Учет ремонта и модернизации основных средств в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание

В настоящее время в России осуществляются экономические реформы и программы, с целью максимального приближения к Международным стандартам учета и финансовой отчетности (МСФО), т.е. происходит совершенствование старых и создание новых правил ведения бухгалтерского учета. На всех предприятиях должна существовать правильная унифицированная организация бухгалтерского учета затрат по всем категориям.
Данная работа посвящена современным унифицированным способам и методам учета затрат на ремонт и модернизацию объектов основных средств на предприятии.

Содержание

1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕТА РЕМОНТА И МОДЕРНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗАЦИИ.
1.1 Понятие основных средств………………………………………….…..5
1.2 Учет ремонта основных средств……………………………………….10
1.3 Учет модернизации основных средств……………………...…………15
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.
2.1 Краткая характеристика ООО «Строймеханизация-МА»…………....18
2.2 Учет ремонта основных средств на примереООО «Строймеханизация-МА»………………………………………………………………………………20
2.3 Учет модернизации (реконструкции) объектов основных средств…24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА..doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

Перечислим основные:

1.      материалы, запчасти – счет 10 «Производственные запасы»;

2.      инструменты – счет 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»;

3.      заработная плата рабочим ремонтного цеха – счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

4.      отчисления на социальное страхование и обеспечение – счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

              Тогда затраты на ремонт оформляются проводкой:

Д-т сч. 23 субсчет «Ремонтный цех» – сумма затрат,
К-т сч. 10, 12, 70, 69 – сумма затрат.

              Приемка отремонтированного объекта из капитального ремонта оформляется актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3). Когда акт поступит в бухгалтерию, в инвентарной карточке делают отметку о произведенных работах. Кроме того, акт о приемке-сдаче служит основанием для списания фактической себестоимости капитального ремонта.

              В этом акте обязательно должно быть следующие реквизиты:

1.      наименование объекта;

2.      инвентарный номер объекта;

3.      код заказа, которым является данный ремонт для ремонтного цеха;

4.      объем выполненных работ;

5.      сроки начала и окончания ремонта;

6.      сметная стоимость ремонта;

7.      фактическая стоимость ремонта.

              Акт подписывается представителями ремонтного цеха и цеха или службы, в котором эксплуатируется данный объект. После приема ремонта затраты по нему списываются на источник финансирования.

              Если ремонтный фонд на предприятии не создавался, то затраты списываются непосредственно на себестоимость продукции:

Д-т сч. 25, 26 – сумма затрат по ремонту,
К-т сч. 23 субсчет «Ремонтный цех» – сумма затрат по ремонту.

              Если ремонтный фонд есть, списание затрат оформляется так:

              1. Списание затрат в пределах ремонтного фонда:

Д-т сч. 89 субсчет «Ремонтный фонд» – сумма затрат по ремонту в пределах фонда,
К-т сч. 23 субсчет «Ремонтный цех» – сумма затрат по ремонту в пределах фонда.

              2. Если стоимость ремонта превышает размер ремонтного фонда, тогда сумма превышения относится в расходы будущих периодов, которые учитываются на соответствующем активном счете:

Д-т сч. 31 «Расходы будущих периодов» – сумма превышения,
К-т сч. 23 субсчет «Ремонтный цех» – сумма превышения.

              По мере накопления ремонтного фонда сумма превышения списывается из расходов будущих периодов в ремонтный фонд следующей проводкой:

Д-т сч. 89 субсчет «Ремонтный фонд» – сумма превышения,
К-т сч. 31 «Расходы будущих периодов» – сумма превышения.

              Если ремонт выполняется подрядным способом, учет затрат ведет ремонтная организация. После окончания ремонта составляется акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов, на основании которого выписывается счет и предъявляется заказчику.

              Заказчик акцептует (соглашается оплатить) полученный от подрядчика счет за выполненный ремонт так:

Д-т сч. 25, 26,
К-т сч. 60.

              А если создавался ремонтный фонд, то:

Д-т сч. 89 субсчет «Ремонтный фонд»,
К-т сч. 60.

              Затраты по капитальному ремонту, осуществляемому подрядным способом, могут быть списаны с кредита счета 60 в дебет счетов издержек производства и обращения.

              Оплата счетов подрядчика производится с расчетного или другого счета и оформляется бухгалтерской записью:

Д-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
К-т счета 51 «Расчетный счет» или других счетов.

              По окончании отчетного периода затраты на ремонт основных средств должны быть списаны на издержки производства или обращения в сумме фактически произведенных затрат. Сальдо по субсчету «Ремонтный фонд» счета 89 «Резерв предстоящих расходов и платежей», как правило, не должно быть.

              Организации могут вначале учитывать затраты по ремонту основных средств по дебету счета 31 «Расходы будущих периодов» (с кредита материальных, расчетных и других счетов или счета 23), а с этого счета в течение года, как правило, равномерно списывать на счета издержек производства (обращения).

              Ремонт и содержание основных средств непроизводственного назначения осуществляют за счет прибыли, оставшейся в организации, или фондов специального назначения – счет 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»). Фактические расходы по ремонту указанных объектов списывают в дебет счета 88 с кредита материальных, денежных и расчетных счетов (10, 70, 69, 60, 76 и др.).

Учет модернизации основных средств

              Повысить отдачу от использования объекта основного средства можно, если провести его модернизацию, достройку или реконструкцию. Отражение результатов таких работ в бухгалтерском и налоговом учете существенно различается.

              Расходы на модернизацию объекта основных средств могут увеличивать его первоначальную стоимость. Для этого согласно п. 27 ПБУ 6/01 в результате модернизации должны улучшиться какие-либо исходные показатели функционирования такого объекта. Например, мощность, производительность.

              Собственно для улучшения функциональных показателей основного средства и проводится модернизация. Поэтому средства, затраченные на нее организацией, увеличивают, как правило, первоначальную стоимость основного средства в бухучете.

              Расходы на модернизацию отражаются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Так сказано в п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).

              В Инструкции по применению Плана счетов есть следующее уточнение: построение аналитического учета по счету 08 должно обеспечить возможность получения данных о затратах на модернизацию (реконструкцию). Выполнить это требование можно, открыв на счете 08 еще один субсчет, например 08-9 "Затраты на модернизацию основных средств".

По окончании модернизации собранные на этом субсчете затраты списываются на счет 01 "Основные средства". При этом у организации в соответствии с п. 42 Методических указаний есть две возможности.

Первая из них предусматривает, что затраты списываются на счет 01, увеличивая в аналитическом учете стоимость модернизированного объекта основных средств. При этом необходимо в разделе 5 инвентарной карточки этого объекта (форма N ОС-6[6]) указать сумму произведенных затрат. Это будет означать изменение (увеличение) первоначальной стоимости объекта, по которой он был принят к учету (п. 14 ПБУ 6/01 и п. 40 Методических указаний).

              Вторая возможность связана с тем, что расходы на модернизацию, как мы отмечали выше, могут увеличивать первоначальную стоимость основного средства. Этого не произойдет, если собранные на счете 08 затраты имеют самостоятельное значение. Например, организация модернизирует несколько основных средств и произведенные затраты нельзя распределить по этим объектам.

              В таком случае фактически образуется новый объект основных средств. Его стоимость равна затратам на модернизацию, которые списываются на счет 01 и учитываются обособленно. Как и для любого основного средства, для данного объекта надо завести новую инвентарную карточку. В поле "Первоначальная стоимость основного средства на дату принятия к бухгалтерскому учету" карточки следует указать сумму произведенных затрат.

              Заметим также, что если стоимость вновь образованного основного средства в результате модернизации составляет менее 10 000 руб. или иного лимита, установленного в учетной политике организации исходя из технологических особенностей, то такой объект можно сразу списать на затраты, не прибегая к механизму начисления амортизации. Сделать так позволяет п. 18 ПБУ 6/01.

              Срок полезного использования. В результате модернизации, как правило, изменяются показатели функционирования объекта основных средств. В частности, увеличивается время, в течение которого объект может использоваться в организации, иначе говоря, срок его службы.

В таком случае организация должна пересмотреть срок полезного использования этого объекта, установленный при его принятии к бухучету. На это указывает п. 20 ПБУ 6/01.

Организация может принять решение модернизировать основное средство, остаточная стоимость которого к моменту окончания работ равна нулю. В этом случае необходимо установить новый срок полезного использования такого объекта. В течение этого срока будут самортизированы затраты на модернизацию данного объекта


Бухгалтерский учет операций по восстановлению основных средств.

Краткая характеристика ООО «Строймеханизация-МА».

              Основная площадка ООО «Строймеханизация-МА» находится в городе Набережные Челны Республики Татарстан. Имеются филиалы в Казани, Нижнекамске и Магнитогорске.

              На базовой площадке площадью 2,2 гектара размещены

        Ремонтные мастерские (4000 кв.м), где проводится ремонт и техническое обслуживание механизмов;

        Теплая стоянка для механизмов, где зимой температура не опускается ниже +5 градусов;

        Складские помещения;

        Административно-бытовой корпус со столовой и комнатой отдыха;

        Мойка;

        Окрасочная камера.

              В мастерских размещаются столярный, моторный, электрический и токарный цеха.

              Установленные стенды:

        Обкаточный;

        Для ремонта стрелового оборудования;

        Для испытания строп;

        Для заплётки тросов.

              Имеется гильотина на толщину до 16 мм. Есть хорошая лаборатория для ремонта и наладки приборов безопасности, а также сварочная лаборатория неразрушающего контроля. Предприятие имеет разрешения на ремонт несущих металлоконструкций (в том числе строп) с применением сварки.

 

 


              Услуги организации:
1. Предоставление услуг строительной техники организациям и частным лицам, выполняющим строительные и дорожные работы;

2. Реконструкция зданий и сооружений;
3. Строительство зданий;
4. Монтаж бетонных и железобетонных конструкций;
5. Установка, наладка, сервисное обслуживание предохранительных устройств, приборов безопасности грузоподъёмных механизмов;
6. Изготовление строп грузовых, канатных;
7. Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
8. Ремонт подъёмных сооружений с применением сварки несущих и расчётных металлоконструкций и элементов;
9. В структуре предприятия имеются линейный участок в г. Набережные Челны и филиалы в г. Нижнекамске, Казани, Магнитогорске, а также ремонтный участок и лаборатория по ремонту и наладке приборов безопасности кранов и автогидроподъемников. Предприятие вышло на рынок ремонта и обслуживания всех видов грузоподъёмной техники, включая ремонт приборов безопасности микропроцессорного типа;
10. Ремонт гидроцилиндров;
11. Сварочные работы.


Учет ремонта основных средств на примере

ООО «Строймеханизация-МА».

              Следует учитывать, что затраты на ремонт основных средств могут списываться двумя способами использованием двух вариантов учета: напрямую на расходы организации или за счет средств резерва предстоящих расходов.
Осуществление ремонта силами организации (хозяйственный способ).
              При хозяйственном способе проведения ремонта основных средств он может осуществляться или специализированным подразделением предприятия, относящимся, как правило, к категории вспомогательного производства (например, ремонтным цехом), или сотрудниками организации (при отсутствии такого подразделения).
Пример:
ООО «Строймеханизация-МА» произвело текущий ремонт деревообрабатывающего станка СДГ-645 собственными силами (хозяйственным способом). Общая стоимость работ составила 2500 рублей. В состав этих расходов входит:
- 500 руб. - оплата труда ремонтных рабочих;
- 180 руб. - отчисления на социальные нужды;
- 1820 руб. - стоимость использованных при ремонте запасных частей и иных материалов.
              Если ремонт осуществлялся ремонтным цехом (подразделением вспомогательного производства), то в бухгалтерском учете делается проводки:
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10
- 1820 руб. - израсходовано материалов (в том числе запасных частей) на ремонт станка;
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 70
- 500 руб. - на затраты по ремонту станка отнесена оплата труда ремонтных рабочих;
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 69
- 180 руб. - списаны расходы на социальные нужды.
По окончании ремонта (на основании актов приемки ремонтных работ по текущему ремонту основных средств) собранные на счете 23 «Вспомогательное производство» затраты списываются на общехозяйственные (счет 26) или общепроизводственные расходы (счет 25) в зависимости от того, на балансе какого подразделения числилось данное основное средство (в нашем примере станок явно относится к основному производству):
ДЕБЕТ 25 КРЕДИТ 23
- 2500 руб. - затраты по ремонту станка отнесены на общепроизводственные (цеховые) расходы соответствующего подразделения основного производства.
Если на предприятии отсутствует специальная ремонтная служба, то затраты по ремонту основных средств относятся на расходы того подразделения, которому данные объекты принадлежат. Поскольку в примере станок принадлежит подразделению основного производства, то и затраты списываются за счет общепроизводственных (цеховых) расходов (счет 25 «Общепроизводственные расходы»):
ДЕБЕТ 25 КРЕДИТ 10, 69, 70 и др.
- 2500 руб. - затраты на ремонт отнесены на цеховые расходы по соответствующему подразделению основного производства.
Осуществление ремонта силами подрядчика (подрядной организации)
Если ремонт основных средств производится подрядным способом, то отражение таких операций в учете осуществляется следующим образом.
Пример:
Капитальный ремонт деревообрабатывающего станка СДГ-234, принадлежащего ООО «Строймеханизация-МА», выполняла сторонняя организация-подрядчик -ООО «Строймонтаж». Стоимость работ по договору составила 10 800 рублей (включая НДС 20% - 1800 рублей). По условиям договора предприятие-заказчик должно перечислить организации-подрядчику аванс в размере 50% договорной цены, включая НДС.
              Кроме того, предприятие-заказчик самостоятельно приобрело запасную часть стоимостью 4800 рублей (в том числе НДС 20% - 800 рублей) и передало ее организации-подрядчику для замены в ходе данного ремонта.               В бухгалтерском учете ООО «Строймеханизация-МА», в этом случае необходимо сделать проводки:
ДЕБЕТ 60 (субсчет «Авансы выданные») КРЕДИТ 51
- 5400 руб. (10 800 руб. * 50%) - перечислена предварительная оплата в размере 50% стоимости ремонтных услуг по договору подряда;
ДЕБЕТ 10 (субсчет «Запасные части») КРЕДИТ 60
- 4000 руб. (4800 руб. - 800 руб.) - предприятием за свой счет приобретена запасная часть для замены в ходе ремонта станка (оприходована по стоимости приобретения без учета НДС);
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 800 руб. - отражен в учете НДС, подлежащий уплате поставщику за запасную часть;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 4800 руб. - произведена оплата поставщику за запасную часть;
ДЕБЕТ 68 (субсчет «Расчеты по НДС») КРЕДИТ 19
- 800 руб. - принят к зачету в качестве налогового вычета НДС, уплаченный поставщику за запасную часть (при наличии счета-фактуры от поставщика);
ДЕБЕТ 10 (субсчет «Материалы, переданные для ремонта подрядчику») КРЕДИТ 10 (субсчет «Запасные части»)
- 4000 руб. - запасная часть передана подрядной организации для замены в ходе ремонта станка.
              Поскольку ремонтируемое оборудование установлено в цехе основного производства (деревообрабатывающий цех), то затраты по его ремонту списываются на общепроизводственные (цеховые) расходы данного подразделения:
ДЕБЕТ 25 КРЕДИТ 60
- 9000 руб. (10 800 руб. ~ 1800 руб.) - затраты по ремонту станка (без учета НДС) отнесены на общепроизводственные расходы деревообрабатывающего цеха (на основании акта приемки выполненных работ);
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 1800 руб. - отражен в учете НДС, подлежащий уплате подрядчику за выполненные работы;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 60 (субсчет «Авансы выданные»)
- 5400 руб. - задолженность перед подрядчиком по оплате выполненных ремонтных работ частично закрыта авансовыми платежами.
              Поскольку в данном случае оплачена не вся стоимость работ, а только половина, то и «входящий» НДС можно принять к вычету только в части оплаченных сумм (и при условии, что на этот момент получена счет-фактура от подрядчика на всю стоимость ремонта):
ДЕБЕТ 68 (субсчет «Расчеты по НДС») КРЕДИТ 19
- 900 руб. (1800 руб. х 50% или 5400 руб. : 1,2 * 20%) - принята к зачету в качестве налогового вычета часть НДС по оплаченной стоимости ремонтных работ;
ДЕБЕТ 25 КРЕДИТ 10 (субсчет «Материалы, переданные для ремонта подрядчику»)
- 4000 руб. - списана стоимость запасной части, установленной подрядчиком на станке в ходе капитального ремонта (факт использования материалов заказчика должен быть обязательно отражен в акте приемки выполненных работ: какие материалы и на какую сумму были израсходованы в ходе ремонта);
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 5400 руб. (10 800 руб. - 5400 руб.) - произведена оплата подрядчику оставшейся части стоимости ремонтных работ;
ДЕБЕТ 68 (субсчет «Расчеты по НДС») КРЕДИТ 19
- 900 руб. (1800 руб. - 900 руб. или 5400 руб.: 1,2* 20%) - принята к зачету в качестве налогового вычета оставшаяся часть НДС по оплаченной стоимости ремонтных работ.

 

Учет модернизации (реконструкции) объектов основных средств.


              Восстановление имущества (основных средств) может сопровождаться улучшением функциональных характеристик объекта. Такое улучшение его свойств может достигаться в ходе его достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции или технического перевооружения. Поскольку отражение данных операций в бухгалтерском учете и для целей налогообложения идентично, то в дальнейшем в книге будет упоминаться только термин «модернизация» (реконструкция) основных средств, в том числе и когда речь будет идти о других видах работ.
              Как известно, такого рода затраты не включаются в издержки производства и обращения (расходы организации) ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. По сути, они представляют собой затраты капитального характера и увеличивают первоначальную стоимость восстанавливаемых основных средств. Подчеркнем также важность четкого разграничения понятий капитального ремонта и модернизации (реконструкции) основных средств. И противном случае предприятию грозят штрафные санкции не только за недостоверное отражение хозяйственных операций в учете (статья 120 НК РФ), но и за занижение налоговой базы по налогу на прибыль (статья 122 НК РФ), если затраты по модернизации (реконструкции) неправомерно были отнесены на расходы организации, а не на увеличение первоначальной стоимости соответствующего объекта основных средств.
              Учет модернизации (реконструкции) основных средств хозяйственным способом выполняется специализированным подразделением (как правило, вспомогательного производства) или просто работниками предприятия.
Пример:
              ООО «Строймеханизация-МА» осуществило хозяйственным способом модернизацию металлообрабатывающего станка. Первоначальная стоимость оборудования была равна 100 000 рублей. Стоимость работ составила 25 000 рублей, в том числе:
- оплата труда работников, осуществлявших работы по модернизации, - 5000 руб.;
- отчисления на социальные нужды - 1790 руб.;
- стоимость израсходованных в процессе работ материалов (запасных частей, смазки, краски и т. п.) - 9000 руб.;
- услуги сторонних организаций (например, приходящаяся на данный вид работ стоимость израсходованной электроэнергии, экспертиза оборудования, оценка срока службы объекта независимыми оценщиками и т. д.) - 4500 руб. I
(без учета НДС);
- услуги других структурных подразделений (к примеру, котельной, транспортного участка, цеха металлообработки и др.) - 4710 руб.
              Если работы выполняются специализированным I структурным подразделением (ремонтным цехом), в учете подобные операции отражаются следующим образом:
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10
- 9000 руб. - списана стоимость израсходованных 8 процессе работ материалов;
ДЕБЕТ 23 (ремонтный цех) КРЕДИТ 20 (цех металлообработки), 23 (котельная, транспортный участок и др.)
- 4710 руб. - на расходы по модернизации отнесена стоимость услуг других подразделений предприятия;
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 70
- 5000 руб. - на затраты по модернизации отнесена оплата труда работников, участвовавших в работе;
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 69
- 7790 руб. - на затраты по модернизации отнесены отчисления на социальные нужды.
Учтенные на счете 23 расходы, связанные с модернизацией основного средства, списываются на счет 08:
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 23
-20500руб. (9000руб. + 4710руб. + 5000руб. + 1790 руб.] - затраты на модернизацию оборудования отражены в составе капитальных вложений.
Затем на счете 08 собираются все остальные затраты но модернизации объекта основных средств:
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
- 4500 руб. - списана стоимость работ (услуг) сторонних организаций, связанных с модернизацией станка.
После приемки выполненных работ и подписания соответствующего акта сумма затрат на модернизацию станка включается в его первоначальную стоимость:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
- 25 000 руб. (20 500 руб. + 4500 руб.) - затраты на модернизацию оборудования увеличивают первоначальную стоимость объекта. Таким образом, первоначальная стоимость станка после модернизации составила 125 000 рублей (100 000 руб. + + 25 000 руб.).
Ранее в одном из примеров уже было показано, как предприятию следует пересчитать норму амортизации объекта основных средств после его модернизации (при условии, что вследствие этих работ срок полезного использования объекта увеличился). В бухгалтерском учете новые суммы начисленных амортизационных отчислений ежемесячно будут отражаться проводкой:
ДЕБЕТ 20[1] КРЕДИТ 02
- 1939 руб. - начислена ежемесячная сумма амортизации, рассчитанная по новым нормам исходя из увеличенного срока полезного использования станка.

Информация о работе Учет ремонта и модернизации основных средств в организации