Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и принципов управленческого учёта. Для этого поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть предмет и принципы управленческого учёта
- Изучить приёмы и способы управленческого учёта
- Классифицировать системы управленческого учёта
Введение 3
Глава 1. Сущность управленческого учёта
1.1. Предмет, принципы, функции управленческого учёта
1.2 Информация, формируемая в системе управленческого учёта
Глава 2. Методология и системы управленческого учёта
2.1. Приёмы и способы управленческого учёта
2.2. Системы управленческого учёта
Глава 3. Законодательные акты РФ, регламентирующие управленческий учёт
Заключение
Литература
Систематический учет затрат - есть финансовый учет затрат на производство с его регламентацией по составу затрат, способам регистрации, идентификаций и группировки, представления в отчетности. Элементами систематического учета являются:
1) измерение и оценка затрат по приобретению и использованию производственных ресурсов;
2) контроль процессов снабжения, производства, реализации в натуральных измерителях;
3) группировка затрат по статьям расхода и элементам, по местам возникновения, по видам продукции, работ и услуг, сюда же относится порядок включения затрат в себестоимость;
4) внутренняя и внешняя отчетность, удовлетворяющая своих пользователей по срокам, содержанию и частоте представления.
Проблемный учет формирует информацию об экономической, технологической, конструкторской и организационной подготовке
22
производства; о ценах и реализации продукции; об управлении производственными запасами и рационализации расхода производственных ресурсов.
Задачи проблемного учета решаются с помощью методов программирования, нормирования, планирования, прогноза, системного экономического анализа, контроля и регулирования на основе фактических данных производственного учета и статистики.
Содержание понятия «проблемный учет» показывает, что данные этого учета используются для решения будущих экономических и производственных проблем организации.
Данные проблемного учета используются для:
• планирования и прогнозирования затрат и доходов, нормирования и составления смет (бюджетов);
• анализа расходов и отклонений от нормативов (стандартов) и анализа доходности производства продуктов;
• оценки деятельности структурных подразделений и организации по критерию величины затрат и доходов, получаемых в процессе производства и сбыта;
• принятия многовариантных управленческих решений на ближайшую и дальнюю перспективу в области производства и сбыта, кооперирования, импорта и экспорта, ассортимента продукции и др.;
• разработки моделей управления запасами и затратами, которые бы
23
обеспечивали оптимизацию затрат и доходов.
По степени взаимосвязи между финансовым (систематический учет затрат и доходов) и управленческим учетом в практике зарубежных стран применяют две системы: монистическую и автономную.
Монистическая - интегрированная система, объединяющая систематический и проблемный учет на основе прямой и обратной связи на счетах бухгалтерского учета. Систематический учет путем отражения на счетах бухгалтерского учета производственных издержек, готовой продукции и ее реализации дает возможность оценить деятельность организации, её финансовое положение. Дополняя финансовую информацию данными внутренней отчетности, администрация может оценить рациональность организации производства на любом его участке. Из оперативных сведений и отчетности материально-ответственных лиц определяются положительные и отрицательные отклонения от действующих стандартов. Тем самым создаются предпосылки организации действующей системы контроля за издержками и доходами.
Автономная система - обособленное создание систематического и проблемного учета. Связь между финансовым и управленческим учетом осуществляется с помощью так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования.
По оперативности затрат системы разделяют: на систему учета фактических (прошлых, исторических) затрат и систему учета стандартных
24
(нормированных) затрат. Оперативность затрат - один из критериев действенности системы, ориентированной на увеличение эффективности.
Система учета фактических (прошлых) затрат состоит в формировании информации для расчета себестоимости реализованной продукции и прибыли, для определения фактической себестоимости и дохода от реализации единицы готовой продукции конкретного наименования.
Система учета стандартных затрат включает: разработку стандартов на затраты по приобретению и использованию материалов, основных фондов, на затраты труда, накладных расходов; составление калькуляций себестоимости по нормативным затратам и учет фактических затрат с выделением отклонений от нормативов и смет.
В мировой практике такая система называется «стандарт-кост». Она ориентирована на оперативность контроля за ходом формирования себестоимости и при возникшей необходимости регулирование ее процесса.
Полнота включения затрат в себестоимость - один из признаков классификации систем учета, применяемый в практике. Существует система учета полных затрат и система учета частичных затрат - две системы, отвечающие в управленческом учете различным целям.
Система учета полных затрат представлена традиционным учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости. Основной группировкой затрат является их деление на прямые (относимые прямо на объект калькулирования) и косвенные (распределяемые между объектами калькули
25
рования пропорционально какой-либо базе).
Под системой частичных затрат понимается подход, когда производится подбор отдельных элементов затрат, которые носят прямой характер и включаются в себестоимость отдельных видов продукции. Затраты при этой системе зависят от объемов производства и потому их называют переменными. Калькуляция ограниченных затрат включает только производственные расходы, связанные с выпуском калькулируемого продукта.
Часть затрат, которые носят косвенный характер, имеет отношение ко всей продукции. Такого рода затраты возмещаются из общей суммы выручки. В зарубежной практике этот вариант учета называется «директ-костинг».
Управленческий учет характеризуется:
- отсутствием стандартизации – способы и формы ведения управленческого учета не ограничены нормативным регулированием; формы представления отчетных данных могут быть любыми; применяемые термины могут использоваться в различных смыслах, удобных для внутренних целей;
- конфиденциальностью - информация управленческого учета предназначена исключительно для внутреннего потребления;
- плановым характером - управленческий учет призван давать прогнозы по различным аспектам деятельности организации (объему реализации, эксплуатационным расходам, расходам на персонал и пр.);
измерением показателей как в денежном, так и в натурально-вещественном выражении, например, измерение количества производственных
26
запасов в штуках, погонных метрах, тоннах и т.п. Подобное измерение применяется и в аналитическом учете;
- актуальностью предоставленной информации (за счет использования приблизительных оценок, неполного набора данных). Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени – сутки, пятидневку, декаду и пр. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами производства и реализации продукции;
·индивидуальной периодичностью отчетов;
·расширенным составом объектов учета – в качестве объектов могут выступать отдельные изделия, виды деятельности, центры ответственности.
В заключение следует отметить, что все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение целей управления.
Помимо методов бухгалтерского учета управленческий учет использует совокупность методов статистики, экономического анализа, а также экономико-математические методы.
Глава3. Законодательные акты РФ, регламентирующие управленческий учёт
27
Основные нормативные документы, регламентирующие управленческий учет, разработаны применительно к бухгалтерскому учету. Это в некоторой степени подтверждает методологическую взаимосвязь управленческого и бухгалтерского учета, которая основывается на единстве применяемых принципах и методах учета. Вместе с тем многие положения нормативных документов можно использовать и в управленческом учете. Например, первичные документы в управленческом учете целесообразно составлять в соответствии с требованиями Закона «О бухгалтерском учете»; положения по бухгалтерскому учету также целесообразно отнести к управленческому учету, хотя они для него не обязательны (в отличие от бухгалтерского учета).
К настоящему времени систему нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский и управленческий учет, можно представить иерархично в виде четырехуровневой системы.
Первый уровень образуют законодательные акты, указы Президента РФ и Постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского управленческого учета и отчетности в организации. Основным законодательным актом на данном уровне является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 1996 г. № 129-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета и отчетности, их содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую (финансовую)
28
отчетность.
К законодательным нормативным документам также относятся: Гражданский кодекс РФ, в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности (наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ); «Об акционерных обществах» от 26. 12. 1995 г. №208-ФЗ, Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06. 03. 1998 г. № 283.
Так как в настоящее время происходят весьма существенные перемены в финансовом учете, связанные с переходом России на международные стандарты финансового учета, то следует обратить внимание на положения Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, которая была утверждена приказом Минфина от 1 июля 2004 г. №80. Концепция, разработанная по решению Правительства РФ, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.
Концепция раскрывает такие положения, касающиеся учета и отчетности, как:
- необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности;
цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности;
29
- необходимость повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
- создание инфраструктуры применения МСФО;
- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
- подготовка и повышение качества квалификации кадров;
а также основные этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.
В п. 2. 1. Концепции говорится об управленческой отчетности. «Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе е тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основывается на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность. Главная задача в области финансовой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта Использования ее в управлении хозяйствующим субъектом».
Второй уровень составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином РФ
30
согласно государственной программе перехода России на принятую в международной практике систему учета и отчетности в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Учетные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности, и рассматривают отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. К числу ПБУ, которые регулируют не только финансовый, но и управленческий учет, можно отнести:
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г.;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г.
К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы учета в России. План счетов — документ общего порядка, который является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов нео
31
днократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. Утвердил новый План счетов, .который введен в действие с 1 января 2001 г.