Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:12, курсовая работа
Цель работы – наиболее полно раскрыть понятие учетной политики, все его аспекты и особенности и, опираясь на нормативные документы, определить его значимость в бухгалтерском (и частично в налоговом) учете.
Задачи работы:
1. Раскрыть особенности учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета и охарактеризовать основные допущения и требования, реализуемые при формировании учетной политики.
2. Рассмотреть организационный и технический аспекты учетной политики, раскрыть их содержание, а также выделить методологический аспект учетной политики, определить его значимость и наиболее полно охарактеризовать дынный аспект в части основных средств.
3. Рассмотреть все возможные варианты и случаи изменения учетной политики организации и все аспекты раскрытия ее в бухгалтерской отчетности.
Введение……………………………………………………………………………….3
§ 1. Понятие категории «учетная политика»………………………………………...5
§ 2. Допущения и требования, реализуемые при формировании учетной политики организации……………………………………………………………………………8
§ 3. Организационно-технические аспекты учетной политики……………………17
§ 4. Методологический аспект учетной политики в части основных средств……23
§ 5. Изменение учетной политики и раскрытие ее в бухгалтерской отчетности…33
Заключение……………………………………………………………………………39
Список используемой литературы…………………………………………………..40
В методологической части учетной политики отражены следующие группы вопросов:
Первая группа вопросов – это обязательные элементы учетной политики. Во всех ПБУ, регламентирующих методологию бухгалтерского учета, выделена минимальная информация, которая должны быть раскрыта в учетной политике. Как правило, эти разделы носят название «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности» и их содержание подсказывает минимальный перечень вопросов, которые придется решить в учетной политике.
Вторая группа – это вариантные элементы учетной политики. Законодательством РФ по бухгалтерскому учету предусмотрена вариантность способов бухгалтерского учета. Организация, осуществляющая определенную хозяйственную деятельность, должна выбрать один из способов бухгалтерского учета, предлагаемых законодательством, и утвердить свой выбор приказом об учетной политике. «При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету» [п. 7 ПБУ 1/08].
Третья группа вопросов учетной политики связана со способами бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в нормативной базе, то есть правил учета нет, а хозяйственная операция или объект учета есть. Организация имеет право восполнить пробелы нормативного регулирования бухгалтерского учета в законодательстве. На это указывает п.7 ПБУ 1/08: «Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также МСФО».
Методологический аспект учетной политики в части основных средств.
Порядок отражения в учете движения основных средств и начисления по ним амортизации отражен в ПБУ 6/01. Согласно п.4 этого положения «Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации, либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем».
В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, позволяющие относить их к основным средствам, но стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов (МПЗ). При этом в целях обеспечения сохранности таких объектов на предприятии должен быть организован надлежащий контроль за их движением. Исходя из данного положения, в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета организации должны предусмотреть:
- лимит стоимости таких активов (в пределах до 20 000 рублей), либо вообще такой лимит не устанавливать;
- как отражать их в бухгалтерском учете: в составе основных средств или в составе МПЗ;
- каким образом организовать контроль за их дальнейшим движением (на счетах бухгалтерского учета в количественном выражении в аналитическом учете и т. п.).
«Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости» [п.15 ПБУ 6/01]. В учетной политике в рамках методологического аспекта необходимо отразить, будет ли организация проводить переоценку основных средств. В этой связи следует учитывать, что в том случае, если предприятием принято решение о переоценке группы однородных объектов основных средств, в последующем они должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость, по которой они отражаются в бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. При этом согласно п. 15 ПБУ 6/01 сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации, а сумма уценки объекта основных средств относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток).
Таким образом, организация может в рамках методологического аспекта учетной политики в части основных средств выбрать, проводить или не проводить переоценку основных средств.
В учетной политике организации также необходимо отразить один из следующих способов начисления амортизации:
- линейный способ;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг);
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
«Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в однородную группу» [п. 18 ПБУ 6/01].
В большинстве случаев предприятия применяют линейный способ, при котором годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Начисление амортизации при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг) будет производиться исходя из натурального показателя объема продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ, услуг) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией.
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
При этом следует учитывать, что «начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету и производится до полного погашения стоимости этого объекта, либо списания этого объекта с бухгалтерского учета. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта, либо списания стоимости этого объекта с бухгалтерского учета. В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаем перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев» [пп. 21,22,23 ПБУ 6/01].
В целях предохранения основных средств от преждевременного износа и поддержания объектов в рабочем состоянии, производится их восстановление, которое может осуществляться посредством ремонта или модернизации (реконструкции, достройки и т.п.).
Нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета основных средств, позволяют организациям выбирать один из трех возможных вариантов учета расходов на ремонт основных средств:
1) сумма фактических затрат на ремонт может в полном объеме относиться в состав текущих расходов (как правило, расходов по обычным видам деятельности) того периода, в котором они были произведены;
2) организация может создавать резерв на проведение ремонта ОС;
3) учет расходов на ремонт может вестись с применением счета расходов будущих периодов.
Организация может выбрать для целей бухгалтерского учета любой из приведенных выше способов учета расходов на ремонт основных средств исходя из специфики своей деятельности, структуры и количества объектов основных средств, периодичности проведения ремонта. Выбранный способ учета расходов на ремонт должен быть зафиксирован в учетной политике, регулирующей порядок ведения бухгалтерского учета в данной организации.
Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на ремонт при каждом из возможных вариантов учета.
Вариант 1. Расходы на ремонт включаются в состав расходов в сумме фактических затрат.
При осуществлении ремонта подрядным способом (ремонт выполняется силами специализированной сторонней организации. При этом ремонт может выполняться как из материалов подрядчика, так и из материалов заказчика) в учете делаются проводки:
Дебет счета 20 (23, другие счета) - Кредит счета 60 - отражена стоимость выполненного ремонта;
Дебет счета 19 - Кредит счета 60 - отражена сумма НДС по выполненному ремонту;
Дебет счета 60 - Кредит счета 51 - оплачена подрядчику стоимость выполненных работ;
Дебет счета 68 - Кредит счета 19 - сумма НДС по выполненному ремонту предъявлена к вычету.
Отметим, что организация имеет право на вычет суммы НДС по выполненному ремонту, если отремонтированный объект основных средств используется для осуществления деятельности, облагаемой НДС [п. 2 ст. 171 НК РФ]. При этом вычет возможен при одновременном выполнении следующих условий:
1) работы подрядчиком выполнены (акт сдачи-приемки работ подписан обеими сторонами);
2) сумма НДС уплачена подрядчику;
3) имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура подрядчика на стоимость выполненных работ с выделенной суммой НДС.
Если объект основных средств используется в деятельности, не облагаемой НДС, то сумма НДС по ремонтным работам к вычету не принимается, а учитывается в стоимости ремонта, то есть относится на те же счета, что и стоимость ремонта [п. 2 ст. 170 НК РФ].
Если подрядная организация выполняет ремонт из материалов заказчика, то в учете заказчика списание стоимости материалов отражается проводками:
Дебет счета 10 "Материалы, переданные в переработку" - Кредит счета 10 - отражена стоимость материалов, переданных подрядчику для осуществления ремонтных работ;
Дебет 20 (23, другие счета) - Кредит счета 10 "Материалы, переданные в переработку" - отражена стоимость материалов, израсходованных подрядчиком при осуществлении ремонта, на основании соответствующих актов подрядчика.
При осуществлении ремонта хозяйственным способом (проведение ремонта собственными силами организации) в бухгалтерском учете делаются следующие проводки:
Дебет счета 10 - Кредит счета 60 - приобретены материалы для проведения ремонта;
Дебет счета 19 - Кредит счета 60 - отражен НДС по приобретенным материалам;
Дебет счета 60 - Кредит счета 51 - приобретенные материалы оплачены поставщику;
Дебет счета 68 - Кредит счета 19 - сумма НДС по приобретенным материалам предъявлена к вычету.
Дебет счета 20 (23, другие счета) - Кредит счета 10 - отражена стоимость материалов, отпущенных на выполнение ремонта;
Дебет счета 20 (23, другие счета) - Кредит счета 70 (69, другие счета) - отражены прочие затраты, связанные с проведением ремонта (зарплата рабочих, ЕСН и т.д.).
Вариант 2. Создание резерва на проведение ремонта основных средств.
В соответствии с п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств в целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных).
При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в издержки производства (обращения) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из сметной стоимости ремонта. Например, годовая смета затрат на ремонт составляет 60 тыс. руб., ежемесячная сумма резервирования составит 5 тыс. руб. (60 тыс. руб. : 12 мес.).
По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.
В бухгалтерском учете информация о сумме резерва на ремонт основных средств отражается на счете 96 "Резервы предстоящих расходов". Ежемесячные отчисления в резерв отражаются проводкой: