Учет расетов по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании действующей системы учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам на примере организации ООО НПК «Алмаз», а также путей оптимизации налогообложения на данном предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ. ВИДЫ НАЛОГОВ, ИСТОЧНИКИ ИХ УПЛАТЫ
1.1 Теоретические и методологические аспекты налогового учета
1.2 Учет расчетов организаций по налогам и сборам на примере ООО НПК «Алмаз
1.3 Рекомендации по оптимизации и минимизации налогообложения на примере ООО НПК «Алмаз»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

готовая - копия (2) - копия.doc

— 306.50 Кб (Скачать документ)

Повышение экономической эффективности достигается посредством ограничения через налоговую систему непроизводительных затрат (акцизы на отдельные виды товаров) и стимулирования более эффективного использования имеющихся ресурсов (земельный налог, налог на имущество предприятий и другие).

Стимулирующая функция влечет активизацию технического прогресса, увеличение количества рабочих мест, инвестиций в соответствующие отрасли народного хозяйства (расширение одних производств и сокращение других). С этой целью затраты на внедрение новой техники, благотворительную деятельность (определенных размерах) не облагаются налогом на прибыль и т.д. [19, C. 196]

Некоторые исследователи кроме вышеназванных функций выделяют еще и контрольную функцию налоговой системы. Благодаря ей возникает возможность оценивать эффективность каждого налогового канала в целом, выявлять необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

В НК РФ не содержатся определения налоговой системы. В экономической и юридической литературе происходит смешение двух понятий: "система налогов" и "налоговая система".

Система налогов представляет собой обособленный элемент налоговой системы любого государства.

Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.

Я считаю, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными и не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Для этого существуют принципы построения налоговой системы РФ, которые я привожу в своей схеме.

 

Схема 1.1. Принципы построения налоговой системы РФ.

 

Принцип справедливости

              Данный принцип - базовый в системе принципов налогообложения. Вместе с тем отдельные ученые, признавая его первичность и важность, относили и относят принцип справедливости налогообложения к условным моментам, исторически изменяющимся и не имеющим прочного стержня.

По проему, такое суждение только отчасти является правильным. Гораздо правильнее утверждать, что в этом принципе присутствуют достаточно устойчивые (если не вечные) элементы, которые могут служить твердыми критериями для налоговой политики и которые подтверждают правильность положения французского философа А. Камю: "Все течет, но ничего не изменяется".

Я считаю, что эффективное налогообложения - это, прежде всего, налогообложение, справедливое в глазах общественного мнения. При этом я  говорю не о рекламе, убеждении населения перед выборами или в критической политической ситуации, которые в долгосрочной перспективе без реального подтверждения могут, вызвать реакцию населения, обратную желаемой. Мне кажется, что основополагающими принципами справедливости, без которых невозможно эффективное налогообложение являются:

        равномерность и прогрессивность распределения налогового бремени;

        глобальность и всеобъемлемость налогообложения;

        целенаправленность налоговых поступлений.

Налогообложение должно быть справедливым и равным для всех субъектов, в полной мере обеспечивать поступления средств в бюджет, содействовать социально-культурному развитию общества в целом.

Я  согласна с мнением экономиста Н.И. Тургенева: "Налоги должны быть распределяемы между всеми гражданами в одинаковой соразмерности; пожертвования каждого на пользу общую должны соответствовать силам его ". "Налоги должны быть распределяемы между всеми гражданами в одинаковой соразмерности, пожертвования каждого на общую пользу должны соответствовать его доходу". [28]

В любом случае торжество принципа справедливости является одной из приоритетных целей построения современного налогообложения. Конечно, вполне можно согласиться с мнением, что справедливая система налогообложения - идеальная мечта 

В конечном счете, все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что справедливое налогообложение должно строиться на основе гармоничного сочетания финансовых интересов государства, общества и налогоплательщиков. Необходимым условием этого является последовательная реализация принципов всеобщности равенства и соразмерности налогообложения.

Принцип простоты

Кроме того, я считаю, что создаваемая налоговая система должна быть максимально проста и, в то же время, обеспечивать средствами бюджет страны, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Для каждого бюджета должен существовать конкретный набор налогов, определяющий его регулярное пополнение. Налоги должны делиться на косвенные и прямые, причем прямые должны преобладать ввиду ясности базы налогообложения и относительной простоты взимания.

Принцип установления налогов

На протяжении всей истории человечества во всех государствах правительства всех ориентаций не могли существовать без налогов. Изучение механизма налогообложения предполагает определение основных участников налоговых отношений, к которым относятся субъекты хозяйственной деятельности и государственные органы. Субъекты хозяйственной деятельности как участники налоговых отношений выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков, представителей налогоплательщиков (законных или уполномоченных), налоговых агентов. Кроме того, участниками налоговых отношений являются банки как юридические лица, выполняющие ряд возложенных на них функций, связанных с налогообложением. Участниками налоговых отношений являются также лица, предоставляющие необходимые данные (нотариусы, регистрационные палаты, органы лицензирования). Налогоплательщик (субъект налогообложения) ― это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. В соответствии со ст. 19 части первой Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. [1]

В соответствии со ст. 24 части первой НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ. Налоговыми органами в Российской Федерации в соответствии со ст. 30 части первой НК РФ являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его подразделения в Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым Кодексом  и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов. [1]

              Долее хотелось бы обратить внимание на схему, где все это более наглядней .

Схема 1.2. Участники налоговых правоотношений.

 

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ [1], Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 783, МНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.

 

Схема 1.3. Система налоговых органов Российской Федерации

 

              Для выполнения своих функций налоговые органы наделены соответствующими правами и несут определенные обязанности. Основные права и обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ, Федеральным законом "О налоговых органах в Российской Федерации" и другими законодательными актами приведены в схеме 1.4. [1]

Схема 1.4. Органы налогового контроля РФ.

 

Порядок учета расчетов организаций по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов. Главным законодательным документом является Налоговый кодекс РФ [8]. В Налоговом Кодекс устанавливаются виды налогов, их функции и классификация, а также объекты и субъекты налоговых отношений. В данном кодексе предоставляются порядок, расчеты и сроки уплаты налогов и сборов.

 

1.1   Учет расчетов организаций по налогам и сборам

 

 

ООО НПК «Алмаз» является одним из крупнейших налогоплательщиков алмазообрабатывающей отросли страны. Компания работает на общей системе налогообложения и перечисляет налоги и сборы в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.

С бюджетом расчеты по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) производится в безналичном порядке, после начисления зарплаты работникам.

Одновременно с этим в организации делается запись в учете по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». При перечислении налога в учете счет 68 дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму подоходного налога и т.д.). [1, C. 29]

По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль в соответствии с ПБУ 18/02 осуществляется на следующих счетах (субсчетах):

        68-4 «Налог на прибыль»;

        68-4-1 «Уплата налога на прибыль»;

        68-4-2 «Текущий налог на прибыль»;

09 «Отложенные налоговые активы»;

77 «Отложенные налоговые обязательства».

На субсчете 68-4-2 отражается только начисление текущего налога на прибыль. Оплата налога на прибыль, начисление штрафных санкций, доначисление налога отражаются на субсчете 68-4-1.

Отложенный налоговый актив с суммы налогового убытка начисляется только в том случае, если у Общества существует вероятность получения налогооблагаемой прибыли в последующих отчетных периодах.

Состав налоговой отчетности предоставляемой компанией «Алмаз» налоговым органам включает в себя:

По налогу на добавленную стоимость:

      Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость – Ежеквартально

Ставка по НДС на алмазную и бриллиантовую продукцию составляет 18%.

Налог на доходы физических лиц (13%):

      Справка о доходах физического лица (2-НДФЛ) – Ежегодно

По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (26%):

      Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам – Ежеквартально.

      Налоговая декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам – Ежегодно.

По налогу на прибыль (24%). При этом 6,5 процента зачисляется в федеральный бюджет, а 17,5 процента зачисляется в бюджеты субъектов РФ:

      Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций – Ежегодно.

      Налоговая декларация о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации – В любой отчетный (налоговый) период независимо от времени уплаты (удержания) налога в иностранном государстве, но одновременно с подачей декларации по налогу на прибыль организаций в России. [2, C. 688]

По налогу на имущество организаций (2,2%):

      Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций – Ежеквартально.

      Налоговая декларация по налогу на имущество организаций – Ежегодно.

По транспортному налогу:

      Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу – Ежеквартально.

      Налоговая декларация по транспортному налогу – Ежегодно.

Также организация ежегодно предоставляет сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год.

В бухгалтерском учете по НДС делаются следующие записи.

По операциям, связанным с продажей товаров, продукции, работ и услуг, а также прочего имущества, делаются следующие бухгалтерские проводки:

Информация о работе Учет расетов по налогам и сборам