Упраленческий бухучет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и принципов управленческого учёта. Для этого поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть предмет и принципы управленческого учёта
- Изучить приёмы и способы управленческого учёта
- Классифицировать системы управленческого учёта

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность управленческого учёта
1.1. Предмет, принципы, функции управленческого учёта
1.2 Информация, формируемая в системе управленческого учёта
Глава 2. Методология и системы управленческого учёта
2.1. Приёмы и способы управленческого учёта
2.2. Системы управленческого учёта
Глава 3. Законодательные акты РФ, регламентирующие управленческий учёт
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Принципы бух. упр. учета БУХ. УПР. УЧЕТ.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

Систематический учет затрат - есть финансовый учет за­трат на производство с его регламентацией по составу затрат, способам регистрации, идентификаций и группировки, пред­ставления в отчетности. Элементами систематического учета являются:

1) измерение и оценка затрат по приобретению и использо­ванию производственных ресурсов;

2) контроль процессов снабжения, производства, реализа­ции в натуральных измерителях;

3) группировка затрат по статьям расхода и элементам, по местам возникновения, по видам продукции, работ и ус­луг, сюда же относится порядок включения затрат в се­бестоимость;

4) внутренняя и внешняя отчетность, удовлетворяющая своих пользователей по срокам, содержанию и частоте представления.

Проблемный учет формирует информацию об экономиче­ской, технологической, конструкторской и организационной подготовке

22

производства; о ценах и реализации продукции; об управлении производственными запасами и рационализации расхода производственных ресурсов.

Задачи проблемного учета решаются с помощью методов про­граммирования, нормирования, планирования, прогноза, систем­ного экономического анализа, контроля и регулирования на осно­ве фактических данных производственного учета и статистики.

Содержание понятия «проблемный учет» показывает, что данные этого учета используются для решения будущих эконо­мических и производственных проблем организации.

Данные проблемного учета используются для:

• планирования и прогнозирования затрат и доходов, нор­мирования и составления смет (бюджетов);

• анализа расходов и отклонений от нормативов (стан­дартов) и анализа доходности производства продуктов;

• оценки деятельности структурных подразделений и организации по критерию величины затрат и доходов, полу­чаемых в процессе производства и сбыта;

• принятия многовариантных управленческих решений на ближайшую и дальнюю перспективу в области производ­ства и сбыта, кооперирования, импорта и экспорта, ас­сортимента продукции и др.;

• разработки моделей управления запасами и затратами, которые бы

23

обеспечивали оптимизацию затрат и доходов.

По степени взаимосвязи между финансовым (систематический учет затрат и доходов) и управленческим учетом в практике за­рубежных стран применяют две системы: монистическую и ав­тономную.

Монистическая - интегрированная система, объединяющая систематический и проблемный учет на основе прямой и об­ратной связи на счетах бухгалтерского учета. Систематический учет путем отражения на счетах бухгалтерского учета производ­ственных издержек, готовой продукции и ее реализации дает возможность оценить деятельность организации, её финансо­вое положение. Дополняя финансовую информацию данными внутренней отчетности, администрация может оценить рацио­нальность организации производства на любом его участке. Из оперативных сведений и отчетности материально-ответственных лиц определяются положительные и отрицательные отклонения от действующих стандартов. Тем самым создаются предпосыл­ки организации действующей системы контроля за издержками и доходами.

Автономная система - обособленное создание систематиче­ского и проблемного учета. Связь между финансовым и управ­ленческим учетом осуществляется с помощью так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования.

По оперативности затрат системы разделяют: на систему учета фактических (прошлых, исторических) затрат и систему учета стандартных

24

(нормированных) затрат. Оперативность за­трат - один из критериев действенности системы, ориентиро­ванной на увеличение эффективности.

Система учета фактических (прошлых) затрат состоит в формировании информации для расчета себестоимости реали­зованной продукции и прибыли, для определения фактической себестоимости и дохода от реализации единицы готовой про­дукции конкретного наименования.

Система учета стандартных затрат включает: разработку стандартов на затраты по приобретению и использованию ма­териалов, основных фондов, на затраты труда, накладных рас­ходов; составление калькуляций себестоимости по норматив­ным затратам и учет фактических затрат с выделением откло­нений от нормативов и смет.

В мировой практике такая система называется «стандарт-кост». Она ориентирована на оперативность контроля за ходом формирования себестоимости и при возникшей необходимости регулирование ее процесса.

Полнота включения затрат в себестоимость - один из при­знаков классификации систем учета, применяемый в практике. Существует система учета полных затрат и система учета час­тичных затрат - две системы, отвечающие в управленческом учете различным целям.

Система учета полных затрат представлена традиционным учетом затрат на производство и калькулированием себестои­мости. Основной группировкой затрат является их деление на прямые (относимые прямо на объект калькулирования) и косвенные (распределяемые между объектами калькули­

25

рования пропорционально какой-либо базе).

Под системой частичных затрат понимается подход, когда производится подбор отдельных элементов затрат, которые но­сят прямой характер и включаются в себестоимость отдельных видов продукции. Затраты при этой системе зависят от объемов производства и потому их называют переменными. Калькуля­ция ограниченных затрат включает только производственные расходы, связанные с выпуском калькулируемого продукта.

Часть затрат, которые носят косвенный характер, имеет от­ношение ко всей продукции. Такого рода затраты возмещаются из общей суммы выручки. В зарубежной практике этот вариант учета называется «директ-костинг».

Управленческий учет характеризуется:

- отсутствием стандартизации – способы и формы ведения управленческого учета не ограничены нормативным регулированием; формы представления отчетных данных могут быть любыми; применяемые термины могут использоваться в различных смыслах, удобных для внутренних целей;

- конфиденциальностью - информация управленческого учета предназначена исключительно для внутреннего потребления;

-     плановым характером - управленческий учет призван давать прогнозы по различным аспектам деятельности организации (объему реализации, эксплуатационным расходам, расходам на персонал и пр.);

                  измерением показателей как в денежном, так и в натурально-вещественном выражении, например, измерение количества производственных

26

                  запасов в штуках, погонных метрах, тоннах и т.п. Подобное измерение применяется и в аналитическом учете;

              - актуальностью предоставленной информации (за счет использования приблизительных оценок, неполного набора данных). Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени – сутки, пятидневку, декаду и пр. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами производства и реализации продукции;

·индивидуальной периодичностью отчетов;

·расширенным составом объектов учета – в качестве объектов могут выступать отдельные изделия, виды деятельности, центры ответственности.

В заключение следует отметить, что все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение целей управления.

Помимо методов бухгалтерского учета управленческий учет использует совокупность методов статистики, экономического анализа, а также экономико-математические методы.

 

Глава3. Законодательные акты РФ, регламентирующие управленческий учёт

27

Основные нормативные документы, регламентирующие управленческий учет, разработаны применительно к бух­галтерскому учету. Это в некоторой степени подтвержда­ет методологическую взаимосвязь управленческого и бух­галтерского учета, которая основывается на единстве при­меняемых принципах и методах учета. Вместе с тем мно­гие положения нормативных документов можно исполь­зовать и в управленческом учете. Например, первичные документы в управленческом учете целесообразно состав­лять в соответствии с требованиями Закона «О бухгал­терском учете»; положения по бухгалтерскому учету так­же целесообразно отнести к управленческому учету, хотя они для него не обязательны (в отличие от бухгалтерско­го учета).

К настоящему времени систему нормативных докумен­тов, регламентирующих бухгалтерский и управленческий учет, можно представить иерархично в виде четыреху­ровневой системы.

Первый уровень образуют законодательные акты, ука­зы Президента РФ и Постановления Правительства, рег­ламентирующие прямо или косвенно организацию и ве­дение бухгалтерского управленческого учета и отчетнос­ти в организации. Основным законодательным актом на данном уровне является Федеральный закон «О бухгал­терском учете» от 21. 11. 1996 г. № 129-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета и от­четности, их содержание, принципы, организацию, ос­новные направления бухгалтерской деятельности и состав­ления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обя­занных вести бухгалтерский учет и предоставлять бух­галтерскую (финансовую)

28

отчетность.

К законодательным нормативным документам также относятся: Гражданский кодекс РФ, в первой части кото­рого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности (наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ); «Об акционерных обществах»               от 26. 12. 1995 г. №208-ФЗ, Постановление Правительства РФ «О Программе ре­формирования бухгалтерского учета в соответствии с меж­дународными учетными стандартами финансовой отчет­ности» от 06. 03. 1998 г. № 283.

Так как в настоящее время происходят весьма суще­ственные перемены в финансовом учете, связанные с пе­реходом России на международные стандарты финансо­вого учета, то следует обратить внимание на положения Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, которая была ут­верждена приказом Минфина от 1 июля 2004 г. №80. Концепция, разработанная по решению Правительства РФ, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обес­печение гарантированного доступа к ней заинтересован­ным пользователям.

Концепция раскрывает такие положения, касающие­ся учета и отчетности, как:

- необходимость дальнейшего развития бухгалтерс­кого учета и отчетности;

                  цель и основные направления дальнейшего разви­тия бухгалтерского учета и отчетности;

29

- необходимость повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

- создание инфраструктуры применения МСФО;

- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

- подготовка и повышение качества квалификации кадров;

а также основные этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.

В п. 2. 1. Концепции говорится об управленческой от­четности. «Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе е тем передовая прак­тика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составле­ния ее основывается на тех же принципах, на каких со­ставляется индивидуальная бухгалтерская и консолиди­рованная финансовая отчетность. Главная задача в обла­сти финансовой отчетности заключается в широком рас­пространении передового опыта ее организации, а также опыта Использования ее в управлении хозяйствующим субъектом».

Второй уровень составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разрабо­таны Минфином РФ

30

согласно государственной програм­ме перехода России на принятую в международной прак­тике систему учета и отчетности в соответствии с требо­ваниями развития рыночной экономики. Учетные стан­дарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерс­ком учете и отчетности, и рассматривают отдельные ме­тодологические вопросы учета конкретных операций, на­пример, учета основных средств и запасов. К числу ПБУ, которые регулируют не только финансо­вый, но и управленческий учет, можно отнести:

-              Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерс­кая отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утверж­дено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н;

-  Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). Утверждено прика­зом Минфина РФ от 27 января 2000 г.;

-              Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г.

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его приме­нению, являющиеся базовыми документами системы учета в России. План счетов — документ общего порядка, кото­рый является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов нео­

31

днократно вносились корректировки в связи с меняющи­мися экономическими условиями. Минфин России при­казом от 31 октября 2000 г. Утвердил новый План сче­тов, .который введен в действие с 1 января 2001 г.

Информация о работе Упраленческий бухучет