Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
а) рассмотрение учета затрат и калькулирования в системе управления себестоимостью продукции, задач учета затрат на производство;
б) рассмотрение принципов организации учета затрат на производство;
в) рассмотрение и изучение учета расходов по элементам затрат;
г) изучение учета затрат на производство продукции по статьям калькуляции;
д) рассмотрение учета незавершенного производства;
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты учета затрат на производство
и калькулирование себестоимости продукции
1.1. Общие положения и определения ………………………………………..5
1.2. Виды и классификация затрат на производство………………………….8
1.3 Задачи учета затрат на производство……………………………………11
1.4 Нормативно-правовая база………………………………………………..12
Глава 2. Методика учета затрат
2.1 Организация учета затрат на производство………………………………13
2.2 Методы учета затрат на производство и калькулирования
себестоимости продукции……………………………………………………..16
2.3 Характеристика аналитических и синтетических счетов………………..17
2.4 Документальное оформление………………………………………...21
2.5 Финансово-хозяйственные операции по отражению затрат на
производство и калькулирование себестоимости…………………………....27
Практическая часть………………………………………..……………………….31
Заключение………..………………………………………………..…………..37
Список используемой литературы……………………………..………..……38
Попередельный метод применяется в отраслях, где сырье проходит несколько стадий обработки. В этом случае затраты учитываются по переделам. Этот метод существует в двух вариантах: полуфабрикатный, бесполуфабрикатный
Попроцессный метод применяется в отраслях с ограниченной номенклатурой продукции, где отсутствует незавершенное производство.
2.3 Характеристика аналитических и синтетических счетов
Учет
вспомогательных производств
По окончании месяца затраты вспомогательных производств распределяют между потребителями услуг пропорционально количеству потребленных услуг в соответствующих единицах измерения в корреспонденции Д-т 25, 26, 29 К-т 23.
Распределение услуг вспомогательного производства между потребителями производят в разработочной таблице №9. В ней указывают количественные данные по оказанию услуг, исчисляют себестоимость единицы услуги и сумму фактической себестоимости услуг.
Аналитический учет затрат вспомогательного производства организуется:
в разрезе калькулируемых объектов – в карточках учета производства;
по цехам – в ведомости №12.
Синтетический учет затрат вспомогательного производства ведут в журнале-ордере №10 по данным ведомости №12.
Учет
расходов на содержание и эксплуатацию
оборудования ведут на собирательно-
По кредиту осуществляют списание затрат на производственные счета 20, 23: Д-т 20, 23 К-т 25/1.
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования относят к условно-переменным, потому что они не зависят от объема производства продукции.
По окончании месяца расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяют между видами продукции и незавершенным производством пропорционально сметным (нормативным) ставкам. При отсутствии сметных ставок расходы распределяют пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих.
Сметную ставку исчисляют путем умножения суммы сметных расходов за один час работы оборудования на количество машино-часов работы оборудования.
Аналитический учет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования ведут по каждому цеху в отдельности в "Ведомости учета затрат цеха №12". Заполняют ее на основании разработочных таблиц №1 "Распределение материалов и заработной платы", разработочных таблиц №6 и №9.
Учет и распределение общепроизводственных расходов
Если
на предприятии принята цеховая
структура управления производством,
то для учета производственных (цеховых)
расходов используют собирательно-
В течение месяца в дебет счета 25/2 относят расходы цеха с кредита материальных, расчетных и прочих счетов в корреспонденции: Д-т 25/2 К-т 10, 70, 69, 71, 60.
В конце месяца общепроизводственные расходы по каждому цеху полностью включают в производственную себестоимость продукции (работы, услуг) основного и вспомогательного производства (Д-т 20, 23 К-т 25/2) и распределяют между видами изготавливаемой продукции пропорционально принятой базе распределения (например, основной заработной плате производственных рабочих).
Аналитический учет общепроизводственных расходов ведут в ведомости №12 в разрезе статей затрат.
Синтетический учет ведут в журнале-ордере №10 на основании данных ведомости №12.
Учет общехозяйственных расходов ведут на собирательно-распределительном счете 26 "Общехозяйственные расходы".
По дебеты счета 26 в течение месяца отражаются все расходы, относимые в состав общехозяйственных, с кредита различных счетов: Д-т 26 К-т 70, 10, 69, 02, 79, 60, 76.
В конце месяца собранные общехозяйственные расходы подлежат полностью списанию на счета 20 и 23 и распределению между видами продукции, как правило, пропорционально сумме основной заработной продукции производственных рабочих: Д-т 20, 23 К-т 26.
Остатка по счету 26 на конец месяца нет.
Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут в ведомости №15 в разрезе статей затрат и заполняют на основании первичных документов и разработочных таблиц №1, 6, 9, листков расшифровок по прочим расходам.
Объем общехозяйственных расходов не связан с объемом производства и в практике международных стандартов по бухгалтерскому учету их называют "некалькулируемыми". Поэтому их относят, в отличие от всех прямых и косвенных (общепроизводственных) расходов, не на производственные счета, а на счет 90 "Продажи", т. е. на уменьшение доходов от продажи в корреспонденции: Д-т 90 К-т 26.
Учет расходов будущих периодов осуществляют на счете 97 "Расходы будущих периодов". В дебет активного счета 97 относят указанные расходы с кредита соответствующих материальных, расчетных и других счетов (10, 70, 69, 76 и др.). Ежемесячно или в другие сроки, учтенные на дебете счета 97, расходы списываются в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 "Расходы на продажу". Сроки списания расходов будущих периодов, а также соответствующие издержки или другие источники, на которые списываются указанные расходы, регламентируются законодательными и другими нормативными актами или определяются самими организациями.
Существуют несколько способов списания расходов: Арендная плата, подписка на литературу, затраты на ремонт и прочие расходы списываются равными долями в отчетных периодах, к которым они относятся в корреспонденции Д-т 25, 26 К-т 97.
Освоение производства нового вида продукции. Расходы, связанные с подготовкой и освоением новых видов продукции, предварительно учитывают по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов".
После испытаний и одобрения этих изделий их передают в серийное производство. С этого момента затраты на освоение подлежат погашению, т. е. ежемесячному включению в себестоимость данного вида продукции в течение установленного срока погашения. Сумма ежемесячного списания зависит от количества выпущенной в отчетном периоде продукции данного вида и нормы списания. Норму списания (погашения) на единицу изделия рассчитывают исходя из общей суммы расходов, срока погашения и планового объема выпуска продукции в этом периоде.
Списание расходов оформляют проводкой: Д-т 20 К-т 97.
Учет расходов будущих периодов ведут по дебету счета 97 в ведомости №15 в разрезе статей затрат. Записи по кредиту счета 97 делают в карточке учета производства, ведомости №12 "Затраты по цеху" и в ведомости №15, журнале-ордере №10.
2.4. Документальное оформление, учет и распределение израсходованных в производстве материальных,
трудовых и финансовых ресурсов
Основная задача бухгалтеров в этой области сводится к расчету фактически израсходованных ресурсов, включение их в себестоимость продукции, работ, услуг с целью возмещения средств для осуществления в будущем различных хозяйственных процессов. Конечно, в некоторых случаях трудно сразу рассчитать, какая сумма затрат должна быть списана на определенный вид продукции, заказ, работу, поэтому бухгалтерам рекомендуется ведение специальных учетных регистров (например, листков-расшифровок), в которых будут собираться затраты по статьям расходов для дальнейшего распределения их между видами продукции, работ и т.п.
Учет
и распределение расхода
Процесс распределения израсходованных материалов осуществляется на основе первичных документов, которые группируются:
по
видам материально-
по местам использования (цех, отдел, участок и т.д.)
по заказам (видам продукции, работ, услуг - счет 20, 23),
по статьям расходов (общепроизводственные - счет 25, общехозяйственные - счет 26, расходы будущих периодов - счет 97 и др.).
При журнально-ордерной форме учета такая группировка дает возможность составить разработочную таблицу № 1 «Распределение расхода материалов за отчетный месяц».
При разработке учетной политики организации руководители финансовых служб могут выбрать один из вариантов расчета фактической себестоимости израсходованных материалов:
1.
Исходя из средней
2. Метод ЛИФО (последним пришел, первым вышел) используется в период инфляции, так как позволяет организации включать в затраты отчетного периода в первую очередь более дорогостоящие поставки позднего периода поступления, т.е. их цену, хотя они могли и не использоваться в отчетном периоде.
3. Метод ФИФО (первый пришел, первый вышел) используется при падении цен на материальные ценности, когда наибольшей будет цена первой по времени поступления партии. (Опять с целью возмещения более дорогостоящих затрат в первую очередь.)
При любом способе расчета фактической стоимости израсходованных материалов первичные учетные документы должны отражать учетную цену, а по окончании месяца через отклонения - разницу между учетной стоимостью и фактически подлежащей к списанию (средней, ЛИФО, ФИФО) довести ее до фактической. Ведь ее сумма может быть рассчитана только по окончании месяца. Сумма отклонений должна списываться и распределяться между заказами счета 20 (дебет счета 20, кредит счета 10).
Важно помнить, что, несмотря на использование материалов на производство продукции, работ, услуг (дебет счета 20), на содержание и ремонт оборудования (дебет счета 25), на исправление брака (дебет счета 28), на содержание офиса (дебет счета 26) и прочие нужды, сумма транспортно-заготовительных расходов на весь объем израсходованных материалов списывается только на счет 20, т.е. непосредственно на себестоимость продукции, работ, услуг. Списание производится пропорционально сумме израсходованных ценностей по учетным ценам.
Исчисленные суммы ТЗР записывают в журнале-ордере № 10 на дебет счета 20 «Основное производство» отдельной строкой с кредита тех счетов, к которым они относятся (10).
Учет отходов. При обработке материалов в процессе производства образуются отходы.
Отходы, которые могут быть использованы для изготовления продукции, выполнения работ, услуг или на хозяйственные нужды, называют возвратными, или ценными.
Отходы, не представляющие никакой потребительской ценности, называются безвозвратными.
Стоимость возвратных отходов уменьшает сумму затрат производства, что требует бухгалтерской записи по счетам: Д 10-К 20.
На основе накладных, на сдачу на склад отходов материалов составляют группировочную ведомость о списании их стоимости с соответствующих заказов, работ, услуг.
Информация о работе Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции