Учётная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 06:44, курсовая работа

Описание

В настоящее время учетная политика организации составляется как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. При этом учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета организации, а для целей налогообложения – совокупность способов ведения налогового учета организации, а также элементов методики исчисления некоторых видов налогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….. 2
1 Общие принципы формирования учетной политики…………………………… 4
1.1 Понятие, задачи, оформление, изменение учетной политики……………... 4
1.2 Организационные моменты учетной политики…………………………… 6
1.3 Прочие положения учетной политики организации……………………...…9
2 Методологические вопросы учетной политики……………………………….. 14
2.1 Учет основных средств и нематериальных активов……………………… 14
2.2 Учет материально-производственных запасов, готовой продукции и товаров……………………………………………………………………………. 19
2.3 Учет доходов и расходов организации……………………………….......... 25
3 Концептуальные отличия формирования учетной политики по международным стандартам финансовой отчетности от ее формирования в российском
бухгалтерском учете……..…………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………. 33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ2010.doc

— 391.00 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ

 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Переход к рыночным отношениям в экономике  повлёк за собой глубокие  изменения  по организации и ведению бухгалтерского учёта на предприятиях различных  отраслей народного хозяйства. Эти  изменения в значительной  степени  обусловлены быстрым развитием и налаживанием экономических связей субъектов Российской Федерации с иностранными фирмами и компаниями. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности. Эта самостоятельность реализуется путем формирования учетной политики.

     Необходимость изучения вопросов сущности и формирования учетной политики предприятия определило мой выбор данной темы курсовой работы. Считаю, что актуальность данной темы заключается в том, что в современных экономических условиях осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учёта в организации и происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности. В настоящее время разработан и принят национальный стандарт "Учетная политика предприятия". Изучение литературы позволило выявить некоторые проблемные вопросы, которые постараюсь раскрыть в данной работе. Конкретнее, показать сущность, понятие учетной политики и подходы к ее формированию.

     Экономический смысл учетной политики организации  сводится к обеспечению формирования и отражения в учете оптимальных финансовых результатов ее деятельности. Однако, универсального решения для всех (или хотя бы большинства) организаций в области формирования и раскрытия эффективной учетной политики не существует. Ежегодно требуется производить всесторонний анализ действующих положений учетной политики. Однако нормативное регулирование этих вопросов остается единым для всех организаций, являющихся по законодательству Российской Федерации юридическими лицами (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).

     В настоящее время учетная политика организации составляется как для  целей бухгалтерского учета, так  и для целей налогообложения. При этом учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета организации, а для целей налогообложения – совокупность способов ведения налогового учета организации, а также элементов методики исчисления некоторых видов налогов.

 

     1 Общие принципы формирования учетной политики

     1.1 Понятие, задачи, оформление, изменение учетной политики

 

     При установлении учетной политики для  целей бухгалтерского учета следует руководствоваться ПБУ 1/2008: Учетная политика организации, утвержденным Приказом Минфина РФ 06.10.2008 № 106 н, а также Федеральным законом о  бухгалтерском учете от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

     Учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и  иные соответствующие способы и приемы [п.2 ПБУ 1/2008].

     Еще один перечень способов ведения бухгалтерского учета приведен в п.12 ПБУ 1/2008. Разница между ними состоит в том, что перечень, изложенный в п.2 ПБУ 1/2008 применяется при оформлении соответствующего распорядительного, или внутреннего документа, а перечень, приведенный в п.12, обязателен для обеспечения гласности учетной политики, то есть доведения ее результатов до заинтересованных пользователей бухгалтерской отчётности.

       Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации [п.9 ПБУ 1/2008]. По причине того, что вид организационно-распорядительного  документа точно не определен, наиболее целесообразным представляется оформление принятия учетной политики приказом руководителя организации, в котором должны быть изложены её основные элементы, а те элементы, которые требуют подробной разработки и занимают сравнительно большой объем, следует помещать в приложения к данному приказу. В число таких приложений могут входить:

  1. формы первичной учетной документации, не предусмотренные альбомами форм;
  2. состав структурного подразделения организации, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;
  3. график документооборота и т.п.

     Способы ведения бухгалтерского учета, избранные  организацией при формировании учетной  политики, применяются с первого  января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа [п.10 ПБУ 1/2008]. Это значит, что приказ (или распоряжение), касающийся учетной политики предприятия, должен быть подписан руководителем организации не позднее 31 декабря года, предшествующего тому в котором данная учетная политика будет применяться.

       Данное требование может показаться  невыполнимым, если  вспомнить, что  некоторые документы системы  нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности утверждаются «задним числом». Однако  ПБУ 1/2008 в разделе IV «Изменение учетной политики» предусмотрена возможность внесения коррективов в учетную политику в течение отчетного года – в случае если появляются  новые нормативные документы. Этим правом можно воспользоваться и тогда, когда опубликование вновь утвержденного документа не позволяет учесть его требования при разработке учетной политики на очередной год.

       Вновь созданная организация  оформляет избранную учетную  политику в соответствии с  настоящим пунктом до первой  публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации) [п.10 ПБУ 1/2008].

       В учетной политике отражается  один из способов ведения бухгалтерского учета. Если законодательство допускает многовариантность при решении какой-либо проблемы, то в учетной политике отражается один из вариантов, выбранный организацией. Организация также может столкнуться с ситуацией, которая не урегулирована законодательством о бухгалтерском учете. В этом случае она должна разработать свой вариант учета на основе действующих ПБУ и закрепить его в учетной политике [п.8 ПБУ 1/2008].

       В соответствие с ПБУ 1/2008  п.10 учетная политика основной  организации применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. В противном случае формируемая разными подразделениями учётная информация будет несопоставимой и несводимой.

     1.2 Организационные моменты учетной политики

 

     Бухгалтерский учет на предприятии может осуществляться:

  • бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением данного предприятия;
  • специализированной профессиональной организацией на договорных началах, том числе централизованной бухгалтерией;
  • соответствующим специалистом на договорных началах.

     В первом случае речь о средних и крупных предприятиях, на которых выделение бухгалтерского учета из общего управленческого процесса немыслимо. Остальные варианты ведения учета используются малыми предприятиями, которых подчас содержание собственной бухгалтерии – дорогостоящее и нерациональное занятие.

     Независимо  от того, имеет предприятие собственную  бухгалтерию или пользуется услугами сторонней организации, ответственность  за организацию бухгалтерского учета  несет руководитель предприятия. В  его обязанности входит создание необходимых условий для правильного ведения бухгалтерского учета, выполнения всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера относительно порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

     Главный бухгалтер или лицо, исполняющее  его функции, несет ответственность за соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учета. Основные его функции состоят в обеспечении контроля и отражении на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием хозяйственной операции, предоставление оперативной информации, составлении в установленные сроки бухгалтерской отчетности и осуществлении (с другими подразделениями и службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

     К организационно-техническим аспектам относят:

  1. Выбор формы бухгалтерского учёта.
  2. Организация работы в бухгалтерии.
  3. Система внутрипроизводственного учёта, отчётности и контроля.
  4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Разработка порядка документооборота.
  5. План счетов бухгалтерского учёта с учётом приказа Минфина РФ от 7 мая  2003 г. № 38н.
  6. Технологические приёмы обработки учётной информации.
  7. Объём, сроки и адреса представления отчётности.
  8. Система взаимоотношений с аудиторскими фирмами, с органами контроля и управления.

     Перечисленные аспекты учётной политики обоснованы нормативными документами. Приведённый  перечень разделов учётной политики является общим, но может быть расширен, либо уменьшен в зависимости от направлений хозяйственной деятельности и величины предприятия.

     Приведём  расшифровку  первостепенных позиций  организационно-технического аспекта  учётной политики предприятия.

  1. Выбор формы бухгалтерского учёта. Ведение бухгалтерского учёта имущества и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утверждённым приказом Министерства финансов РФ от 7.05.2003 г. № 38н и Инструкции по его применению. Доминирующая форма учёта - журнально-ордерная.
  2. Организация работы в бухгалтерии проводится согласно пункту 2 Федерального Закона о бухгалтерском учете от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ: руководитель может учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.
  3. Технологические приёмы обработки учётной информации.  Бухгалтерский учет на предприятии может вестись ручным способом, ручным способом с частичным применением средств автоматизации или автоматизированным способом.
  4. Полный перечень счетов, используемых субъектами учёта, составляет План счетов бухгалтерского учёта, утверждённый приказом Минфина РФ от 7 мая 2003 г. № 38н. Поскольку перечни счетов, применяемых отдельными субъектами, могут различаться, то существую как типовые, законодательно предписываемые Планы счетов, так и индивидуализированные – рабочие планы счетов.

       Рабочий план счетов бухгалтерского учета составляется всеми организациями, кроме кредитных и бюджетных, всех форм собственности и организационно - правовых форм, ведущих бухгалтерский учет методом двойной записи. Данный документ должен содержать полный перечень синтетических и аналитических счетов, включая субсчета, необходимых для ведения бухгалтерского учета. Субсчета используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация вправе уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

       План счетов – объект нескончаемого  реформирования: в  названный документ изменения вносятся относительно редко, но их с лихвой восполняют отдельные нормативные акты, самостоятельно устанавливающие корреспонденцию счетов в дополнение или даже в противовес указанной в Плане счетов.

Информация о работе Учётная политика организации