Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:36, курсовая работа
Для выполнения своих функций оптовая торговля должна всесторонне изучать конъюнктуру рынка, активно влиять на объем производства, расширение ассортимента и улучшения качества товаров.
Основными показателями, характеризующими работу оптовых предприятий, являются товарооборот и прибыль. Важное значение в бухгалтерском учете и отчетности приобретают и такие связанные с ними показатели, как выручка от реализации товаров, валовой доход, издержки обращения, рентабельность. Они являются важнейшими объектами бухгалтерского учета.
Введение……………………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета на предприятиях оптовой торговли ………………………………………………………………………………………………. 5
Объекты ,цель и задачи бухгалтерского учета на предприятиях оптовой торговли………………………………………………………………………………………….. 5
Учет поступления товаров в оптовую торговлю…………………………………………. 8
Учет торговых наценок………………………………………………………………………………... 10
Учет отгрузки и реализации товаров в оптовой торговле………………………….. 11
Глава 2. Документальное оформление и особенности бухгалтерского учета в ЗАО «Сотис»………………………………………………………………………………………………………. 14
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………………………….. 14
2.2 Документальное оформление и учет продажи товаров в ЗАО «Сотис»……. 17
2.3 Учет товаров по продажным ценам в ЗАО «Сотис»…………………………………. 25
Заключение………………………………………………………………………………………………………. 28
Список используемой литературы………………………………………………………………….. 29
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты
бухгалтерского учета на предприятиях
оптовой торговли ………………………………………………………………………………
Глава 2. Документальное оформление и
особенности бухгалтерского учета
в ЗАО «Сотис»……………………………………………
2.1 Краткая характеристика
2.2 Документальное оформление и учет продажи товаров в ЗАО «Сотис»……. 17
2.3 Учет товаров по продажным
ценам в ЗАО «Сотис»…………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Среди многообразия хозяйственных операций на оптовом торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций в оптовой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью. При этом руководствуются следующими основными принципами:
единство показателей
возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);
учет товаров и тары в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности, заключаемому с сотрудником или бригадой (администрация может предъявить претензии к нарушителям учета);
учет товаров и тары в натурально-стоимостном выражении; на оптовых предприятиях товары учитываются по сортам, количеству, ценам и стоимости, материально ответственное лицо отчитывается по товарам в разрезе каждого наименования;
единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход (так, если товары были оприходованы по продажным ценам, то и списываться они должны по этим же ценам).
Актуальность выбранной темы заключается в том, что бухгалтерский учет в оптовой торговле призван обеспечивать контроль сохранности, рационального и эффективного использования товарных запасов; своевременное получение полной и достоверной информации о товарообороте, о состоянии расчетов с поставщиками и покупателями, необходимой для составления расчетов по налогам и неналоговым платежам, начисляемым от выручки и валового дохода, и для принятия обоснованных управленческих решений.
Целью написания работы является рассмотрение
вопросов, связанных с организацией
учета и способами
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретический аспект, а именно: объекты, цели, задачи и организацию бухгалтерского учета на предприятиях оптовой торговли;
2. на примере конкретного оптового предприятия (ЗАО «Сотис») показать методику бухгалтерского учета;
3. сделать соответствующие выводы по итогам проделанной работы;
При написании работы использовались средства MS Word, MS Excel, нормативно-справочные документы и учебные пособия белорусских и российских авторов.
1.1 Объекты, цель, и задачи
бухгалтерского учета на
Для выполнения своих функций оптовая торговля должна всесторонне изучать конъюнктуру рынка, активно влиять на объем производства, расширение ассортимента и улучшения качества товаров.
Основными показателями, характеризующими работу оптовых предприятий, являются товарооборот и прибыль. Важное значение в бухгалтерском учете и отчетности приобретают и такие связанные с ними показатели, как выручка от реализации товаров, валовой доход, издержки обращения, рентабельность. Они являются важнейшими объектами бухгалтерского учета.
Оптовый товарооборот – это стоимость товаров, проданных предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей их продажи населению, а также поставленных для рыночного и внерыночного потребления на экспорт.
По формам товародвижения оптовый
товарооборот бывает двух видов: складской
и транзитный. При складском товарообороте
товары реализуют оптовым покупателям
со складов оптовых баз, оптово-розничных
объединений и предприятий. Основными
способами доставки товаров на розничные
торговые предприятия и предприятия
общественного питания являются
централизованные доставки и кольцевой
завоз. Поскольку транспортные расходы
по доставке товаров покупателям
относятся, как правило, на затраты
оптовых предприятий, то последние
материально заинтересованы в наиболее
рациональных маршрутах завоза товаров,
исключения порожних пробегов, улучшения
использования его
С целью сокращения звенности товародвижения отдельные товары реализуют транзитном, т.е. доставляют от поставщика к покупателю, минуя оптовое предприятие. При транзитной реализации товаров оптовое предприятие принимает участие в расчетах (оплачивает транзит) или не участвует в них (неоплаченный транзит), а только организует эту реализацию. Транзитная форма реализации товаров является более эффективной, так как ускоряет товарооборачиваемость, сокращает расходы по доставке, погрузочно-разгрузочным работам, приемке, отпуску и хранению товаров.
В оптовый товарооборот не включают:
возвратную тару и стеклопосуду, отпущенные покупателям вместе с товаром;
внутренний отпуск товаров
со склада на склад, со склада
в магазины, находящиеся на одном
балансе с оптовым
возврат товаров поставщику.
В оптовый товарооборот включают отпуск товаров покупателям по отпускным (продажным) ценам с налогом на добавленную стоимость, а водки белой и табачных изделий – по фиксированным розничным ценам.
Выручка – это полученная или
причитающаяся к получению
По международным стандартам выручка оценивается по рыночной стоимости. Признание выручки определяют такие основные критерии, как передача покупателю всех рисков, выгод и права собственности на имущество. точная оценка суммы выручки, производственных затрат и вероятность экономической выгоды.
Выручка от реализации товаров на
предприятиях оптовой торговли включает
выручку от реализации товаров оптом
(оптовый товарооборот); комиссионное
вознаграждение от реализации товаров
по договорам консигнации и
Валовой доход от реализации товаров
на оптовых предприятиях представляет
собой разность между продажной
и покупной стоимостью реализованных
товаров. Он предназначен для покрытия
налоговых и неналоговых
Целью бухгалтерского учета товаров в оптовой торговле является контроль сохранности, рационального и эффективного использования товарных запасов; своевременное получение полной и достоверной информации о товарообороте, о состоянии расчетов с поставщиками и покупателями, необходимой для составления расчетов по налогам и неналоговым платежам, начисляемым от выручки и валового дохода, и для принятия обоснованных управленческих решений.
Перед бухгалтерским учетом товаров, тары и товарооборота на оптовых предприятиях стоят следующие задачи:
контроль своевременности и
правильности документального
контроль полноты
контроль за ценами, соблюдением
действующего порядка
контроль за законностью, целесообразностью и эффективностью совершения товарных операций;
контроль своевременности
достоверность учета товаров и тары, товарооборота и выручки от реализации товаров;
своевременное получение
качественное проведение
достоверное отражение в учете валового дохода от реализации товаров;
своевременное и правильное
исчисление налогов и
1.2 Учет поступления товаров в оптовую торговлю
Организация оптовой торговли бухгалтерский учет товаров ведут на синтетическом счете 41 «Товары» по покупным или продажным ценам. Покупная стоимость товара, приобретаемая для дальнейшей продажи оптом и учитываемую на счете 41 «Товары», включает в себя фактурную (отпускную, контрактную) его стоимость, таможенные платежи, акцизы, уплачиваемые на таможне, иные платежи, а также транспортные и другие расходы по доставке товаров (в том числе и собственным транспортом).
К счету 41 открываются субсчета: 1 «Товары на складах»; 2 «Товары в розничной торговле»; 3 «Тара под товаром и порожняя»; 4 «Покупные изделия»; 5 «Продукция подсобного сельского хозяйства» и другие.
Аналитический учет по счету 41 «Товары» ведется по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров. Счета, с которыми корреспондирует счет 41 «Товары». Представлены в Приложении 1.
Если учет товаров на счете 41 ведется по продажным ценам, то разница между покупными и продажными ценами отражается на счете 42» Торговая наценка». К нему могут быть открыты субсчета: 1 «Торговая наценка»; 2 «Скидка поставщиков»; 3 «Налог на добавленную стоимость в цене товаров»; 4 «Налог с продаж».
Аналитический учет по счету 42 «Торговая наценка» должен обеспечивать раздельное отражение сумм скидок (надбавок) и разниц в ценах, относящихся к товарам на складах и базах, на предприятиях розничной торговли и общественного питания и к товарам отгруженным.
Расходы по реализации товаров учитываются на счете 44 «Расходы на реализацию» (субсчет 2 «Издержки обращения»).
Товары могут поступать от поставщиков, учредителей, по бартерным операциям и из других источников. Первичными документами на оприходование документов являются счет-фактуры, товарно-транспортные накладные, товарные накладные. К ним прилагаются упаковочные ярлыки. Сертификаты качества и другие. При отсутствии расхождений с данными сопроводительных документов по количеству. Качеству и стоимости поступивших товаров они принимаются путем проставления на товаросопроводительных документах специального штампа и расписки материально ответственного лица. В случае обнаружения расхождений с данными поставщика по количеству, качеству. Стоимости товаров. А также поступления ценностей без сопроводительных документов создается комиссия, которая принимает такие ценности с составлением акта о приеме товаров.
Аналитический учет товаров в оптовой торговле ведут по каждому материально ответственному лицу – заведующим складами, кладовщикам, заведующим магазинами, отделами, секциями и др.
В организациях оптовой торговли учет товаров на складах и в бухгалтерии организуется с использованием количественно-стоимостного (сортового) метода по партиям поступления.
Материально-ответственные лица представляют
в бухгалтерию товарные отчеты. В
них приводятся сведения об остатках,
поступлении и расходе товаров.
К отчетам прилагаются