению. Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за пользование телефонов, почтово-телеграфные услуги. В настоящее время организации сами выбирают форму расчётов за поставленную продукцию или оказанные услуги.
Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов РФ. В России нормативно-правовое регулирование представлено четырьмя уровнями. К основным документам, регулирующим расчеты с поставщиками и подрядчиками, можно отнести:
Первый уровень:
1. Гражданский кодекс РФ, части 1-2 – в части регулирования договоров: поставки, аренды, подряда (ст.410, 414,415,419).
2. Налоговый кодекс РФ, ч.1-2
3. Закон РФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21 ноября 1996г.
Второй уровень:
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29 июля 1998г.)
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01)
Третий уровень:
7. Методические указания «О порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» (Приказ Минфина РФ №67н от 22 июля 2003г.)
8. Методические указания «По инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (Приказ Минфина РФ №49 от 13 июня 1995г.)
9. «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (Письмо Минфина РФ №142 от 31 октября 1994г.)
10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (Приказ Минфина РФ №94н от 31 октября 2000г.)
Четвертый уровень:
11. Устав организации
12. Учетная
политика организации.
3. Предназначение счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Для
учета взаимоотношений с
Подрядные строительные и монтажные, научно-исследовательские и другие аналогичные организации, когда они являются генеральными подрядчиками (головными организациями), расчеты со своими субподрядчиками (соисполнителями) также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Все операции с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, проводятся по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты предъявленного счета.
4. Синтетический и аналитический учет операций с поставщиками и подрядчиками
Табл.1. Схема счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет | Кредит |
Сн – остаток задолженности поставщикам и подрядчикам на начало периода. | |
Обд - оплата счетов поставщиков и подрядчиков за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (-) | Обк - акцептован счет поставщиков за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, выдача векселей (+) |
Выдан аванс | Зачет ранее выданных авансов |
Ск – остаток задолженности поставщикам и подрядчикам на конец периода. |
Операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги отражаются на синтетическом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты в соответствии с условиями договора и расчетными документами. Сальдо кредитовое отражает сумму задолженности организации поставщикам по неоплаченным счетам, оборот по дебету – погашение задолженности, оборот по кредиту – возникновение новой задолженности. Счет 60 по отношению к балансу является преимущественно пассивным, он может быть активным только в случае, если была произведена авансовая оплата поставщику (подрядчику), при этом для усиления контроля за движением денежных средств рекомендуется открыть к данному счету субсчет «Авансы выданные».
В организациях расчеты с поставщиками и подрядчиками производятся в безналичной форме. Аналитический учет на предприятии по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по наименованию поставщиков. Для проверки соответствия данным аналитического учета, синтетические записи переносят в оборотную ведомость. Суммы по оборотной ведомости должны соответствовать сальдо по счету 60.
Счет
60 кредитуется на стоимость фактически
поступивших или принятых к оплате
товарно-материальных ценностей, потребленных
услуг и работ в
По кредиту счета 60 отражается стоимость:
-фактически
поступивших товарно-
-выполненных работ, оказанных услуг в корреспонденции со счетами учета соответствующих затрат (20, 23, 25, 26, 44).
По дебету счета 60 отражаются: оплаченные поставщикам в погашение обязательств суммы в корреспонденции со счетами учета денежных средств (50, 51, 52, 55).
Сумма налога на добавленную стоимость включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя записью:
Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
По действующему законодательству НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям или услугам, стоимость которых списывается на затраты организации (или издержки обращения), после погашения обязательств перед поставщиками предъявляется бюджету, т.е. на сумму налога, уплаченного поставщикам, уменьшаются обязательства организации перед бюджетом по уплате НДС. Это отражается записью:
Д-т 68 «Расчеты с бюджетом» - К-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Кроме того, на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают выданные авансы под закупаемое имущество, курсовые разницы, а также прекращение обязательств.
Выданные авансы учитываются по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Авансы выданные» с кредита счетов учета денежных средств 51 «Расчетные счета» 52 «Валютные счета» и другие счета учета денежных средств.
Курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве прочих доходов и расходов в зависимости от значения курсовых ризниц.
Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям: при зачете взаимных требований; новации; прощении долга; ликвидации юридического лица.
Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Прощение долга по существу является одним из видов дарения. Прощение долга является прочим доходом и отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
При прекращении обязательств новацией происходит замена одного обязательства другим. Эта замена на синтетических счетах не отражается, осуществляются отметки в аналитическом учете.
При прекращении обязательств вследствие ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
При журнально-ордерной форме учета расчетов с поставщиками и подрядчиками записи производят в журнале-ордере №6, в котором синтетический учет расчетов с поставщиками сочетается с аналитическим. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах в порядке плановых платежей ведут в ведомости №5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер №6.
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечивать получение данных в разрезе поставщиков:
- о задолженности поставщикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
-
по неоплаченным в срок
- по неотфактурованным поставкам;
- авансам выданным;
- по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
- по просроченным векселям;
-по
полученному коммерческому
5. Документальное оформление операций по ведению и учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
Информация о работе Учет расчетов с поставщиками иподрядчиками