Учет расчетов у заказчиков-подрядчиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 04:08, курсовая работа

Описание

Целью работы — изучить теоретические аспекты методических и инструктивных материалов, исследовать на практике учетные операции, связанные с расчетами поставщиков и подрядчиков, а также разработать рекомендации по их практическому применению экономическим субъектом, в качестве которого выступает ООО «МПС системы».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические и методические основы бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и формы расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………5
1.2 Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………11
2. Организационно-методическое обеспечение бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками ……………………………………………………………...21
2.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы или услуги………………………………………………...21
2.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками по неотфактурованным поставкам..25
2.3 Учет штрафных санкций с поставщиками и подрядчиками……………………………31
2.4 Направления совершенствования расчетов с поставщиками и подрядчиками……….35
Заключение…………………………………………………………………………………….36
Список использованных источников………………………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Учет у заказчиков-подрядчиков.docx

— 63.47 Кб (Скачать документ)

Условиями аккредитива может  быть предусмотрен акцепт уполномоченного  плательщиком лица. Получатель средств  может отказаться от использования  аккредитива до истечения срока  его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями  аккредитива.

Допускаются частичные платежи  по аккредитиву.

За нарушения, допущенные при исполнении аккредитивной формы  расчетов, банки несут ответственность  в соответствии с действующим  законодательством.

Удобной формой расчетов для  получателей средств являются расчеты  по чекам из лимитированной чековой  книжки. Преимущество этой формы расчетов заключается в том, что практически  отгрузка продукции или товарно-материальных ценностей совпадает по времени  с ее оплатой.

Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное  распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы  чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которым он вправе распоряжаться путем выставления чеков; чекодержателем — лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек; плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Порядок и условия использования  чеков в платежном обороте  регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Прежде, чем получить чековую  книжку, предприятие вместе с заявлением о выдаче чековой книжки представляет платежное поручение на сумму  лимита, и в нижней части поручения  делается надпись: «За чековую книжку для расчетов с предприятиями».

Чеки из лимитированных книжек подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером. При выборке  товаров на месте разрешается  подписывать чеки должностному лицу учреждения, которому выдается доверенность на получение товаров. В доверенности должны быть оговорены право на подписание чека должностным лицом и сумма, на которую разрешается приобрести товары. Если чек подписывается на основании доверенности должностным  лицом учреждения, то оно должно на чеке перед подписью сделать надпись: «По доверенности».

Чек из лимитированной книжки выдается поставщику одновременно с  отпуском товаров или предоставлением  услуг. В чеке обязательно указывается, какой организации и в уплату по какому счету или другому заменяющему  его документу должна быть перечислена  сумма по чеку.

Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для  получения платежа считается  предъявлением чека к оплате. Чекодатель не вправе отозвать чеки до истечения  установленного срока для его предъявления к оплате. Чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня их выписки.

По окончании срока  действия чековые книжки сдаются  в банк.

Форма чека и порядок его  заполнения определяются законом и  установленными в соответствии с  ним банковскими правилами.

1.2 Бухгалтерский учет  расчетов с поставщиками и  подрядчиками

Операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные  работы или оказанные услуги отражаются на синтетическом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  в соответствии с условиями договора и расчетными документами. Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  является преимущественно пассивным. По его кредиту отражается возникающая  кредиторская задолженность, а по дебету — ее погашение [11, с.109].

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для  обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

— полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке  материальных ценностей, расчетные  документы, на которые акцептованы  и подлежат оплате через банк;

— товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные  документы от поставщиков или  подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

— излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

— полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам  и переборам тарифа (фрахта), а  также за все виды услуг связи  и др.

Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного  подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ и иного договора функции  генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» [9, с. 64].

Счет 60 может быть активным только в случае, если была произведена  авансовая оплата поставщику (подрядчику), при этом для усиления контроля за движением денежных средств целесообразно открыть к данному счету субсчет «Авансы выданные». Если счет поставщика был акцептован (оплачен) до поступления груза, то записью по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» погашается дебиторская задолженность за поставщиками (подрядчиками) по предоплате.

Кредиторская задолженность  перед поставщиками и подрядчиками начисляется по факту:

— акцепта расчетных документов по принятым ценностям, работам, услугам;

— приемки ценностей, поступивших  от поставщиков без расчетных  документов (неотфактурованные поставки);

— выявления излишка при  приемке товарно-материальных ценностей.

В соответствии с условиями  заключенного между организациями  договора расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после  отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или  оказания услуг, либо одновременно с  ними с согласия организации или  по ее поручению либо в любой другой момент времени [11, с. 110].

Без согласия предприятия  в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, услуги связи, почтово-телеграфные услуги.

На предъявленные к  оплате счета поставщиков кредитуется  счет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» и дебетуются счета  по учету ценностей (08 «Вложения  во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары» и др.) или счета по учету затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 97 «Расходы будущих периодов» и др.). За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

За неотфактурованные поставки (при отсутствии счетов-фактур или других расчетных документов) счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных договором [9, с. 65].

На счете 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» учитывают  также расчеты с подрядными организациями  за выполненные ими работы и по другим платежам.

На счете 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» задолженность  отражается в пределах сумм акцепта. После акцепта счета при приемке  поступивших ценностей на склад  может обнаруживаться недостача  сверх норм естественной убыли; при  проверке акцептованного счета поставщика (подрядчика) могут выявиться несоответствия цен, обусловленных договором, и  арифметические ошибки. В этих случаях  счет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» кредитуется на сумму  претензии в корреспонденции  с дебетом счета 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям». Данной проводкой  начисляется дебиторская задолженность  за поставщиками по претензиям [11, с. 110].

Кредиторская задолженность  погашается при получении от банка  подтверждения о перечислении средств  поставщикам и заказчикам в виде выписок из расчетного и других счетов вместе с приложенными банковскими  расчетными документами, а также  при зачете полученного аванса и  взаимных требований.

Погашение задолженности  перед поставщиками отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» и кредиту счетов учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках») или кредитов банка (66 «Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»).

На счете 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» отражают выданные авансы под закупаемое имущество, суммовые и курсовые разницы, а также  прекращение обязательств.

Выданные авансы учитывают  по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» с кредита  счетов учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.).

Суммовые разницы по приобретенному имуществу после его приходования или выполненным работам (услугам) учитывают на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционных доходов или расходов в зависимости от значения суммовых разниц.

Курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) также  отражают на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционных доходов и расходов в зависимости  от значения курсовых разниц.

Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям: при зачете взаимных требований, новации, прощении долга, ликвидации юридического лица (ст. 410, 414, 415, 419 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Прощение долга по существу является одним из видов дарения. Прощенная сумма долга является внереализационным доходом и отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При прекращении обязательств новацией происходит замена одного обязательства  другим. Эта замена на синтетических  счетах не отражается; осуществляются отметки в аналитическом учете.

Прекращение обязательств вследствие ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, осуществляют по результатам проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации.

Поставщики и подрядчики (производители работ, услуг) могут  предоставлять организации коммерческий кредит в виде отсрочки и рассрочки  оплаты, приобретенных товарно-материальных ценностей (работ, услуг) на условиях выплаты  процентов или дополнительного  дохода. Для учета расчетов по полученному  коммерческому кредиту следует  открыть к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты по коммерческому кредиту».

Получение коммерческого  кредита отражается сложной проводкой:

1) по дебету счетов  учета материальных ценностей  отражается стоимость поступивших  материальных ценностей, под которые  получен коммерческий кредит;

2) по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» начисляется  причитающийся к выплате доход  по коммерческому кредиту (превышение  суммы задолженности перед поставщиком  над стоимостью поступивших ценностей  согласно расчетным документам);

3) по кредиту счета  60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» отражается сумма  задолженности поставщикам и  подрядчикам, включая доходы (проценты) по коммерческому кредиту.

Причитающийся к уплате доход  по коммерческому кредиту в течение  срока кредита равными частями  списывается на затраты производства либо издержки обращения проводкой  с кредита счета 97 «Расходы будущих  периодов» в корреспонденции  с дебетом счетов учета издержек производства (обращения). Погашение  задолженности по коммерческому  кредиту отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.

Организация-покупатель в  обеспечение задолженности за полученные товарно-материальные ценности (принятые работы, оказанные услуги) может  выдать поставщику или подрядчику вексель  с согласованным сроком платежа. Сумма номинала выданного векселя, как правило, превышает покупную стоимость приобретенных товаров. Разница составляет доход кредитора (векселедержателя) за предоставленный  покупателю (векселедателю) коммерческий кредит. Таким образом, для покупателя вексель является средством платежа, для поставщика — инструментом кредитования.

Выдачей векселя в обеспечение  коммерческого кредита юридически оформляется отсрочка платежа и  уменьшается риск несвоевременного погашения кредита. Использование  вексельной формы кредитования имеет  для поставщика-векселедержателя следующие  преимущества: он может погасить полученным векселем собственные обязательства, учесть его в банке, использовать в качестве залога и др. Доходы и  проценты по коммерческим векселям относятся  на себестоимость продукции. Суммы  задолженности поставщикам и  подрядчикам, обеспеченные выданными  векселями, не списываются со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в  аналитическом учете [11, с. 114].

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

Информация о работе Учет расчетов у заказчиков-подрядчиков