Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – на основе изучения бухгалтерского учета основных средств по материалам ОАО «Санаторий Пятигорье», разработать рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств.
Эта цель определяет необходимость решения следующих задач:
- изучение теоретических аспектов основных средств;
- изучение действующей практики учета использования основных средств,
- классификация основных средств;
-- изучение способов амортизации основных средств;
Введение 3
1. Теоретические основы учёта основных средств 5
1.1. Понятие и классификация основных средств 5
1.2. Оценка основных средств 8
1.3. Учёт поступления и выбытия основных средств 11
1.4 Порядок начисления и учёта амортизации. Способы начисления 2
2. Порядок учёта основных средств на предприятии 7
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 7
2.2. Учётная политика ОАО «Санаторий Пятигорье» в отношении основных средств 10
2.3 Особенности учёта основных средств в ОАО «Санаторий Пятигорье» 13
Заключение 24
Список литературы 26
Бухгалтер ОАО «Санаторий Пятигорье» сделал следующие проводки:
ДЕБЕТ 75-1 «Расчёты с учредителями»
КРЕДИТ 80 «Уставный капитал»
- 500 000 руб. - отражена задолженность ОАО «Парус» по вкладу в уставный капитал;
ДЕБЕТ 08-4 «Вложения во внеоборотные активы»
ДЕБЕТ 75-1 «Расчёты с учредителями»
- 500 ООО руб. - получено оборудование в счет вклада в уставный капитал;
ДЕБЕТ 08-4 «Вложения во внеоборотные активы»
КРЕДИТ 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - отражена сумма транспортных расходов (без НДС) по доставке оборудования;
ДЕБЕТ 19-1 «НДС по приобретённым ценностям»
КРЕДИТ 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
- 1800 руб. - отражена сумма НДС по транспортным расходам (на основании счета-фактуры транспортной фирмы);
ДЕБЕТ 01 «Основные средства»
КРЕДИТ 08-4 «Вложения во внеоборотные активы»
- 510000 руб. (500 000 +10 000) - оборудование введено в эксплуатацию;
ДЕБЕТ 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
КРЕДИТ 51 «Расчётные счета»
- 11 800 руб. - оплачен счет транспортной фирмы;
ДЕБЕТ 68 «Расчёты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19-1 «НДС по приобретённым ценностям»
- 1800 руб. - произведен вычет по НДС.
Рассмотрим особенности учёта основных средств полученных безвозмездно.
В 2010 году ОАО «Санаторий Пятигорье» получило безвозмездно от органа местного самоуправления медицинское оборудование. Его рыночная цена составила 360 000 руб. (в том числе НДС).
Бухгалтер ОАО «Санаторий Пятигорье» сделал проводки:
ДЕБЕТ 08-4 «Вложения во внеоборотные активы»
КРЕДИТ 98-2 «Доходы будущих периодов»
- 360 000 руб. - оприходовано по рыночной цене безвозмездно полученное оборудование;
ДЕБЕТ 01 «Основные средства»
КРЕДИТ 08-4 «Вложения во внеоборотные активы»
- 360 000 руб. - оборудование введено в эксплуатацию.
Рассмотрим
как учитывают особенные
Предприятие заключило договор купли-продажи коттеджа, находящегося на балансе другой фирмы. Цена коттеджа по договору купли-продажи - 1 180 000 руб., в том числе НДС - 180 000 руб. На балансе продавца коттедж числился по стоимости 500 000 руб., начисленная по нему амортизация составила 90 000 руб.
Операции по покупке коттеджа бухгалтер отразил записями:
ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы»
КРЕДИТ 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
- 1 000 000 руб. - отражена стоимость приобретаемого коттеджа (без НДС);
ДЕБЕТ 19 «НДС по приобретённым ценностям»
КРЕДИТ 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
- 180 000 руб. - отражен НДС;
ДЕБЕТ 01 «Основные средства» субсчет «Жилой фонд»
КРЕДИТ 08 «Вложения во внеоборотные активы»
- 1 000 000 руб. - оприходован коттедж.
Рассмотрим
особенности учёта
В январе 2010 года ОАО «Санаторий Пятигорье» решило улучшить технические характеристики старого компьютера. Его первоначальная стоимость - 18 000 руб. (без НДС).
Был заменен процессор на более мощный и установлен CD-дисковод. Стоимость всех работ (с учетом стоимости новых деталей) составила 7080 руб. (в том числе НДС -1080 руб.).
Бухгалтер сделал проводки:
ДЕБЕТ 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
КРЕДИТ 51 «Расчётные счета»
- 7080 руб. - оплачена стоимость работ;
ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Увеличение стоимости основных средств» КРЕДИТ 60
- 6000 руб. (7080 - 1080)
- учтены расходы на
ДЕБЕТ 19-1 «НДС по приобретённым ценностям»
КРЕДИТ 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
- 1080 руб. - учтен НДС по модернизации;
ДЕБЕТ 01 «Основные средства»
КРЕДИТ 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Увеличение стоимости основных средств»
- 6000 руб. - на
расходы по модернизации
ДЕБЕТ 68 «Расчёты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19-1 «НДС по приобретённым ценностям»
- 1080 руб. - принят к вычету НДС.
Разберём учёт амортизации основных средств.
В сентябре 2009 года ОАО «Санаторий Пятигорье» приобрело электрическую плиту для пищеблока. Первоначальная стоимость плиты - 240 000 руб. (без НДС). Срок полезного использования - 5 лет. При использовании линейного метода ежегодно должна амортизироваться 1/5 стоимости плиты.
Прежде всего определили годовую норму амортизации. Для этого первоначальную стоимость плиты приняли за 100 процентов. Годовая норма амортизации составила 20 процентов (100% : 5 лет). Следовательно, годовая сумма амортизации составила 48 000 руб. (240 000 руб. х 20%). Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составила 4000 руб. (48 000 руб.: 12 мес). Ежемесячно в течение 5 лет бухгалтер делал проводку:
ДЕБЕТ 20 «Основное производство»
КРЕДИТ 02 «Амортизация основных средств»
- 4000 руб. - начислена амортизация электрической плиты за месяц.
Наряду с линейным методом начисления амортизации существует еще несколько методов, например, метод уменьшающегося остатка. Метод уменьшающегося остатка основан на том же принципе, что и метод суммы чисел. Хотя при этом методе может применяться любая твердая ставка, но чаще всего берется удвоенная норма амортизации по сравнению с нормальной, которая используется при прямолинейном методе. Этот процесс обычно называется методом уменьшающегося остатка при удвоенной норме амортизации.
Срок полезного использования 5 лет. Соответственно при прямолинейном методе норма амортизации на каждый год составляет 20% (100% : 5 лет). При методе уменьшающегося остатка с удвоенной нормой списания норма амортизации будет равна 40% (2 * 20%). Эта фиксированная ставка в 40% относится к остаточной стоимости в конце каждого года. Предполагаемая ликвидационная стоимость не принимается в расчет при подсчете амортизации, за исключением последнего года, когда сумма амортизации ограничена величиной, необходимой для уменьшения остаточной стоимости предмета до ликвидационной. Таблица, иллюстрирующая данный метод, представлена ниже.
Первоначальная стоимость |
Годовая сумма амортизации |
Накопленный износ |
Остаточная стоимость | |
Дата приобретения |
10 000 |
- |
- |
10 000 |
Конец 1 года |
10 000 |
(40% х 1000)=4000 |
4 000 |
6 000 |
Конец 2 года |
10 000 |
(40% х 6 000)=2400 |
6 400 |
3 600 |
Конец 3 года |
10 000 |
(40% х 3 600)=1440 |
7 840 |
2 160 |
Конец 4 года |
10 000 |
(40% х 2 160)=864 |
8 704 |
1 296 |
Конец 5 года |
10 000 |
9 000 |
1 000 |
Как видно из таблицы, твердая норма амортизации всегда применялась к остаточной стоимости предыдущего года. Сумма амортизации (самая большая в первый год) уменьшается из года в год. И наконец, сумма амортизации в последнем году ограничена суммой, необходимой для уменьшения остаточной стоимости до ликвидационной.
Рассмотрим метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Этот метод - кумулятивный метод определяется суммой лет срока службы какого-то объекта, являющейся знаменателем в расчетном коэффициенте. В числителе этого коэффициента находятся числа лет, остающиеся до конца срока службы объекта (в обратном порядке). Например, предполагаемый срок полезной службы 5 лет.
Сумма чисел - лет эксплуатации составит 15 (кумулятивное число):
1+2+3+4+5=15.
Затем путем умножения каждой дроби на амортизируемую стоимость, равную 9 000 дол. (10 000 дол. - 1 000 дол.), определяют ежегодную сумму амортизации:
5/15; 4/15; 3/15; 2/15; 1/15
Таблица амортизационных отчислений в этом случае будет выглядеть следующим образом:
Первоначальная стоимость |
Годовая сумма амортизации |
Накопленный износ |
Остаточная стоимость | |
Дата приобретения |
10 000 |
- |
- |
10 000 |
Конец 1 года |
10 000 |
(5:15 х 9000)=3000 |
3 000 |
7 000 |
Конец 2 года |
10 000 |
(4:15 х 9000)=2400 |
5 400 |
4 600 |
Конец 3 года |
10 000 |
(3:15 х 9000)=1800 |
7 200 |
2 800 |
Конец 4 года |
10 000 |
(2: 15 х 9000)=1200 |
8 400 |
1 600 |
Конец 5 года |
10 000 |
(1:15 х 9000)=600 |
9 000 |
1 000 |
Из таблицы
видно, что самая большая
Рассмотрим учёт выбытия основных средств (продажа).
ОАО «Санаторий Пятигорье» продает принадлежащий ему грузовой автомобиль за 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Первоначальная стоимость автомобиля - 118 000 руб., сумма начисленной к моменту продажи амортизации - 40 000 руб. Расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД составили 1000 руб.
Бухгалтер сделал следующие проводки:
ДЕБЕТ 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»
КРЕДИТ 91-1 «Прочие доходы и расходы»
- 118 000 руб. - отражена задолженность покупателя;
ДЕБЕТ 51 «Расчётные счета»
КРЕДИТ 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»
- 118 000 руб. - поступили деньги от покупателя на расчетный счет ОАО «Санаторий Пятигорье»;
ДЕБЕТ 91-2 «Прочие доходы и расходы»
КРЕДИТ 68 «Расчёты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС»
- 18 000 руб. - начислен НДС;
ДЕБЕТ 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств»
КРЕДИТ 01 «Основные средства»
- 118 000 руб. - списана первоначальная стоимость автомобиля;
ДЕБЕТ 02 «Амортизация основных средств»
КРЕДИТ 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств»
- 40 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации;
ДЕБЕТ 91-2 «Прочие доходы и расходы»
КРЕДИТ 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств»
- 78 000 руб. - списана остаточная стоимость автомобиля;
ДЕБЕТ 91-2 «Прочие доходы и расходы»
КРЕДИТ 71 «Расчёты с подотчётными лицами»
- 1000 руб. - списаны расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД (на основании авансового отчета механика);
ДЕБЕТ 91-9 «Прочие доходы и расходы»
КРЕДИТ 99 «Прибыли и убытки»
- 21 000 руб. (118 000 - 18 000 - 78 000 - 1000) - отражена прибыль от продажи автомобиля (по итогам месяца).
Выясним как осуществляется учёт ликвидации основных средств
На балансе ОАО «Санаторий Пятигорье» числилась ванна для процедур первоначальной стоимостью 360 000 руб. В 2004 году ванна была демонтирован и списана. На момент списания по ней была начислена амортизация в сумме 90 000 руб. Расходы по демонтажу ванны составили 20 000 руб. Демонтаж произведен ремонтным цехом ОАО «Санаторий Пятигорье».
После демонтажа и разборки ванны были получены запасные части, пригодные для дальнейшего использования. Их рыночная стоимость равна 50 000 руб.
Бухгалтер сделал следующие записи:
ДЕБЕТ 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств»
КРЕДИТ 01 «Основные средства»
- 360 000 руб. - списана первоначальная стоимость демонтированной ванны;
ДЕБЕТ 02 «Амортизация основных средств»
КРЕДИТ 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств»