Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 16:12, курсовая работа
Глава I. Теоретическая часть.
1. Общие положения по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
Любая организация, осуществляющая деятельность, не может функционировать односторонне. Поставщики и подрядчики составляют одну из сторон взаимодействия. К поставщикам и подрядчикам относятся организации (юридические лица) и физические лица, осуществляющие поставку товарно-материальных ценностей, оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа, транспортные перевозки, обеспечение связи, коммунальные услуги), а также выполняющие работы (монтаж оборудования, погрузочно-разгрузочные работы,
Все хозяйственные операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги оформляются соответствующими расчетными документами и договорами.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению и подкрепляются соответствующими документами.
Основным первичным документом для взаимодействия с поставщиками и подрядчиками является договор. Договор может быть нескольких видов:
• договор купли-продажи (при покупке товарно-материальных ценностей, товаров);
• договор поставки (при поставке оборудования и др.);
• договор аренды (при аренде помещений);
• договор обслуживания (при оказании услуг электроэнергия, отопление и др.);
• договор подряда (при проведении работ подрядным способом).
Существует исключение, когда приобретаются товары, материалы и другие товарно-материальные ценности только на основании заранее оплаченного счета, счет-фактуры и товарной накладной, а также доверенности на получение товарно-материальных ценностей.
Основным документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками является счет-фактура, который служит основанием для оформления соответствующих банковских платежных документов на перечисление задолженности: платежных требований, аккредитивов, платежных поручений, расчетных чеков. Счет-фактуру выписывает поставщик на отпускаемые товарно-материальные ценности.
Получаемые и выдаваемые счета-фактуры записываются раздельно в журналы учета счетов-фактур и хранятся в течение полных 5 лет с даты их получения или выдачи. Счета-фактуры в журнале должны быть подшиты и пронумерованы.
Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками начисляется по факту:
• акцепта расчетных документов по принятым ценностям, работам, услугам;
• приемки ценностей, поступивших от поставщиков без расчетных документов (неотфактурованные поставки);
• выявление излишка при приемке товарно-материальных ценностей.
В
настоящее время организации
сами выбирают форму расчетов за поставленную
продукцию или оказанные
В расчетных документах (счет, счет-фактура, товарно-транспортная накладная и др.) поставщики и подрядчики отдельной строкой выделяют сумму налога на добавленную стоимость.
Кредиторская
задолженность погашается при получении
от банка подтверждения о
После акцепта счета при приемке поступивших ценностей на склад может обнаруживаться недостача сверх норм естественной убыли. При проверке акцептованного счета поставщика (подрядчика) могут выявиться несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки. В этих случаях оформляются документы по претензиям и акт о приемке материалов.
Табл. 2. Хозяйственные операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками и их документальное оформление
Хозяйственная операция | Документ основание |
Заключен договор с поставщиком (подрядчиком) | Договор на обслуживание, договор подряда, договор субподряда, договор купли-продажи, |
Выплачен аванс поставщику (подрядчику), оплачены с расчетного (валютного) счета приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги | Платежное поручение, выписка банка |
Оплачены
наличными приобретенные |
Акт о приемке материалов, претензия |
Получены материалы, товары | Приходный ордер, накладная поставщика |
Отражена
сумма НДС, уплаченная при приобретении
материалов, товаров
Отражена сумма НДС на стоимость работ |
Счет-фактура |
Стоимость
работы сторонних организаций отнесена
на себестоимость основного |
Акт о выполненных работах |
Если материальные ценности поступили в организацию без расчетных документов (неотфактурованные поставки), то они оплате не подлежат (поскольку основанием для оплаты ценностей являются расчетные документы), по ним начисляется кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками. При поступлении товарно-материальных ценностей без расчетных документов поставщиков необходимо проверить, не числятся ли данные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со склада поставщиков, а также в составе дебиторской задолженности. После проверки поступившие ценности должны быть оприходованы и оформлены соответствующими документами.
Табл. 3. Документы-основания по хозяйственным операциям неотфактурованных поставок.
Хозяйственная операция | Документ основание |
Определена
стоимость заготовления материалов
по учетным ценам
Оприходована партия материалов, поступивших без документов, по учетным ценам |
Приходный ордер, акт |
Отражена стоимость заготовления материалов по фактическим ценам | Накладная, счет-фактура |
Определено отклонение фактической стоимости материалов от их стоимости в учетных ценах | Справка-расчет бухгалтерии |
Организация-покупатель в обеспечение задолженности за полученные товарно-материальные ценности (принятые работы, оказанные услуги) может выдать поставщику или подрядчику вексель с согласованным сроком платежа. При такой оплате поступающих активов могут использоваться простые и переводные векселя.
Простой вексель- это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму денег по наступлению срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы или оказанные услуги. В таком векселе указывают место и дату выдачи, сумму обязательства в целом или с выделением обязательства по оплате процентов, срок и место платежа, наименование получателя, подпись векселедателя.
Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит письменный приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство после его акцепта трассатом. С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, тем самым, выполняя функцию универсального кредитно-расчетного документа.
Сумма номинала выданного векселя, как правило, превышает покупную стоимость приобретенных товаров. Разница составляет доход кредитора (векселедержателя) за предоставленный покупателю (векселедателю) коммерческий кредит. Для покупателя вексель - средство платежа, для поставщика – инструмент кредитования.
Табл. 4. Документы, оформляемые при расчетах векселем.
Хозяйственная операция | Документ основание |
Оприходованы товары на склад | Приходный ордер, накладная поставщика |
Учтен НДС на стоимость товаров (работ, услуг) | Счет-фактура |
Выдан вексель поставщику | Вексель, акт приемки-передачи |
Увеличена стоимость товаров (работ, услуг) на сумму дисконта по векселю | Вексель |
6. Учет неотфактурованных поставок
В
ряде случаев на фактически поступившие
на склад товарно-материальные ценности
отсутствуют расчетные
Если расчетные документы на неотфактурованные поставки получены до составления бухгалтерских регистров по приходу товарно-материальных ценностей, то эти ценности принимают к учету в общеустановленном порядке на основании документов поставщика.
Если
же документы не поступают к моменту
составления бухгалтерских
отражена покупная стоимость неотфактурованной поставки по рыночной цене на основании акта о приемке – Д-т 10 «Материалы» - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
учтен НДС по неотфактурованной поставке - Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям» - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Если рыночная цена поставки окажется выше фактической себестоимости, в учете делают дополнительную запись на сумму превышения:
уточнена стоимость поставки на основании документов поставщика - Д-т 10 «Материалы» - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Если рыночная цена поставки будет меньше фактической себестоимости, в бухгалтерском учете на сумму уменьшения делают сторнировочную запись.
7. Составление акта о приёмке материальных ценностей
Иногда материальные ценности от поставщиков поступают прямо в цех. Они отражаются в учёте как принятые на склад или переданные в цех.
Если количество или качество прибывших материалов не совпадает с данными сопроводительных документов, а также при приёмке материалов без документов, то принимает их комиссия по Акту о приёмке материалов формы М-7.
Акт составляется в двух экземплярах с обязательным участием материально-ответственного лица и поставщика.
Он утверждается руководителями предприятия.
Один экземпляр акта передаётся в бухгалтерию предприятия для учёта движения материальных ценностей, а второй- отделу материально-технического снабжения для предъявления претензии виновнику. Акт о приёмке материалов является первичным документом по приходу ценностей, и приходный ордер не оформляется.
8. Материалы в пути
Материалами в пути называются такие поставки, по которым предприятие акцептовало платёжные документы, а материалы на склад по ним ещё не поступили. К учёту принимаются акцептованные платёжные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.
В журнале-ордере № 6 платёжные документы регистрируются в течение месяца в графе “За не прибывший груз” и в графе “акцепт”. По окончании месяца предприятие обязано принять эти ценности на баланс, т.е. записать по принадлежности к группе материалов, но на начало следующего месяца расчёты по этим поставкам не будут закончены.
При
получении ценностей
При расчётах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом. Излишки приходуются по акту и расцениваются по учётным ценам предприятия или по договорным (отпускным) ценам, затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка. Отдел снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставить платёжное требование. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претензию к поставщику.
Информация о работе Учет расчетов с поставщиками иподрядчиками