Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:09, реферат

Описание

В учетной политике организации должны раскрываться все вопросы, которые могут возникнуть при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности. Существенные способы ведения бухгалтерского учета также подлежат раскрытию в пояснительной записке к отчетности организации. Иными словами учетную политику можно назвать рычагом управления организацией. Данный инструмент помимо своей значимости несет на себе нагрузку ответственности. Умелое использование данного рычага позволит компании улучшить свое положение среди других предприятий, партнеров и конкурентов.

Работа состоит из  1 файл

учетная политика организации.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

     Существенность тесно связана со значимостью и достоверностью и эта связь проявляется при подходе раскрытия информации со следующих точек зрения: а) поможет ли данная информация пользователям в оценке настоящих, прошлых или будущих действий; б) является ли она значимой;

в) является ли информация достоверной.

    Существенность также связана с понятностью и уровнем точности, с которой представляются финансовые отчеты. Например, при составлении финансовых отчетов большую степень понятности им придает округление данных до ближайших тысяч или миллионов единиц валюты, о которой идет речь. Это позволят избежать перегружения финансовых отчетов ненужными подробностями. Использование уровня точности, который представляет только тысячи или миллионы единиц, приемлемо, поскольку это не нарушает порога существенности. Существенность также используется в решениях по признанию и измерению, включая выбор и применение учетной политики в решениях по раскрытию информации о статьях финансовых отчетов.

   Значимость – информация должна быть значима при принятии решения пользователями, помогая им оценить прошлые, настоящие и будущие события, подтвердить или изменить их прошлые оценки.

   Достоверность – информация обладает качеством достоверности тогда, когда она свободна от значимых ошибок и необъективности.

   Правдивое и Беспристрастное Представление – информация должна максимально полно отражать факты хозяйственной деятельности субъекта. Финансовые отчеты должны создавать у пользователя «правдивое и беспристрастное» представление о финансовом положении, результатах операций, движении денежных средств субъекта.

   Нейтральность – информация, представленная в финансовых отчетах должна быть непредвзятой с целью обеспечения ее достоверности. Финансовые отчеты не являются нейтральными, если с помощью выбора информации или формы ее представления влияют на принятие решений или оценку, позволяющих достичь определенных заранее результатов.

   Осмотрительность (консерватизм) – это соблюдение степени предосторожности при принятии решений, необходимых для вынесения оценок в условиях неопределенности, для того, чтобы активы и доход не были переоценены. Однако осмотрительность не позволяет, например, создание скрытых резервов или избыточных запасов, или намеренного преувеличения обязательств или затрат, т.к. финансовые отчеты не будут нейтральными и поэтому не будут обладать качеством надежности.

    Завершенность – информация должна быть полной с учетом существенности и значимости. Упущение может привести к тому, что информация будет ложной или неправильной, и таким образом, недостоверной и недостаточной в смысле значимости.

   Сопоставимость – информация должна быть сопоставимой из одного отчетного периода в другой. Пользователи должны иметь возможность сравнивать финансовые отчеты субъектов, чтобы оценить их относительное финансовое положение, результаты работы и изменения в финансовом положении.

   Последовательность – предполагается, что учетная политика последовательно проводится из одного периода в другой. Пользователи должны иметь возможность сравнивать разные отчетные периоды для того, чтобы определить тенденции изменений в финансовом положении и функционировании субъекта.

- полнота освещения - финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, принимаемые на её основе;

- превалирование сущности над формой - операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы;

- автономность - каждое предприятие рассматривается как юридическое лицо, обособленное от его собственников, в связи с чем личное имущество и обязательства собственников не должны отражаться в финансовой отчетности предприятия;

- последовательность - постоянное (из года в год) применение предприятием выбранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных национальными положениями (СБУ), и должно быть обоснованно и раскрыто в финансовой отчетности;

- непрерывность - оценка активов и обязательств предприятия осуществляется исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться в дальнейшем;

- начисление и соответствие доходов и расходов - для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, осуществляемыми для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения независимо от даты поступления или уплаты денежных средств;

- единый денежный измеритель - измерение и обобщение всех хозяйственных операций предприятия в его финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице;

- историческая (фактическая) себестоимость - приоритетной является оценка активов предприятия, исходя из расходов на их производство и приобретение;

- периодичность - возможность распределения деятельности предприятия на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности.

Наличие данных принципов и требований объясняется самим предназначением бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики: он призван обеспечить получение полных и достоверных данных о финансовом положении организации, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы формирования макроэкономических показателей. Все это становится возможным, лишь на основе единых подходов к ведению учета.

Одним из этих принципов  является принцип последовательности, то есть постоянное использование предприятием учетной политики. Каждое предприятие разрабатывает учетную политику самостоятельно. Это установлено п.5 ст.8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Далее указано, что каждое предприятие выбирает форму реестров бухгалтерского учета, разрабатывает систему внутрихозяйственного учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации. На основе принципа последовательности учетная политика предприятия должна предусматривать постоянное использование принятой стабильной учетной политики. Учетная политика может изменяться только, если на предприятии изменяются уставные требования.

    Принципы и требования, лишь устанавливают рамки в построении системы учета в организации, которые необходимо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса. Назначение их заключается, в частности, в обеспечении сопоставимости информации, циркулирующей на рынке, в представлении правдивой и объективной картины финансового положения и финансовых результатов деятельности организации, При их реализации в учетной политике организации необходимо исходить из допущений имущественной обособленности организации, непрерывности ее деятельности, последовательного применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Данные принципы есть условия деятельности организации, которые должны обязательно ею выполняться в течение всего периода действия учетной политики. При формировании учетной политики организации допускается выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если для учета какой-либо операции унифицированной формы документа не существует, организация может разработать ее самостоятельно. Ответственность за формирование учетной политики предприятия, лежит на Руководителе предприятия. Руководитель предприятия не всегда достаточно осведомлен в вопросах ведения бухгалтерского учета, поэтому эта ответственность лежит также и на Главном бухгалтере предприятия. Учетная политика организации составляется Главным бухгалтером и утверждается Руководителем организации. Учетная политика может разрабатываться специально созданной комиссией, специализированной фирмой (аудиторской, консалтинговой). Учетная политика - это, прежде всего, политика Руководителя, поэтому именно он решает кто из перечисленных субъектов будет составлять данный документ. Полномочия Руководителя по её установлению реализуются через определение в распорядительном документе перечня методов оценки, учета и процедур, касательно которых нормативно - методическая база предусматривает больше, чем один вариант. Одновариантные методы оценки, учета и процедур в этот документ включать нецелесообразно. Распорядительный документ составляется исполнительным органом управления предприятием и подается на утверждение Руководителю. Распорядительный документ об учетной политике предприятия должен определять использование: методов оценки выбытия запасов; периодичности определения средневзвешенной себестоимости единиц запасов; порядок учета и распределения транспортно-заготовительных расходов; отдельного субсчета учета транспортно-заготовительных расходов; метод учета активов (историческая себестоимость, справедливая себестоимость); методов амортизации необоротных активов; качественных характеристик предметов, которые входят в состав малоценных необоротных материальных активов; периодичности страхования сумм дооценки необоротных активов к нераспределенной прибыли; метода исчисления резервов сомнительных долгов; перечня создаваемых обеспечений будущих выплат и платежей; дату определения ступени завершенности работ по строительным контрактам; периодичности отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств; отдельного баланса филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия и т.д.

Распорядительный документ об учетной политике может быть принятый как базисный на время деятельности предприятия, в который, за необходимостью, могут вноситься изменения. В случае внесения изменений, которые по объему охватывают большую часть текста либо же значительно влияют на её содержание, распорядительный документ об учетной политике целесообразно полностью издать в новой редакции. Учетная политика и её изменения раскрываются в примечаниях к годовой финансовой отчетности в описательной форме либо прикладываются копии распорядительного документа об установлении изменений в учетной политике предприятия.

    Учётную политику предприятия обязаны знать: Руководитель предприятия; Главный бухгалтер предприятия; Аудитор, поскольку учётная политика является одним из объектов исследования, с изучения которой начинается процесс аудиторской проверки; Налоговый инспектор, ведь от большинства принципов учётной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

    Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов:

- определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

- выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгалтерского учета;

- обоснование исходных положений построения учетной политики;

- идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта;

- выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией;

- оформление избранной учетной политики.

      Последовательность этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, ибо конкретная организация имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов, при адекватности которых эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведется из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством поверки каждого отобранного на предыдущем этапе способа системой соответствующих критериев. На шестом, заключительном, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней. При формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее условие - единство учетной политики в организации, то есть, другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах. Учетная политика строится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономно, сообразно размерам организации и масштабам ее деятельности. Выбор тех или иных способов веления учета подразумевает сопоставление затрат и выгод, связанных с их применением. Например, использование каких-либо сложных способов распределения косвенных расходов в малых организациях ведет лишь к большим затратам, но никак не гарантирует пользователям бухгалтерской отчетности ее достоверность. Выбор способов ведения учета бывает, сопряжен с необходимостью отдать предпочтение тому или иному требованию. Для обеспечения своевременности информации порой бывает необходимо поступиться полнотой и надежностью данных; в то же время ожидание того момента, когда все детали хозяйственной операции станут точно известны, позволяет достичь надежности информации, но делает ее бесполезной для своевременного принятия решений пользователями. В подобных ситуациях руководство и специалисты организации должны оценить степень влияния избираемого способа на полезность финансовой информации и решить, какому требованию отдать предпочтение. Относительная важность отдельных требований в разных хозяйственных условиях определяется профессиональным суждением. Чаще всего формирование учетной политики есть процесс достижения баланса между названными требованиями-принципами. Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными стандартами. Если последними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике.

В такой ситуации, возможно, использовать три варианта определения учетной политики: 1) по аналогии со сходными операциями; 2) исходя из общих определений и критериев; 3) на основе признанной практики. В первом случае речь идет об ориентации на требования, принятые для учета сходных операций, и общие принципы системы бухгалтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые непосредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство операций устанавливается на основе профессионального суждения. Во втором случае источником учетной политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения и критерии признания, описанные, в частности, в законодательстве. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении того, капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход. Третий предложенный вариант ориентирует на общепризнанную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допустим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практика не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгалтерскому учету. Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие - единство учетной политики в организации, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных хозяйственных договоров. Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных национальными стандартами бухгалтерского учета, и должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности. Вопросы изменений учетной политики урегулированы СБУ6. Согласно п.9 СБУ6 учетная политика может изменяться помимо прочего и тогда, когда такие изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия. Действующее законодательство не содержит ограничений относительно сроков и частоты проведения изменений учетной политики. Если руководство предприятия считает, что в случае изменений учетной политики будут выполнены условия п.9 СБУ6, такие изменения могут происходить в течение календарного года. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Информация о работе Учетная политика организации