Учетная политика организации, ее понятие, принципы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 03:06, курсовая работа

Описание

В связи с эти основной целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности учетной политики организации.
Задачами данной курсовой работы будут:
–раскрыть сущность учетной политики организации;
–рассмотреть формирование учетной политики и ее основные элементы;
–отметить факторы, влияющие на выбор учетной политики;
–охарактеризовать задачи, решаемые при формировании учетной политики;
–рассмотреть отличия учетной политики для целей налогообложения от учетной политики для целей бухучета;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 9
2.1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 10
2.2. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 14
ГЛАВА 3.ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЁТА 16
ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 20
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ ООО «ТЕХРЕМСТРОЙ» 23
НЕОБХОДИМЫЕ РАСЧЕТЫ К «ЖУРНАЛУ РЕГИСТРАЦИИ 27
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ» 27
СИНТЕТИЧЕСКИЕ СЧЕТА 32
ОБОРОТНО-САЛЬДОВАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО СЧЕТАМ СИНТЕТИЧЕСКОГО УЧЕТА 40
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа ..docx

— 132.99 Кб (Скачать документ)

     Принцип приоритета содержания над формой означает, что факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не столько  из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий  хозяйствования. Иначе говоря, для  бухгалтерских целей важно не название конкретного договора, а  экономическая суть тех операций, которые в соответствии с ним  осуществляются.

     Согласно  принципу непротиворечивости учетной  политики данные аналитического учета  должны быть тождественны оборотам и  остаткам по счетам синтетического учета  на последний календарный день каждого  месяца.

     Требование  рациональности учетной политики предполагает рациональное и экономное ведение  бухгалтерского учета исходя из условий  хозяйственной деятельности и размера коммерческой организации.

     По  общему правилу в учетной политике отражаются лишь те вопросы, в отношении  которых в законодательстве содержится несколько возможных вариантов  решения. В отношении таких вопросов правоприменитель имеет право выбрать один из таких вариантов. Если же тот или иной вопрос решается в законодательстве однозначно, он не требует отражения в учетной политике организации. Например, нормы Федерального закона "О бухгалтерском учете" обязательны для всех организаций при осуществлении бухгалтерского учета, поэтому в учетной политике не надо указывать, что она осуществляется в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Это ясно и без дополнительных пояснений.

     ПБУ 1/2008 разрешает организациям обращаться к МСФО при формировании учетной  политики, если по конкретному вопросу  в нормативных правовых актах  не установлены способы ведения  бухгалтерского учета.

    Глава 2. Формирование учетной  политики для целей  бухгалтерского учета

Некоторые фирмы не уделяют разработке учетной  политики должного внимания и дублируют  ее из года в год. Это нецелесообразно, так как в течение года меняются как хозяйственное положение  на фирме, так и законодательство. Подобные действия могут стать причиной ухудшения финансового состояния  предприятия. В процессе формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета можно выделить два направления: организационное и методическое.

     Организационное. Предполагает принятие и утверждение:

  • рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
  • форм первичных учетных документов, не предусмотренных типовыми формами первичной учетной документации, с учетом требований статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • положения о бухгалтерской службе организации;
  • должностных инструкций работников бухгалтерии;
  • плана-графика документооборота;
  • порядка внутреннего контроля сохранности ресурсов, их эффективного использования.

     Методическое предполагает принятие решения о способах ведения бухгалтерского учета. Способы учета, которые одинаковы для всех, в учетную политику включать не нужно. При возможности же нескольких способов ведения бухгалтерского учета, в учетной политике закрепляется один из них.

2.1.Организационный аспект учетной политики

     Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учета, разрабатывается  организацией в зависимости от следующих  условий:

  • - совокупности счетов синтетического учета, содержащихся в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению;
  • - групп хозяйственных операций, характерных для организации в зависимости от отраслевых особенностей, организационно-правовой формы, видов деятельности и др.

     Рабочий план счетов должен содержать полный перечень синтетических счетов (счетов первого порядка), субсчетов (счетов второго порядка) и аналитических  счетов. Для учета специфических  операций организация может по согласованию с Минфином России вводить в рабочий  план счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя  свободные номера счетов. Совокупность счетов аналитического учета в составе рабочего плана счетов устанавливается самой организацией, исходя из нормативных актов по бухгалтерскому учету и внутренних потребностей организации.

     Формы первичных учетных документов для  оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые  формы, разрабатываются организацией самостоятельно в соответствии с  требованиями ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете". Они  должны обладать юридической силой  и содержать следующие обязательные реквизиты:

  • -наименование документа, отражающее финансово-экономическое содержание хозяйственной операции. Документ может не иметь кода формы, если он разработан в самой организации и представлен в учетной политике. Однако наличие кода обязательно в том случае, если документ обрабатывается автоматизированным способом;
  • -дату составления документа. Датой составления документа является дата его подписания, утверждения, а для акта - дата совершения события;
  • -наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • -содержание хозяйственной операции, которое должно точно соответствовать наименованию оформляемого документа;
  • -измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;
  • -наименования должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

     Отсутствие  в первичном учетном документе  реквизитов, определенных законодательством  о бухгалтерском учете, считается  нарушением правил бухгалтерского учета. Все формы первичных учетных  документов, не являющихся типовыми, унифицированными, описываются в учетной политике организации (назначение, порядок составления, подписания) и прикладываются к ней.

     Формы документов для внутренней бухгалтерской  отчетности закрепляются в учетной  политике и необходимы для внутренних пользователей в целях принятия управленческих решений, контроля за хозяйственной деятельностью как организации в целом, так и ее структурных подразделений.

     В приказе руководителя об учетной  политике утверждаются состав и формы  внутренней бухгалтерской отчетности, периодичность и сроки ее представления, ответственные за ее составление, потенциальные  пользователи отчетности.

     Порядок проведения инвентаризации активов  и обязательств организации определен  Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина  России от 13 июня 1995 г. N 49. Периодическое проведение инвентаризации объектов бухгалтерского учета обеспечивает достоверность учетной совокупности. Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия и состояния имущества и обязательств организации, сопоставление их с данными бухгалтерского учета, а при выявлении расхождений - приведение последних в соответствие с фактическими величинами.

     В учетной политике организации приводится порядок проведения инвентаризации:

  • количество инвентаризаций в отчетном году;
  • даты проведения инвентаризаций;
  • перечень имущества и обязательств, наличие, состояние и оценка которых проверяется при каждой инвентаризации;
  • порядок урегулирования выявленных расхождений и др.

     Кроме этого, в учетной политике фиксируется  порядок обязательных инвентаризаций в соответствии с законодательством: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже и других подобных случаях; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года); при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях. Результаты инвентаризаций по приказу руководителя об учетной политике должны быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности того месяца и года, в котором была закончена инвентаризация.

     Правила документооборота устанавливаются  для упорядочения работы по созданию, контролю и использованию в бухгалтерской  деятельности первичных учетных  документов, своевременности формирования данных бухгалтерской отчетности. Для  этого формируется график документооборота как составной элемент учетной  политики организации, который входит в нее и утверждается руководителем. Он представляется в виде схемы и включает перечень работ по составлению, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации и всеми исполнителями соответствующих работ с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения.

     Работники организации должны составлять и  представлять документы, относящиеся  к сфере их деятельности, по графику  документооборота. Для этого каждому  исполнителю вручается выписка  из графика. В выписке перечисляются  документы, относящиеся к сфере  деятельности исполнителя, сроки их оформления и подразделения организации, в которые представляются указанные  документы.

     Контроль  за соблюдением графика исполнителями работ ведет главный бухгалтер организации, а ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

     Общими  требованиями к документообороту являются:

     1) составление первичного документа  в момент совершения хозяйственной  операции в соответствии с  требованиями его оформления;

     2) передача документов в бухгалтерию  для контроля за своевременностью и полнотой сдачи для учетной обработки;

     3) проверка бухгалтерией принятых  первичных документов:

     4) обработка документов в бухгалтерии: таксировка (расценка); группировка документов, однородных по экономическому содержанию; контировка, представляющая собой указание в первичном учетном документе корреспонденции счетов по операциям, вытекающим из содержания документа;

     5) сдача первичных учетных документов  в архив после составления  на их основании учетных регистров.

     Технология  обработки учетной информации в  составе организационно-технологического аспекта учетной политики представляет совокупность средств обработки  учетной информации. Состав такого оборудования определяет уровень и  степень охвата выполняемых учетных  процессов средствами автоматизации, качественную совокупность применяемых  программных продуктов, используемые формы бухгалтерского учета.

2.2. Методический аспект  учетной политики

     Методический  аспект учетной политики определяет способы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок их учета для формирования финансовых результатов деятельности и оценки финансового состояния  организации. Определяя учетную  политику, организация должна раскрыть способы оценки и ведения учета, являющиеся существенными. Существенность признается исходя из условия, что пользователем  бухгалтерской отчетности без знания о них невозможно достоверно оценить  результаты работы организации, составить  представление об имущественном  и финансовом состоянии, движении денежных средств. Эти способы должны быть раскрыты в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской  отчетности организации.

     Способами оценки имущества и обязательств организации в бухгалтерском  учете и отчетности исходя из вариантов, разрешенных в нормативных документах, являются следующие.

     1. При оценке незавершенных капитальных  вложений следует использовать  фактические затраты для застройщика  (инвестора).

     2. Финансовые вложения принимаются  к учету в сумме фактических  затрат для инвестора.

     Профессиональные  участники рынка ценных бумаг  при изменении рыночной котировки  ценных бумаг могут учитывать  их по рыночным ценам, производя переоценку вложений в ценные бумаги. Организации, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг и имеющие вложения в акции, котирующиеся на фондовой бирже, котировки которых регулярно публикуются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года, представляют их по рыночной стоимости, если она ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету.

     3. Основные средства принимаются  к учету по фактическим затратам, образующим первоначальную стоимость.  Не чаще одного раза в год  (на начало отчетного года) организация  имеет право переоценивать объекты  основных средств по восстановительной  стоимости путем индексации или  прямого пересчета по документально  подтвержденным рыночным ценам.

     В бухгалтерском балансе они отражаются по остаточной стоимости (первоначальной или восстановительной стоимости  за минусом начисленной амортизации  за весь период использования объекта). Амортизация основных средств может  начисляться: линейным способом; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг); способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Информация о работе Учетная политика организации, ее понятие, принципы формирования