Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:06, курсовая работа
Каждое предприятие, независимо от выполняемой деятельности, должно составлять финансовую отчетность. Для этого Правительство РФ разработало положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (далее ПБУ 1/98) [9], в котором приведены совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Напомним их: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.
На величину приемлемого аудиторского риска могут оказывать влияние следующие основные факторы:
Внутрихозяйственный риск — это установленный аудитором уровень риска, отражающий подверженность финансовой отчетности существенным ошибкам. При установлении уровня внутрихозяйственного риска не принимается во внимание внутрихозяйственный контроль, поскольку он входит в модель аудиторского риска как самостоятельный элемент, называемый риском контроля.
Риск контроля представляет собой оценку аудитором эффективности системы внутрихозяйственного контроля клиента с точки зрения ее способности предотвращать или обнаруживать ошибки.
Риск
необнаружения — это риск, который
аудитор готов взять на себя в той степени,
в какой он рискует не обнаружить существенных
ошибок в финансовой отчетности при помощи
аудиторских процедур, предполагая, что
в системе внутрихозяйственного контроля
их не смогли обнаружить и исправить. Риск
необнаружения исчисляется по трем остальным
рискам, входящим в модель аудиторского
риска.
План
и программа
В процессе аудита проверяются как система бухгалтерского учета, так и система внутреннего контроля аудируемого лица. Учетная политика влияет на все этапы учетной работы и используется на всех этапах аудиторской проверки.
В частности план проведения проверки может выглядеть так:
Виды работ | Период проведения | Исполнители |
1. Аудит элементов учетной политики | 15.04.07-16.04.07 | Кошкина А.П |
2. Аудит выбора метода учета | 17.04.07-19.04.07 | Лапшова И.С |
3. Аудит выбора метода внутреннего контроля | 20.04.07-22.04.07 | Лапшова И.С |
4. Оценка организационной системы бухгалтерского учета | 23.04.07-25.04.07 | Кошкина А.П |
5. Оценка форм бухгалтерского учета и ее соответствия условиям организации управления предприятием | 26.04.07-28.04.07 | Кошкина А.П |
6. Проверка системы документации и документооборота | 28.04.07-29.04.07 | Лапшова И.С |
7. Проверка автоматизации бухгалтерского учета | 29.04.07-30.04.07 | Лапшова И.С |
План аудиторской проверки должен быть заверен подписью руководителя аудиторской организации и печатью аудиторской организации. После составления общего плана аудиторской проверки аудиторская фирма подготавливает программу аудита.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Программа
аудиторской проверки организации бухгалтерского
учета и учетной политики имеет ряд разделов:
Программа анализируемых разделов учетной политики
в соответствии
с ПБУ 1/98
Элементы учетной политики |
Объекты проверки | Аудиторские процедуры |
Рабочий
план счетов бухгалтерского учета |
Синтетические
и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности |
Инспектирование, наблюдение, внутренний запрос Сопоставление субсчетов с видами деятельности, а также с видами продукции, основных средств и других объектов учета в соответствии с критерием существенности отчетных показателей (он должен быть установлен в учетной политике, в противном случае устанавливается аудитором по его профессиональному суждению) |
Формы
первичных учетных документов |
Применяемые для оформления фактов хозяйственной деятельности первичные документы, по которым не предусмотрены типовые формы |
Инспектирование
на соответствие реквизитов обязательным требованиям Федерального закона N 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006) "О бухгалтерском учете" Оценка целесообразности форм, отсутствия совпадений с типовыми бланками, утвержденными Госкомстатом России |
Формы
документов для внутренней бухгалтерской отчетности |
Обеспечение потребностей управления |
Наблюдение, внутренний запрос и подтверждение, аналитические процедуры Анализ видов деятельности, технологии производства, методов управления Опрос пользователей внутренней отчетности |
Порядок
проведения инвентаризации активов и обязательств организации |
Сроки, периодичность, порядок назначения комиссии |
Инспектирование, внутренний запрос и подтверждение, пересчет, наблюдение Изучение инвентаризационных материалов на соответствие Закону N 129-ФЗ и Методическим указаниям по инвентаризации активов и финансовых обязательств, утвержденным Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 Наблюдение за проведением инвентаризации (или участие в ней) |
Методы
оценки активов и обязательств |
Соответствие
выбранных методов оценки требованиям соответствующих ПБУ |
Инспектирование
учетной политики Сверка методов по учетной политике с методами, разрешенными в положениях по бухгалтерскому учету и других нормативных актах |
Правила документооборота и технология обработки учетной информации |
График документооборота (статический, динамический), распределение должностных обязанностей, применяемые аппаратные средства, бухгалтерские программы |
Инспектирование, внутренний запрос и подтверждение, наблюдение Оценка целесообразности, эффективности распределения полномочий, сроков обработки документов |
Порядок
контроля за хозяйственными операциями |
Распределение контрольных полномочий, порядок и условия проведения ревизии, внутреннего и внешнего аудита |
Тесты средств
контроля Опрос контролирующих работников, инспектирование ревизионных и аудиторских документов, запрос о качестве контрольной работы |
Другие
решения, необходимые для организации бухгалтерского учета |
Формы бухгалтерской отчетности, отличающиеся от типовых |
Инспектирование, внутренний запрос и подтверждение, аналитические процедуры Анализ видов деятельности, организационной, территориальной и продуктовой структуры, критерия существенности отчетных показателей |
Другие
решения по разделу "Учетная политика для целей налогообложения" |
Степень влияния учетной политики для целей налогообложения на учетные показатели |
Инспектирование на соответствие требованиям НК РФ и других нормативных актов Оценка целесообразности методик налогового учета |
Допущение имущественной обособленности |
Активы и
обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций |
Инспектирование правоустанавливающих документов на соответствие нормативным актам, соблюдение сроков действия договоров Внешние запросы контрагентам и получение подтверждений от них |
Допущение непрерывности деятельности |
Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем (не менее 12 месяцев с отчетной даты) и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке |
Анализ показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, вероятности восстановления (или утраты) платежеспособности Внутренний запрос к руководству аудируемого лица и внешний запрос к контрагентам и контролирующим органам о наличии факторов и вероятности банкротства |
Допущение последовательности применения учетной политики |
Принятая учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому |
Инспектирование Сверка методов учета в учетной политике за отчетный и прошлые периоды Проверка фактически используемых методов учета на основе показателей первичных документов и учетных регистров аудируемого лица |
Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности |
Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами |
Инспектирование, наблюдение Оценка дат и бухгалтерских записей в первичных документах и в учетных регистрах аудируемого лица При наличии сомнений в достоверности - внешние запросы и подтверждения от контрагентов |
Требование полноты | Полнота отражения
в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности |
Инспектирование
дат первичных документов для включения в учетные регистры за соответствующий месяц (год) |
Требование своевременности |
Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (для информирования пользователей и включения показателей в период, к которому они относятся) |
Тесты средств
контроля Наблюдение за порядком и сроком передачи и обработки первичных документов, составления проводок, подготовки отчетности |
Требование осмотрительности |
Готовность
к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств: в первую очередь, возможных доходов и активов, во вторую очередь, не допуская создания скрытых резервов |
Пересчет оценки
активов и расходов (в фактических суммах - для совершившихся фактов или в подтверждаемых прогнозных оценках - для условных фактов хозяйственной деятельности, оценочных резервов и резервов предстоящих расходов) Пересчет оценки пассивов и доходов (в фактических суммах - для совершившихся фактов или без количественной оценки - для условных фактов хозяйственной деятельности) |
Требование приоритета содержания перед формой |
Отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования |
Фактически
требование малоприменимо из-за связи критериев признания объектов бухгалтерского учета с гражданско-правовыми нормами (в частности, с правовым и договорным регулированием моментов перехода права собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления) |
Требование непротиворечивости |
Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца |
Инспектирование и пересчет Контроль сумм по операциям, оборотов и остатков во взаимосвязанных регистрах бухгалтерского учета по всем счетам |
Требование рациональности |
Рациональное (экономичное) ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и размера организации |
Инспектирование, наблюдение Выявление лишних учетных процедур, документов, этапов документооборота |
Отражение
в годовой бухгалтерской отчетности принятых в учетной политике способов бухгалтерского учета (раскрытие производится, как правило, в пояснительной записке) |
Существенность (значимость) способов для достоверной оценки финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации со стороны заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности |
Инспектирование отражения особенностей учетной политики (в основном принятых методов оценки) в пояснительной записке, а также значимых (существенных) для пользователей пояснений |
Отклонение
от допущений, предусмотренных ПБУ 1/98 |
Обоснованность отклонений |
Запрос и
получение подтверждений от руководителя и главного бухгалтера аудируемого лица Анализ фактов хозяйственной деятельности по степени влияния на допущения |
Неизменность учетной политики в течение отчетного периода, на который она принята, за исключением случаев, разрешенных ПБУ 1/98 |
Случаи, в которых допускается изменение учетной политики: изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету; разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; существенное изменение условий деятельности (в связи с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.) |
Инспектирование документов и фактов, запрос и подтверждение Квалификация добавленных (исключенных) положений учетной политики как изменений Анализ юридической обоснованности и экономической целесообразности изменений Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, отличных по существу от произошедших ранее фактов или возникших впервые в деятельности организации; в этом случае аудитор проверяет адекватность способов учета требованиям ПБУ по учету соответствующих активов, обязательств, капитала, доходов или расходов |
Закрепление допустимых изменений организационно- распорядительным документом |
Наличие документа и обоснованность изменений |
Инспектирование
приказа (распоряжения) руководителя аудируемого лица о внесении изменений в учетную политику (по формальным признакам) |
Представление числовых показателей в соответствии с измененной учетной политикой |
Пересчет (если
он может производиться надежно) отчетных показателей как минимум за два периода (отчетный и предшествовавший ему) с учетом измененной учетной политики Отсутствие корректировок учетных записей за предшествующие отчетные периоды |
Пересчет данных прошлого года по новой методике Инспектирование бухгалтерской отчетности за отчетный год (показатели за прошлый год должны быть скорректированы), а также бухгалтерской отчетности и учетных регистров за прошлый год (корректировочных записей в связи с изменением учетной политики отчетного года быть не должно) |
Раскрытие изменений учетной политики в бухгалтерской отчетности |
Раскрываются (поясняются): существенные изменения за отчетный период - в отчетности за этот период; изменения на следующий за отчетным период - в пояснительной записке за отчетный период |
Контроль заполнения отчетных форм (переноса показателей из учетных регистров) Инспектирование пояснительной записки за отчетный год |
1.3
Перечень нормативных
актов.
Перечень нормативных актов,
1. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";
2. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации";
3. Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01";
4.
Приказ Минфина России от 28.12.2001
N 119н "Об утверждении
5. Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению";
6.
Приказ Минфина России от 09.12.1998
N 60н "Об утверждении Положения
по бухгалтерскому учету "
7. Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)";
8. Приказ Минфина России от 10.01.2000 N 2н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000";
9. Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций";
10. Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств";
11.
Письмо Минфина СССР от 30.04.1974
N 103 "Об основных положениях
по учету материалов на
12.
Приказ Минфина России от 29.08.2001
N 68н "Об утверждении
13.
Инструкция Минфина СССР от 14.01.1967
N 17 "О порядке выдачи
14.
Письмо Минфина России от 30.10.1992
N 16-05/4 "О порядке отражения
в бухгалтерском учете
15. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5);
16.
Постановление Росстата от 09.08.1999
N 66 "Об утверждении
17.
Постановление Госкомстата
18.
Постановление Госкомстата
19.
Постановление Госкомстата
ЧАСТЬ 2.РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
Задача.
Для аудиторской проверки представлены данные бухгалтерского учета общехозяйственных расходов. В учетной политики для целей бухгалтерского учета установлено, что общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных списываются на счета продажи.
В регистрах бухгалтерского учета отражены следующие хозяйственные операции:
Бухгалтерские записи по учету общехозяйственных расходов
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | |
Дебет | Кредит | |||
1 | Начислена амортизация основных средств общехозяйственного назначения | 26 | 02 | 32000 |
2 | Принят
к учету счет-фактура |
26 | 60 | 3100 |
19 | 60 | 558 | ||
3 | Принят к учету счет-фактура ООО «Х» по ремонту компьютеров, улучшающих их качественные характеристики | 26 | 60 | 7500 |
19 | 60 | 1350 | ||
4 | Принят к учету счет и акт выполненных работ от ЗАО «А» за оказанные услуги по инициативному аудиту | 26 | 60 | 28000 |
19 | 60 | 5040 | ||
5 | Приняты к учету
представительские расходы |
26 | 71 | 5600 |
6 | Списаны общехозяйственные расходы по окончании отчетного периода | 20 | 26 | 76200 |
Определить
допущенные нарушения в учете
общехозяйственных расходов. Дайте
необходимые рекомендации по их устранению.
Счет 26 "Общехозяйственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами) и др.
Расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", списываются, в частности, в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону).
Указанные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 90 "Продажи".
Организации, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т.п., кроме организаций, осуществляющих торговую деятельность), используют счет 26 "Общехозяйственные расходы" для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности. Данные организации списывают суммы, накопленные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", в дебет счета 90 "Продажи".
Аналитический учет по счету 26 "Общехозяйственные расходы" ведется по каждой статье соответствующих смет, месту возникновения затрат и др.
Данные расходы отражаются по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов:
Д-т сч. 26 К-т сч. 10 - отражена стоимость материалов, запасных частей, использованных для работ общехозяйственного назначения;